Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В 2024 году рынок брокерского обслуживания активно развивался в связи с ростом интереса частных инвесторов к торговле ценными бумагами. Сильное влияние на развитие рынка оказали многочисленные изменения законодательства и необходимость перехода на отечественное программное обеспечение (ПО). «Диасофт», крупный поставщик IT-решений для финансового рынка, внимательно отслеживает данные тенденции, поэтому ключевыми направлениями в работе компании в части автоматизации брокерских операций стали обеспечение быстродействия и импортозамещение программных продуктов, поддерживающих бизнес брокеров
Быстродействие — один из важнейших параметров выбора автоматизированных систем для брокерского обслуживания: они должны не только своевременно выполнять все операции, но и иметь запас мощности для обработки еще большего их количества. По данным Банка России, суммарное количество клиентов брокерского обслуживания в третьем квартале 2024 года достигло 45 млн (+5% квартал к кварталу и +27% год к году). При этом, по данным Московской биржи, число физических лиц, имеющих брокерские счета с уникальными паспортными данными, выросло до 33,8 млн (+4% квартал к кварталу и +23% год к году) и составило 44% экономически активного населения страны. Стабильный рост числа клиентов на брокерском рынке вызывает необходимость в высокоскоростном ПО, способном к бесперебойному функционированию и обработке всех операций в кратчайшие сроки. Кроме того, такое быстродействующее ПО должно содержать широкий спектр функциональных возможностей, в том числе для максимально быстрого и эффективного обслуживания клиентов.
Перед компанией «Диасофт» стояла задача повышения быстродействия поставляемых систем. В результате рефакторинга и оптимизации программного кода, пересмотра отдельных компонентов, ускорения сквозных бизнес-процессов и кеширования данных производительность решения «Брокерское обслуживание» удалось увеличить в 5–10 раз.
Но для обслуживания растущего числа клиентов брокерам требуется ПО, способное обрабатывать возрастающие объемы операций. Поэтому необходимо было реализовать решение, которое позволит удовлетворить все потребности рынка. В течение года «Диасофт» активно работал над переводом решения «Брокерское обслуживание» в микросервисную архитектуру. Благодаря новым технологиям решение получило следующие преимущества:
Еще одна задача — импортозамещение решений, которые использовались долгие годы. Можно, конечно, решать эту задачу самостоятельно, но для этого нужны ресурсы, а можно обратиться к профессиональным участникам IT-рынка, которые предоставят соответствующую команду на проект.
Специалисты «Диасофт» проанализировали возможности технологий, обеспечивающих переход на отечественные продукты, и учли все их недостатки, чтобы предотвратить потери в производительности и функционале решений. Для работы серверной части была выбрана СУБД Digital Q.DataBase, основанная на подконтрольном компании «Диасофт» форке PostgreSQL и демонстрирующая производительность в 15–20 раз большую по сравнению с «ванильной» версией PostgreSQL. Для поддержки работы клиентской части использовано приложение Wine на ALT Linux, в качестве офисного приложения — отечественный продукт из реестра российского ПО. Для перевода прикладного IT-решения на отечественные технологии был разработан конвертер. После проверки работоспособности функционала проведено нагрузочное тестирование в сравнении с решением на ранее используемых технологиях. Последние сравнительные замеры производительности решения при обработке 100 тыс. сделок с ценными бумагами показали почти одинаковое время, а в отдельных операциях — даже ускорение их действия. То есть удалось не только перевести текущее решение на импортонезависимый технологический стек, но и сохранить его быстродействие.
Переход на отечественные технологии в целях повышения производительности IT-решений является одной из ключевых задач на ближайшие несколько лет. Перейти на новые решения или поддержать изменения в текущих — от этого выбора, несомненно, зависят конкурентоспособность и стабильное развитие бизнеса на рынке брокерского обслуживания.