Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Вал роскоши
01.02.2004

Вал роскоши

Новый год прошел, и все подарки, казалось бы, вручены. Но мы-то знаем, что праздничный марафон только начинается. Впереди День влюбленных, 23 февраля и 8 Марта, близкие люди ждут приятных сюрпризов. И самым беспроигрышным вариантом в этом смысле остаются ювелирные украшения.


Арабские шейхи сдают позиции

кольеДо недавнего времени "входным билетом" на тот же бал в Монако были ювелирные украшения, купленные на Пятой авеню в Нью-Йорке, на Вандомской площади в Париже и на Бонд-стрит в Лондоне. Теперь этот список пополнила и Москва, обогнавшая европейские столицы по количеству роскошных ювелирных бутиков. Ездить за дорогими покупками в Париж и Лондон в России стало не только не модно, но и не интересно. Центром мирового ювелирного рынка сегодня становится Россия. Если в европейских столицах все предметы роскоши сосредоточены, как правило, всего в одном месте, то в российской златоглавой таких "фешенебельных" улиц аж четыре: Столешников переулок, галерея на Никитских воротах, квартал в Третьяковском проезде и ювелирные магазины на Кузнецком мосту.

Вообще то, что сейчас происходит на российском рынке ювелирных украшений, сами профессионалы рынка называют "валом роскоши". По словам ювелиров, экономическая ситуация в секторе производства украшений класса "люкс" сейчас в мире весьма напряженная и приносит инвесторам сплошное разочарование. Рост евро, общий экономический спад, сокращение мирового туристического потока, обеспечивающего 10-15% всех продаж "люксовых" товаров, - все это неблагоприятно сказывается на мировом элитном ювелирном бизнесе, прошлогодние потери которого специалисты оценили в 30%. В то же время российский ювелирный рынок, наоборот, в прошлом году на 30% вырос.

По данным социологического исследования, проведенного компанией "Комкон", сегодня чуть больше 13% населения страны являются постоянными покупателями массовых украшений стоимостью 100-200 долларов и всего 0,3% - элитные покупатели, позволяющие себе приобретать украшения свыше 3 тыс. долларов.

По словам специалистов, больше всего дорогие ювелирные цацки любят нефтяники. Именно они составляют большинство участников рынка дорогих ювелирных украшений. За нефтяниками идут российские чиновники. Высокопоставленные госслужащие могут позволить себе раз в полгода дарить своим пассиям бриллиантовые колье, браслеты и часы от 30-40 тыс. долларов. На фоне наших чиновников меркнут даже арабские шейхи. В конце прошлого года председатель Торгово-промышленной палаты Саудовской Аравии шейх Абдулрахман Аль-Джерейси посетил проходящую в Москве ювелирную выставку, на которой прикупил платиновое кольцо с бриллиантом за несколько тысяч долларов. Выставку посетил и бывший спикер Госдумы. Ходят слухи, что ради него тогда на 30 минут закрыли главный выставочный павильон: экс-спикер выбирал кольцо с бриллиантами.

На третьем месте в череде покупателей дорогих ювелирных украшений стоят жены и подруги богатых людей, за ними идут бизнесмены с банкирами. По словам специалистов, то, что банкиры и бизнесмены меньше остальных интересуются драгоценностями, не значит, что их доход ниже, чем у тех же чиновников. Просто если для чиновников деньги - это результат их труда, то для банкиров - орудие труда.

Как говорят ювелиры, настоящие их клиенты всегда держатся инкогнито, не называя имен. Однако в московском салоне Mercury все же назвали рекордную сумму покупки в истории новейшего постсоветского ювелирного бизнеса. Эта покупка была совершена в прошлом году, когда в Mercury был выставлен для обозрения самый большой в мире розовый бриллиант весом в 70,39 карат классической каплевидной огранки. Бриллиант тут же нашел своего покупателя, коим оказался русский, приобретший камень за 100 млн долларов. Такой фантастической цене камень обязан своему редкому природному нежно-розовому оттенку, из-за чего один карат такого камня оценивается в 1,6 млн долларов. Имя покупателя не называют. Известно лишь, что живет он в Лондоне.

Ювелирная лихорадка

Не удивительно, что именно Россия наряду с Китаем и Индией является сегодня наиболее привлекательным направлением для мирового ювелирного бизнеса. "В нашей стране сейчас царит настоящий ювелирный бум, - говорит основатель Национальной ассоциации ювелирной торговли Сергей Шкапров. - Растут продажи не только массовых, но и дорогих ювелирных украшений. Народ просто обезумел. Такого ажиотажа не было даже до кризиса 1998 года".

Действительно, минувший 2003 год поставил рекорд по количеству вновь открывшихся ювелирных бутиков в Москве. Весь год в Россию стабильно привозились новые марки, предлагались новые коллекции и съезжались высокопоставленные чиновники из различных мировых ювелирных домов, привлеченные сладким запахом российской ювелирной лихорадки. "Сейчас на фоне роста доходов россиян и внутреннего туризма для нас сложилась весьма благоприятная ситуация на российском рынке эксклюзивных ювелирных украшений, - говорит Халед Джамиль, генеральный директор компании, продвигающей на российском рынке марку Christian Dior.- В прошлом году мы решили представить ювелирные украшения Christian Dior в России, поскольку российский покупатель для компании на сегодняшний день является одним из лучших".

На улице московские центры притяжения сильных мира сего - ювелирные бутики - можно определить безошибочно. Как правило, бутик располагается в фешенебельном столичном районе, историческом центре, в старинном доме с "легендой". Обстановка в элитных ювелирных магазинах соответствующая. "Мы работаем с состоятельной публикой, а богатые не хотят ходить туда, куда ходят бедные, - говорит продавец-консультант ювелирного бутика в Столешниковом переулке, - поэтому случайных людей у нас практически не бывает. Мы поддерживаем связь с постоянными клиентами". В настоящих бутиках, в отличие от просто дорогих ювелирных магазинов, нет прилавков и какого-либо разделения между продавцами и покупателями, так что холл бутика напоминает скорее музей, нежели торговый зал. Тем более в самом торговом зале выставлено очень мало ювелирных украшений. В этом есть своя маркетинговая стратегия: многие клиенты просто не хотят, чтобы приобретаемая ими вещь долгое время мозолила чьи-то глаза.

Сам себе ювелир

Наиболее активно на российском рынке ювелирных украшений продвигаются такие мировые брэнды, как Chopard, Tiffany&Co;, Cartier, Graff, Mikimoto, Bvlgary, Vacheron Constantin, Gucci. Отечественный же производитель украшений класса Luxury остается в стороне. Но это только на первый взгляд. "В магазинах сегодня, действительно, наблюдается острый дефицит "люксовых" украшений отечественных производителей, - говорит Игорь Кевченков, гендиректор ТД "Русская ювелирная мануфактура". - Даже в известных магазинах вы найдете не более 2-4 изделий с бриллиантами от полутора каратов. При наличии спроса на подобную продукцию предложение в рознице практически отсутствует, поскольку у наших производителей не хватает оборотных средств. Считается, что изделие с хорошим, крупным бриллиантом продается в среднем за год. Год российские ювелиры ждать не могут. Поэтому они предпочитают работать либо с "массовыми" украшениями, которые находят быстрый сбыт, либо делают дорогие ювелирные украшения для выставок и на заказ под конкретного покупателя".

Только лидеры отечественного ювелирного производства (московское ювелирное предприятие "Адамас", смоленская фирма "Кристалл") могут позволить себе создавать элитные ювелирные украшения не для конкретного, а для потенциального покупателя.

"В сегменте элитных ювелирных украшений мы работаем только с конкретным заказчиком, - говорит менеджер Ювелирного дома "Екатеринбург". - Есть заказчик - есть товар. Причем наш покупатель всегда сам участвует в разработке дизайна ювелирного изделия, в выборе металла, камней и типа огранки".

Аналогичный способ работы с эксклюзивными ювелирными украшениями используют и московская ювелирная фирма "Шар". Причем очень часто заказчиками являются иностранцы. Они приезжают в Россию со своими камнями, чтобы заказать у русских ювелиров уникальную русскую огранку, которую высоко ценят во всем мире. За рубежом закрепился даже термин "Russian cut" - "русская огранка" - как синоним качества.

Помнишь, как все начиналось

Первый ювелирный бутик в российской столице был открыт в 1991 году. Тогда, по словам ювелиров, сливки российского общества имели весьма смутное представление о ведущих мировых брэндах ювелирных украшений класса Luxury. Наши светские барышни с трудом выговаривали слово Cartier, Nina Richi путали с композитором Нино Рото, Mikimoto считали японским мультяшным зверьком с большими ушами, а Tiffany - очередной любовницей самого высокопоставленного американского ловеласа, президента США Джона Кеннеди. Тогда-то, в начале 90-х, за рубежом и сложилось мнение, что русские - невероятные богачи-варвары и что именно им теперь надлежит спасти мировую ювелирную индустрию от кризиса.

"С тех пор наша потребительская культура шагнула далеко вперед, - говорит президент компании "Люкс-холдинг" Владимир Воронченко. - Нынешние покупатели элитных товаров - люди с европейскими взглядами, с прекрасным вкусом к дорогим красивым вещам. За десять лет мы прошли тот путь, на который в других странах потратили бы несколько десятков лет. Помню, на заре эры бутиков в Москве я в своем бутике увидел ужасного вида мужчину с неопрятной толстой женщиной. Бомжи да и только! Я позвал охранника и велел вывести "бомжей" из бутика, а охранник сказал, что они собираются купить у нас несколько вещей. И действительно, "бомжи" расстегнули какой-то грязный рюкзак, достали деньги и купили тогда у нас вещей на несколько сот тысяч долларов. "Бомжи" оказались нефтяниками из какой-то российской глубинки. Не удивлюсь, если сейчас эти люди носят шикарные костюмы и знают все тонкости ювелирной моды. Просто на Западе не всегда понимают нашу природную щедрость и принимают за варварство способность тратить деньги с сугубо российским размахом".

По словам ювелиров, предметы роскоши - это не просто ювелирные украшения или способ хранения денег, это инструмент, работающий на имидж хозяина, поднимающий его социальный статус на новую ступень. Ведь по негласным законам светского общества появляться дважды на фешенебельной светской вечеринке в одних и тех же бриллиантах считается дурным тоном и "нищенством".

Сверкающая мода

Ювелирные украшения также подвержены моде, как одежда, обувь или мебель. В ювелирной моде - 2004 специалисты выделяют два основных направления. Первое направление условно названо "Знак воды". В его основе - мягкие формы, линии. В текстуре и цветовых тонах выражается плавное течение волн, ручейков, капли воды. Палитра этого направления - морские цвета: голубой, желтовато-зеленый. Второе направление - "Расплавляющиеся камни". Украшения этого стиля - массивные броши, длинные ожерелья в духе пятидесятых годов. Цветовая гамма этого направления - конфетные цвета: розовый, оранжевый светло-коричневый.

Неизменно самым модным драгоценным камнем сегодня остается бриллиант, который, как известно, "лучший друг девушек". Дарить светским львам и львицам специалисты рекомендуют либо хит года, либо классику. Беспроигрышный подарок - классические кольца Cartier и Tiffany&Co; из платины, белого или желтого золота с белыми бриллиантами или синими сапфирами (цены от 2,5 тыс. долларов). Хитом в прошлом году стала коллекция Chopard - Happy spirit, топовым предметом в которой оказался кулон. Идея дизайна - брошенный в воду камень, распространяющий вокруг себя круги. Кулон представляет круг диаметром 6 см из белого золота с голубыми сапфирами. Внутри большого круга двигается еще три маленьких, один меньше другого, а в центре "плавает" белый бриллиант (цена от 3,5 тыс. долларов).

Если же вас в меньшей степени волнует дизайн и больше нравятся драгоценные камни сами по себе, тогда ювелирные украшения от Bvlgari - это то, что вам нужно. Bvlgari в прошлом году поразила светский мир своей экстравагантной коллекцией Allegra, фишка которой в том, что камни (аметисты, топазы, иолиты…) в украшениях не подвергнуты огранке и имеют самые причудливые природные формы.

Очень дорогой подарок - камни британского Graff или американского Harry Winston. Бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины этих марок отличаются очень высокими характеристиками.

Поклонникам жемчуга прямая дорога в бутик Mikimoto, предложивший в прошлом году ювелирное украшение с "легендой" - классическое жемчужное колье, реплику жемчужных бус Мэрилин Монро. Колье Mikimoto в точности повторяет колье Монро в его оригинальном размере и цвете белого жемчуга. Даже застежка в точности копирует застежку колье Монро - бантик с двумя ленточками из белого золота с бриллиантиками (цена от 24 тыс. долларов). Кстати, у Mikimoto еще есть одна "легенда" - украшения, созданные в честь принцессы Монако Грейс Келли. Когда-то у Келли былла небольшая брошка-розочка из золота. Число округлых лепестков розочки всегда было нечетным. "Реплика" броши-розы Келли украшает серьги и броши Mikimoto из желтого золота.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ