Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Выставки в Москве: что, где, когда?
07.02.2025 FinStyleАналитика

Выставки в Москве: что, где, когда?

Выбор Ирэн Шкаровской, эксперта по стратегическим коммуникациям


Февраль 2024

Новый выставочный год уже набирает обороты, открываются новые выставки. И мы о них обязательно поговорим позднее. А пока надо не пропустить те, что открылись еще в 2024 году и заслуживают нашего с вами внимания. 

Начну с напоминания о двух выставках, которые в феврале заканчивают свою работу, но еще можно успеть их посетить. 

«Адепты красного. Малявин&Архипов», Третьяковская галерея, Инженерный корпус, до 23 февраля

В эту дождливую московскую зиму и москвичам, и гостям нашего города очень нужна была такая выставка — яркая, мощная, наполненная энергией, эмоциями и цветом. 

Я очень люблю такие «цветные» мероприятия, где смыслы и настроение задаются цветом, и сама их время от времени организую. На них нет строгого дресс-кода, но всегда вдохновляет, когда люди добавляют в свой образ цвет мероприятия, помогают создать праздник друг для друга! Так и на этой выставке. Многие посетители пришли в красном, и это очень красиво (красный = красивый). Ехала с выставки — и везде замечала красное: красные шары на площади на новогодней елке, красные блики иллюминации и светофоров сквозь дождь на стекле такси, красная роза в снегу около нашего подъезда. 

Честно сказать, я так погрузилась в Малявина, что на Архипова у меня уже эмоциональных сил не хватило. Поэтому напишу здесь немного о Малявине. И, кажется, это как раз такая выставка, на которую неплохо было бы вернуться. 

Что в Малявине так меня захватило? Конечно, цвет и вихрь, буйство, энергия. Прошло сто лет, но чувства не потускнели, захватывают и завораживают, вовлекают в пламенный хоровод! Просто какой-то огонь и пожар разгораются во мне с момента посещения этой выставки. 

И какой контраст с его же абсолютно другими, чувственными, тонкими, пронзительными, в черно-белой гамме портретами. Портреты Малявин нередко писал в один прием. По словам Грабаря, «нашвыривал» портрет за один сеанс, да так, что потом все сбегались посмотреть, восхищаясь «силой лепки и жизненностью».

Кроме того, удивительная подача материала на холсте. Холсты все огромные, мощные. На первом плане вихрь ткани, узора, красок, а вверху четко выписанные лица. И ты смотришь как бы снизу вверх. Как будто ты маленький ребенок. А взрослые кружатся, смеются, пошли в отрыв. Тебе и хочется к ним, и немного боязно, что не заметят, налетят, затопчут.

По определению искусствоведов, Малявин работал на стыке модерна, импрессионизма и экспрессионизма, что само по себе достаточно необычно. И, конечно, нужно идти, смотреть, составлять собственное мнение.

«Миры Майтреи» к 150-летию Николая Рериха», ВДНХ, Павильон № 13, Музей Востока, до 16 февраля

Говорят, что картины Рериха лечат душу. Я согласна с этим мнением. Они восстанавливают чувство гармонии с природой и внутреннего покоя. Заложенная в них символика, даже если не знать этих смыслов, считывается на интуитивном уровне и помогает духовному развитию.

Все это можно проверить на себе, побывав на выставке. И сделать это в спокойной обстановке, без большого количества посетителей, свойственного блокбастерам (я говорю про недавнюю большую выставку Рериха в Новой Третьяковке).

Майтрея — грядущий учитель человечества — дает новое учение и является выразителем учения Будды.

«Более 20 лет жизни Николай Рерих посвятил путешествиям по Азии и постижению Востока через свое художественное видение. Его творчество плотно переплетено именно с Майтреей. Рерих собрал серьезную коллекцию танок, бронзы с его изображением, часто писал Будду грядущего. Майтрея — настоящая доминанта зрелых лет жизни Рериха», — объяснил куратор выставки, заведующий отделом Рерихов Владимир Росов (цитата с сайта Музея Востока).

Ключевой объект выставки — серия из шести картин «Майтрея» из собрания Нижегородского художественного музея. Эти работы написаны в 1925-1926 годах, во время одной из экспедиций мастера с женой и старшим сыном. Они путешествовали по Индии, Китаю, Алтаю, Монголии и Тибету. Вернувшись в Москву, Рерих передал картины советскому правительству. Затем они оказались у Максима Горького. Именно по завещанию писателя их направили в собрание Нижегородского художественного музея.

Другой важный экспонат — одна из последних картин Рериха — «Приказ Учителя» (1947), которая так и осталась стоять на мольберте... Будда склонил голову и медитирует на скальном уступе. Перед ним застыла в воздухе огромная белая птица. Вдаль и за рамки холста уходят разноцветные горные хребты — коричневые, синие, голубые, белые, сливающиеся за горизонтом с желтым небом. Между скал бежит бирюзовая река. Величественная красота и покой, которые мы должны почувствовать и сохранить…

«Неизвестный Щукин. Не только новое искусство». Галерея искусства стран Европы и Америки. До 16 марта

Источник: Пушкинский музей

Все мы знаем Сергея Шукина как известного на весь мир коллекционера импрессионистов, Матисса, Гогена, Пикассо, Сезана, Дерена. И мы помним фотографии из гостиной московского особняка Щукина, плотно завешанной этими произведениями. Однако, как выяснили исследователи Пушкинского музея, в доме Щукина было много других значимых произведений искусства, знание о которых делает образ знаменитого коллекционера и его семьи полнее и объемнее. Этим ранее не известным произведениям и посвящена выставка. 

В 1920-е годы, после национализации собрания, все «непрофильные» произведения были разбросаны по различным музеям СССР. И только на этой выставке, спустя сто лет, снова оказались вместе. 

Переходя из зала в зал, мы как бы вместе путешествуем по странам и эпохам и знакомимся с разнообразными интересами семьи Щукиных. Так, в первом зале мы знакомимся с историей особняка в Большом Знаменском переулке, его сложной планировкой. Второй зал посвящен собранию памятников Древнего Египта. Здесь, в частности, представлен подлинный, полностью расшифрованный синайский дневник Щукина. Третий зал выставки отдан искусству Востока. На выставке произведения разных культур и эпох словно перекликаются друг с другом, так было и во времена Щукина. Например, китайская и корейская живопись на шелке у Сергея Щукина была помещена рядом с работами Сезанна и Дерена. На выставке мы сможем увидеть, как это было. 

Далее нас ждут залы старой живописи, небольшая коллекция европейской сакральной резной скульптуры XV–XVIII веков, декоративного искусства, икон. 

Эпилог проекта: «Розовая мастерская» из собрания Щукина и акварельный эскиз картины «Красная мастерская», написанный Матиссом после возвращения из России. Это сравнение предложил внук коллекционера — Андре-Марк Делок-Фурко, давний друг Пушкинского музея.

После посещения этой выставки начинаешь лучше понимать контекст, в котором жила семья Щукиных, и предысторию формирования знаменитой коллекции.

«Драгоценности! Блеск русского двора». Выставочный комплекс Исторического музея. До 12 мая

Эта блистательная выставка уникальных ювелирных шедевров, бальных платьев и парадных портретов русской знати из коллекции Эрмитажа создает уголок роскоши и великолепия в самом сердце современной Москвы. 

Русский императорский двор славился на весь мир своей изысканностью и богатством. Понятие «двор» было многогранным и включало в себя императорскую семью, высших сановников, придворную свиту, императорские дворцы, где проходили официальные церемонии, парады, грандиозные балы и трапезы. Все это создавало величественный образ государства с высоким международным статусом. Французский посол М. Палеолог вспоминал: «По пышности мундиров, по роскоши туалетов, по богатству ливрей, по пышности убранства, общему выражению блеска и могущества зрелище так великолепно, что ни один двор в мире не мог бы с ним сравниться» (цитата с сайта Исторического музея). Украшения, платья и аксессуары, представленные на выставке, созданы известными дизайнерами и ювелирными домами, в том числе Lalique, Tiffany и Фаберже.

Экспозиция состоит из трех разделов. В разделе «Галерея драгоценностей» представлены уникальные ювелирные изделия, принадлежавшие представителям императорской семьи: украшения, табакерки, часы и многое другое. Императорская коллекция драгоценностей создавалась на протяжении столетий, в нее попадали лучшие изделия отечественных и зарубежных мастеров, например подвеска «Клубок змей» работы выдающегося французского мастера Рене Лалика, которая принадлежала императрице Александре Федоровне.

В другом разделе выставки представлены мемориальные предметы, связанные с событиями государственной важности и с частной жизнью русских монархов и членов семьи Романовых, например золотая цепь, состоящая из медальонов с портретами правителей России.

Центральный роскошный раздел выставки посвящен уникальному явлению русской придворной жизни — балам и маскарадам.

Великолепные шелковые и бархатные костюмы и платья, расшитые блестками и бисером, украшенные вышивкой и кружевами, изысканные украшения, веера и табакерки, парадные портреты русской аристократии — все это, собранное вместе, создает эффект присутствия, позволяет ощутить веяние эпохи. Среди посетительниц выставки часто можно услышать взволнованный шепот: «Как бы и мне хотелось на бал». 

И, конечно, на этой выставке истории не меньше, чем драгоценностей. За каждой вещью стояли события и люди, которые творили и были частью истории. 

«110: Российский дизайн 1915–2025». Западное крыло Новой Третьяковки. До 25 мая

Все большую популярность набирают выставки и другие мероприятия в сфере декоративно-прикладного искусства. Вспомнить хотя бы выставку «Трын*Трава. Современный русский стиль», которая с каждым годом становится все более массовой. Кстати, некоторых авторов и некоторые объекты с этой выставки я увидела и в Новой Третьяковке, где прямо перед Новым годом открылась выставка-ретроспектива по стилям и концепциям российского дизайна.

Выставка эта знаковая. И, насколько я поняла, она станет постоянной экспозицией Московского музея дизайна в Западном крыле Новой Третьяковки, что не может не радовать.

На выставке показана вся история и эволюция российского дизайна, от легендарной «Последней футуристической выставки 0,10» 1915 года сквозь «измы» XX века до последних инновационных разработок XXI столетия. Русский, советский и современный русский культурный код.

Идешь по залам и видишь ретроспективу стилей, обновления визуальной среды. Сначала идут предметы первой половины XX века в стиле футуризма, супрематизма, конструктивизма. Потом им на смену приходят экспонаты в стилях постконструктивизма, ар-деко и неоклассики, органического и космического модернизма. Затем наступают эпохи функционализма, постмодернизма, происходит эффект узнавания: «Вот такой пузатый холодильник ЗИЛ был у нас в коммуналке, когда я была маленькая, и вот такая игрушка была у меня в 80-е годы...»

И очень важно, что кураторы составляют интересные, иногда парадоксальные, иногда просто красивые комбинации предметов разных эпох, которые перекликаются и дополняют друг друга. Это наглядно показывает связь и преемственность эстетических вкусов.

История вдохновляет и помогает осознанно подходить к проектированию будущего! Этот важный во всех сферах жизни тезис напомнила и наглядно показала мне выставка «110: Российский дизайн 1915–2025».

 

В мартовском выпуске гида расскажу о других проектах, которыми радует нас выставочная Москва.






Новости Релизы