Банковское обозрение

Финансовая сфера

Сто рублей — от рождения до наших дней

В конце июня Банк России представил обновленную сторублевую банкноту — в мегарегуляторе отметили, что кроме внешнего оформления усовершенствован и комплекс защитных признаков банкноты.

На лицевой стороне новой «сторублевки» изображены фрагменты Спасской башни Московского Кремля с курантами, концертного зала «Зарядье» в Москве, Останкинская башня и Парящий мост, а также здание МГУ имени М.В. Ломоносова на Воробьевых горах. Оборотная сторона посвящена Центральному федеральному округу — его символами стали Ржевский мемориал советскому солдату и музей-заповедник «Куликово поле». Постепенно эти банкноты заменят в обращении бумажные денежные знаки предыдущих модификаций.

Защитный комплекс новый банкноты аналогичен тому, который применен на банкноте номиналом 200 рублей Новая «сторублевка» изготовлена на модернизированной бумаге, покрыта для большей износостойкости лаком. На банкноте размещена защитная ныряющая нить, на которой на просвет виден номинал, а при покачивании заметно движение. Проверка такого признака подлинности не требует специального оборудования. Кроме того, водяной знак на новой банкноте сложный, многотоновый, он повторяет изображение Спасской башни и дополнен водяным знаком номинала банкноты. Вместе с остальными элементами проверки подлинности это образует целостный защитный комплекс.

За время своего существования «сторублевка» менялась. В отделе музейной работы ГУ Банка России по ЦФО нам рассказали, какой путь она прошла с момента появления в 1769 году до настоящего времени.

Итак, своим появлением первые русские бумажные деньги обязаны императрице Екатерине II. Именно она в 1769 году приняла решение начать выпуск ассигнаций. Среди них в то время 100 рублей были самым крупным номиналом.

Выглядела сторублевая ассигнация очень непривычно — она больше напоминала ценные бумаги. Это были односторонние белого цвета листы (по размеру ближе к альбомному), каждый из которых вручную подписывали банковские чиновники. Самое интересное, что уже на первых ассигнациях появились водяные знаки. Да какие! На просвет можно было прочесть: «Любовь к Отечеству действует к пользе оного» и «Государственная казна».

В таком виде сторублевые ассигнации просуществовали до 1843 года. При Николае I, с началом «эпохи серебряного стандарта», основой расчетов в России стал серебряный рубль. К нему были «привязаны» все остальные деньги — металлические и бумажные. Тогда же они получили название «государственные кредитные билеты».

В 1843 году при выпуске банкнот начали применять гальванопластику, которую изобрел российский физик Б.С. Якоби в 1838 году. Она позволила наносить рисунок на металл с помощью тока. Применяли гальванопластику для изготовления форм (клише), с которых печатали деньги, — это позволило очень точно и качественно воспроизводить сложный рисунок будущих денег на большом количестве клише, увеличить скорость выпуска банкнот и их защищенность. В эти годы сторублевая купюра оставалась самым крупным номиналом, наиболее надежно защищенной от подделки и замысловато оформленной банкнотой. Для нее впервые применили цветную радужную печать (ирис). Так у сторублевки появилось народное прозвище — «радуга».

Это название закрепилось за сторублевыми банкнотами на долгие годы, но не стало единственным. В 1866 году металлографская печать (по информации Гознака — разновидность глубокой печати, самый высокозащищенный способ при печати банкнот, документов, ценных бумаг и изделий, требования к защищенности которых определены на законодательном уровне) позволила впервые поместить на банкноты изображения людей. Так, защитным элементом банкноты стали гравюры с портретами русских правителей.

С того времени в течение полувека, до периода Революции 1917 года и Гражданской войны, сторублевку неизменно украшал портрет Екатерины II. В народе эти банкноты ласково звали «катеньками», «катюшами», «катеринками». На банкноте номиналом 100 рублей образца 1910 года был размещен черно-белый портрет Екатерины II — гравюра с картины Иоганна Баптиста Лампи старшего. Банкноту номиналом 500 рублей образца 1912 года украшал черно-белый портрет императора Петра I в латах — гравюра с картины художника Карла Моора (1717 год). Как и остальные «николаевки», в таком виде выпущенные Государственным банком банкноты находились в обращении до 1 октября 1922 года.

А потом начался настоящий денежный хаос. В период Октябрьской революции и Гражданской войны (в 1918–1922 годах) на территории бывшей Российской империи было в ходу более 2 тыс. видов денежных знаков. Наряду с царскими свои деньги печатали Временное правительство, РСФСР и другие возникающие государственные образования, различные армии белого движения. И, конечно, в это время было очень много разнообразных купюр сторублевого достоинства.

Денежная реформа 1922–1924 годов положила конец денежному хаосу. В обращение был введен советский золотой червонец, который по весу и золотому содержанию был равен царской десятирублевой монете. Он и стал основной денежной единицей, Государственный банк СССР выпускал соответствующие банкноты — 1, 3, 5 и 10 червонцев. При этом рубль составлял 1/10 часть червонца, купюра в 10 червонцев была равна 100 рублей, но самой банкноты достоинством 100 рублей тогда не существовало. Так продолжалось до послевоенной денежной реформы 1947 года, когда сторублевая купюра вновь стала самым большим номиналом.

На послевоенном билете Государственного банка СССР номиналом 100 рублей была помещена металлографическим способом гравюра с видом Московского Кремля. Эти деньги относят к произведениям полиграфического искусства, как и последние царские деньги с портретами Екатериной II и Петра I. Автором эскизов банкнот образца 1947 года был легендарный художник Гознака Иван Дубасов.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов в стране внедряли в промышленное производство отечественные ЭВМ, Юрий Гагарин полетел в космос. Легкость и динамичность этого периода отражены и на купюрах образца 1961 года. На крупных номиналах, среди которых и 100 рублей, размещен барельеф Ленина в овальном медальоне, он же — водяной знак. В таком виде эти банкноты дожили до конца советского периода.

Сегодня в обращении находятся банкноты «городской» серии образца 1997 года. Первые эскизы банкнот этой серии начали разрабатывать еще в 1993 году. С тех пор эти банкноты неоднократно модифицировали: их оформление практически не менялось, но были добавлены новые элементы защиты купюр от подделки.

«Сторублевка» этой серии посвящена Москве. Но мало кто знает, что кроме «городской» серии в 1990-е годы художники разрабатывали различные варианты «портретных» серий банкнот с изображением знаковых представителей русской культуры. Так, на эскизах сторублевых купюр, сохранившихся в фондах Гознака, можно увидеть Александра Пушкина, Федора Достоевского и Антона Чехова.

Современные сторублевые купюры не раз становились полотном для отражения знаковых событий. В 2013 году выпущена первая памятная вертикальная банкнота Банка России в преддверии Олимпиады в Сочи. В 2015-м сторублевую купюру посвятили Крыму. Третья памятная банкнота — вертикальной формы, как и две первые, — выпущена к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Она стала первой российской банкнотой, полностью выполненной из полимерной пленки.

История

100 рублей образца 1843 г. (132 x 178 мм). Из фондов ФГУП «Гознак.
1843

100 рублей образца 1843 г. (132 x 178 мм). Из фондов «Гознака».

100 рублей образца 1866 г., выпуск 1878 г. (214 x 130). Из фондов ФГУП «Гознак». 100 рублей образца 1866 г., выпуск 1878 г. (214 x 130). Из фондов ФГУП «Гознак».
1866

100 рублей образца 1866 г., выпуск 1878 г. (214 x 130). Из фондов «Гознака».

100 рублей образца 1910 г. (260 x 122 мм). Управляющий А.В. Коншин. Из коллекции Ф.Ф. Иванкина, Россия. 100 рублей образца 1910 г. (260 x 122 мм). Управляющий А.В. Коншин. Из коллекции Ф.Ф. Иванкина, Россия.
1910

100 рублей образца 1910 г. (260 x 122 мм). Управляющий А.В. Коншин. Из коллекции Ф.Ф. Иванкина, Россия.

100 рублей образца 1947 г. (228 x 115 мм). Из фондов ФГУП «Гознак». 100 рублей образца 1947 г. (228 x 115 мм). Из фондов ФГУП «Гознак».
1947

100 рублей образца 1947 г. (228 x 115 мм). Из фондов «Гознака».

100 рублей образца 1961 г. (140 x 70 мм). Из собрания музея банка России 100 рублей образца 1961 г. (140 x 70 мм). Из собрания музея банка России
1961

100 рублей образца 1961 г. (140 x 70 мм). Из собрания музея банка России

130 x 57 мм
1993

130 x 57 мм

130 x 57 мм 130 x 57 мм
1997

130 x 57 мм

2022

150 x 65 мм



Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ