Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • В центре всеобщего внимания
08.03.2024 FinStyleАналитика

В центре всеобщего внимания

Мужчина и женщина. Кто при прочих равных все-таки производительней как руководитель банка или финансовой компании?


В позднесоветских кинофильмах типа «Москва слезам не верит» или «Служебный роман» роль женщины как руководителя показана все-таки не очень гармонично, героини как будто вынуждены обстоятельствами находиться на своих должностях и постоянно доказывать свои компетентность и соответствие. Но это старое кино, а что сейчас в реальной жизни?

К/ф «Служебный роман», 1977. Фото: YouTube-канал «Мосфильма»

К/ф «Служебный роман», 1977. Фото: YouTube-канал «Мосфильма»

Согласно исследованию НАФИ за 2020-й год, женщины среди российских руководителей составляли 41%, и тогда это был один из самых высоких показателей в мире. Вряд ли эта картина сильно изменилась за четыре года, и вряд ли большинство руководителей — представителей прекрасного пола сейчас чувствуют себя неуверенно в этой роли.

Стереотип о гендерной специфике отраслей уже не отражает реальности: сегодня женщины не только банками руководят, но и стоят во главе промышленных, строительных, технологических и других компаний в отраслях, которые традиционно считались «мужскими».

Это никого не удивляет и почти никого не смущает, а ведь еще каких-то 150 лет назад все было не так не только среди обывателей, но и среди общественно признанных гениев и столпов общества.

К/ф «Москва слезам не верит», 1979. Фото: YouTube-канал «Мосфильма»

К/ф «Москва слезам не верит», 1979. Фото: YouTube-канал «Мосфильма»

«У женщин нового поколения нет выдержки характера. Они не способны на какое-нибудь упорное и продолжительное стремление к достижению намеченной цели. Возьми такую простую вещь — ну, что бы такое назвать? Да хоть собирание почтовых марок. Если этим займется мужчина систематически, он будет собирать, хранить и, если не отдаст этому занятию слишком большого времени и если и охладеет к собиранию, то все-таки не бросит его, а сохранит на долгое время, а может быть, и до конца своей жизни, как воспоминание об увлечениях молодости. А женщина? Она загорится желанием собирать марки, купит роскошный альбом, надоест всем родным и знакомым, выпрашивая марки, затратит на покупку их массу денег, а затем желание в ней уляжется, роскошный альбом будет валяться на всех этажерках и в заключение будет выброшен, как надоевшая, никуда не годная вещь. Так и во всем, в пустом и серьезном — везде малая выдержка: сначала пламенное стремление и никогда — долгое и упорное напряжение сил, для того чтобы достигнуть прочных результатов намеченной цели». Это выдержки из рассуждений по «женскому вопросу» Федора Михайловича Достоевского, оставленные потомкам в книге воспоминаний его женой Анной Григорьевной. Она, к слову, чтобы доказать обратное, решила после этого разговора заняться филателией и потом время от времени хвалилась перед мужем разрастающейся коллекцией, что, впрочем, вызывало у классика русской литературы легкую усмешку.

Федор Михайлович Достоевский, Анна Григорьевна Достоевская

Авторы еще одного, проведенного во время пандемии, исследования от консалтинговой компании Zenger/Folkman упомянули феномен «стеклянной скалы», который получил свое название по аналогии со «стеклянный потолком» — уровнем в карьерной иерархии, выше которого женщины практически не могут подняться. «Стеклянная скала» — это концепция, которая предполагает, что женщин чаще, чем мужчин, назначают на руководящие должности в переходные для компаний периоды. Авторы исследования решили выяснить, насколько женщины-лидеры эффективнее мужчин в кризис. Чтобы оценить деловые качества 454 руководителей-мужчин и 366 руководителей-женщин, исследователи использовали метод «360 градусов», опрашивая их начальников, коллег, прямых подчиненных и клиентов. Они просили оценить каждого руководителя по 16 компетенциям, которые больше всего влияют на бизнес-результат. К примеру, спрашивали, как часто руководитель проявляет инициативу, развивает других, вдохновляет, мотивирует, стремится к собственному развитию и т.п.

Оказалось, что женщин оценивали как более эффективных лидеров чаще, чем мужчин, на каждом уровне управления. Причем разрыв между мужчинами и женщинами в период пандемии оказался больше, чем в предыдущем докризисном исследовании, что может говорить о том, что женщины справляются с кризисом лучше.

Женщины получили более высокие оценки по 13 из 19 компетенций. Они чаще «проявляют инициативу», «готовы учиться», «вдохновляют, мотивируют и развивают других». Мужчины значительно превзошли женщин только в одной управленческой компетенции — «технической или профессиональной экспертизе».

Чтобы понять уровень вовлеченности, исследователи рассмотрели компетенции, которые респонденты назвали наиболее важными во время кризиса. Оказалось, что больше всего люди ценят лидеров, которые «вдохновляют и мотивируют других», «много общаются», «строят отношения», налаживают «сотрудничество и командную работу». Женщины превзошли мужчин в каждой из этих компетенций.

Если вернуться к воспоминаниям Анны Достоевской, то можно констатировать, что Федор Михайлович явно не был лидером командной работы, но мы же любим (или не любим) его не за это.

На финансовом рынке традиционно много харизматичных женщин-управленцев, и в этом номере мы попытались показать наиболее выдающихся и заметных среди регуляторов финансовых рынков. Также мы подготовили с женщинами-управленцами несколько блиц-интервью, из которых можно узнать не только об их профессиональных качествах, но и о том, что дает им силы такими быть. А в материале «Сломанный потолок или стеклянная ступенька?» рассказано о том, что происходит с наймом женщин в финансовой сфере и каких изменений можно ожидать в ближайшее время.

Всех наших читательниц и женщин-экспертов поздравляю с долгожданной весной! Пусть каждый ваш день будет наполнен новыми смыслами, и оставайтесь всегда в центре всеобщего внимания и интереса.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ