Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • TechWeek-заметки
19.11.2021 FinCorpFinTechАналитика

TechWeek-заметки

Компании форсируют внедрение различных цифровых технологий. Среди них — создание экосистем и автоматизация бизнес-процессов с образованием цифровых двойников. Эти тренды развиваются быстро, и надо держать руку на пульсе, чтобы своевременно включиться   


Пути создания экосистемы

Среди больших корпораций есть мегатренд — создать экосистему, и каждая из компаний надеется сделать такую, в которую человек нырнет и никогда оттуда не выйдет. В общем-то, известная игра, которую начал Apple. Но есть и альтернативная игра, перспективная для тех, кто поменьше, — сливаться в сетевые кооперации, которые могут быть весьма неожиданными. Например, Tinder и Lift — чтобы прямо из приложения Tinder можно было заказать такси тому, кого зовешь на свидание.

Чтобы идти этим путем, надо уметь быстро выставлять API и проектировать свои сервисы именно таким образом. При этом, даже если внутри у вас все на сервисах, выставить наружу — отнюдь не нулевая работа. Еще надо продумать договорную юридическую схему и безопасность, и не только в договоренностях, а сделать под это API, чтобы перебрасывать потребителей. И чтобы это можно было делать быстро, API должно быть заранее под такую задачу заточено. Оно должно быть дружелюбным и развиваемым. Например, у QIWI много разных партнерских программ, где они обеспечивают банковские услуги со специализированными компаниями — для геймеров, веб-мастеров, и др. И таким образом QIWI сохраняет свое присутствия, конкурируя с гораздо более крупными игроками, так как делает персонализированное предложение партнерам. Но есть также важная грань между дружелюбной кастомизацией стандартных сервисов и разработкой заказных продуктов для каждого клиента.

Практический совет — не ввязывайтесь в большие проекты, сделайте сначала «пилот» с каким-нибудь партнером, пусть даже с небольшой выгодой. Вы почувствуете, насколько готовы. Что интересно, принцип API First перестает быть техническим, а становится бизнес-подходом. Создавая новый сервис, можно просто сделать API и протестировать. Возможно, даже приложение не понадобится. Например, веб-мастера, которые включены во взаимодействие, массово выпускают и забирают предоплаченные карты через API, им это проще, чем в приложении.

Развитие партнерской программы потребует множества интеграций. И при нынешнем дефиците IT-специалистов путь цифровой трансформации — NoCode/LowCode, решения требующие минимального кодирования. Этим способом сейчас можно делать очень многое: программирование роботов, чат-боты, управление задачами и тасками, управление бизнес-процессами, прототипирование. И делать быстро, проверять новые гипотезы. Только надо освоить технологию, научиться.

А если вернуться на глобальный уровень, то получается интересная картина, о которой я писал в начале этих заметок. Есть глобальная конкуренция экосистем корпораций, и есть сетевая кооперация сетевых игроков по самым разным сервисам. Если обратиться к компьютерным аналогиям, то это конкуренция между Microsoft.Net, где все от одного производителя, и Java-миром с множеством разработчиков. Или более молодая история — iOS против Android. Эти истории показывают, что однозначной победы ни у одного из способов нет, они сосуществуют.

Интересно, что сейчас можно увидеть и промежуточный вариант. В банковском секторе все делают экосистему, но не у всех крупных банков есть из чего ее собирать. И вот Газпромбанк собирает экосистему из партнеров-кооперантов.

А еще экосистему нельзя собирать просто потому, что ты крупный. Ты конкурируешь, и потому у твоей экосистемы должно быть конкурентное преимущество, причем не только в бренде, но и в своих технологиях. И это преимущество надо сохранить при образовании экосистемы. Например, Сбер опирается на свое преимущество в клиентском сервисе, а «Газпромнефть» — на Индустрию 4.0, как видят эксперты.

У цифровой трансформацию есть три части:

  • оцифровка процессов;
  • работа с клиентом, обычно в B2C — пересборка «трубы», по которой движутся клиенты, устранение препятствий на клиентском пути;
  • трансформация в части изменения бизнес-моделей и новой автоматизации — сервисная и подписная модели.

Фокус на цифровизацию

Цифровизация — популярный и актуальный тренд, но следовать ему надо разумно, а не отдавая дань моде. Повышение уровня цифровизации до полной автоматизации с созданием цифровых двойников не должно быть самоцелью. В любом случае современное производство состоит из большого количества линий с высокой автоматизацией и делением на уровни. Впрочем, с моей точки зрения, уровни — это просто альтернативные направления, они не обязательно следуют один над другим.

Начинается все с нулевого уровня — собрать все данные в одном месте. Правда, когда соберете, может оказаться что данных по всей международной компании так много, что все это работает медленно. Из них надо уметь вырезать нужный кусочек, например, по всем линиям и цехам одной фабрики.

А дальше есть следующие векторы:

  • визуализация. Иногда ее достаточно. Например, у Unilever в Санкт-Петербурге были проблемы потерь при переключении линий розлива между продуктами, они визуализировали графики по цепочке — и инженеру оказалось этого достаточно, чтобы разобраться;
  • продвинутые инструменты решения проблем. Фабрика мороженого — «перевешиваем» продукт, нельзя меньше 4-5%. И это 100 тыс. евро только в России. Смарт-весы, датчики на фризах, цифровая модель — вот и сократили перевес;
  • машинное обучение, продвинутый контроль процессов. Точечно, а не тотально. Например, автоматический контроль правильности этикеток, если поклеили не то — надо отозвать;
  • связанная сеть цифровых двойников. Туда не надо бежать сразу — дорого (время и деньги) и не всегда оправдано, но когда есть понимание, где и зачем нужно, — тогда да.

Как и при построении экосистем, в цифровизации важно выбирать правильные технологии — LowCode/NoCode, чтобы обеспечить развитие при нынешнем дефиците IT-специалистов.


Подготовлено по материалам автора на Facebook






Новости Новости Релизы