Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Январь 2025
Длинные праздники не остановили кипучую выставочную жизнь Москвы. Кураторы нечасто ставят на январь громкие открытия новых выставок, так что это отличное время, чтобы обойти те вернисажи, которые скоро закроются и которые вы еще не успели посмотреть
26 января 2025 года закрываются как минимум три интересные выставки
«Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века», до 26 января 2025 года, ГМИИ имени А.С. Пушкина, главное здание
Источник: ГМИИ имени А.С. Пушкина
Это знаковая для меня выставка, на которой я наконец-то «распробовала» фламандский натюрморт и начала получать истинное эстетическое наслаждение от этого вида искусства.
На убитых животных смотреть, конечно, тяжело. Но в этот раз я попыталась изменить «оптику», сосредоточиться на культурном контексте, декоративной выразительности, символизме, технике, стиле и чудесно прописанной живой натуре.
Фламандские натюрморты — это демонстрация богатства, изобилия и статуса, многослойность символических смыслов, мастерство в передаче текстуры и света, эффектное оформление.
Выставка оставляет послевкусие роскоши. Несмотря на то что натюрморт переводится как «мертвая природа», остается ощущение красоты и буйства жизни.
Несколько слов о символизме. Интересно узнать о тех скрытых смыслах, которые видели в этих картинах жители средневековой Европы. Обезьяна и попугай, устрицы и рыба — противопоставление греха и праведности, белка — символ упорного труда, который будет вознагражден, красная гвоздика — крестные страдания Христа, розы и лилии — традиционные атрибуты Девы Марии, увядающие цветы — бренность всего земного, плющ, обвивающий череп, — вечная жизнь после воскресения.
И нужно обязательно близко, детально и внимательно разглядывать каждую картину. Тогда вы точно не пропустите изображение великолепных котов, выглядывающих из-под скатертей, притаившихся в самых незаметных уголках, выжидающих свою добычу.
На выставке представлены как работы самого Франса Снейдерса — одного из главных представителей жанра фламандского натюрморта в то время, так и произведения его современников и последователей, в том числе из частных коллекций.
Все это дает возможность составить достаточно полное впечатление о жанре фламандского натюрморта XVII века.
«Новое общество художников», до 26 января 2025 года, Музей русского импрессионизма
Источник: Музей русского импрессионизма
Выставки в этом музее — всегда беспроигрышный вариант. Уже несколько лет посещаю каждую выставку, проходящую здесь.
Новое общество художников (НОХ) — это петербургское творческое объединение, существовавшее с 1904 по 1917 год. В него входили люди самых разных творческих профессий: живописцы, графики, скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства и архитекторы. Им удалось организовать 10 выставок, которые, в частности, помогали участникам продавать свое искусство. Среди участников НОХ были Врубель, Кустодиев и Бенуа. Александр Блок говорил о выставках НОХ, что все там «любовно обдумано».
Вот и теперь, более века спустя, организаторы современной выставки тоже все «любовно обдумали» и постарались воссоздать атмосферу Серебряного века, где перекликаются живопись и поэзия. Названия разделов выставки взяты из заглавий поэтических сборников Мандельштама, Ахматовой и других поэтов. А входная зона напоминает арки уже не действующего Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге.
Настроение выставки — воспоминание о лете: теплые летние пейзажи, роковые красавицы, уютные усадебные интерьеры.
Мне особенно запомнился портрет Марии Владимировны Воейковой кисти Александра Головина. Во-первых, потому, что он выполнен пастелью по холсту. Техника не очень распространенная, живопись получается мягкая и воздушная, как будто растворяющаяся дымка. Желтые перчатки, небрежно брошенные розы… А при этом героиня портрета отнюдь не томная барышня. Это правнучка княгини Натальи Петровны Голицыной, прототип «Пиковой дамы» Пушкина, владелица значительных земельных угодий, построившая в Брянской губернии успешный завод по переработке сахарной свеклы.
Вот такая она, эта выставка — теплая, воздушная и с глубоким смыслом.
«Архитектура говорит. К 90-летию Музея», до 26 января, Музей архитектуры
Источник: Музей архитектуры
Музей архитектуры занимает особое место на музейной карте Москвы. Это музей без постоянной экспозиции, но с огромными и богатейшими хранилищами. Кроме того, это первый в мире музей, посвященный данному виду искусства.
В этом году музею исполнилось 90 лет. И возникла идея приурочить к этой дате выставку, показывающую всю широту музейной коллекции. По сути, создать прообраз постоянной экспозиции. А такая экспозиция, если бы она была реализована, должна отражать архитектуру в целом как особый вид искусства, как явление культурной жизни.
Мы живем среди архитектуры, и она с нами говорит. Кураторы выставки решили помочь нам услышать этот голос. Они выбрали восемь тем, или ракурсов, с которых предложили зрителю взглянуть на архитектуру. Разделы выставки представляют архитектуру как идею, материал, стиль, тип, город, интерьер, объект рисования и фотосъемки. Всего в экспозиции более 400 предметов из фондов Музея.
Экспозиция открывается драматичной историей Сухаревой башни. В «Музее идей» мы погружаемся в мир архитектурной фантазии. В разделе «Тип» знакомимся с архитектурой храмов, театров, вокзалов и жилых домов. В разделе «Материал» можем познакомиться со строительными материалами на ощупь. В разделе «Город» видим уникальный офорт с панорамой античного Рима, а в разделе «Интерьер» — живописные полотна и предметы быта, которые нечасто появляются в выставочном пространстве музея.
В общем, для тех, кто, как и я, только начинает знакомство с архитектурой, эта выставка — настоящий подарок. После ее посещения я еще больше поддерживаю тех людей, которые говорят, что архитектура объединяет в себе элементы живописи, скульптуры, дизайна и даже музыки, функциональность и эстетику, физику и лирику. Архитектурные сооружения нередко становятся символами целых культур и эпох. Поэтому архитектура — это, по сути, мать или королева всех искусств.
В феврале также заканчивают работу несколько интересных выставок, которые хорошо бы успеть посетить.
«Адепты красного. Малявин&Архипов», до 23 февраля 2025 года, Третьяковская галерея, Инженерный корпус.
Источник: Третьяковская галерея
В эту дождливую московскую зиму и москвичам, и гостям нашего города очень нужна была такая выставка — яркая, мощная, наполненная энергией, эмоциями и цветом.
Я очень люблю такие «цветные» мероприятия, где смыслы и настроение задаются цветом, и сама их время от времени организую. На них нет строгого дресс-кода, но всегда вдохновляет, когда люди добавляют в свой образ цвет мероприятия, помогают создать праздник друг для друга! Так и на этой выставке. Многие посетители пришли в красном, и это очень красиво (красный = красивый). Ехала с выставки — и везде замечала красное: красные шары на площади на новогодней елке, красные блики иллюминации и светофоров сквозь дождь на стекле такси, красная роза в снегу около нашего подъезда.
Честно сказать, я так погрузилась в Малявина, что на Архипова у меня уже эмоциональных сил не хватило. Поэтому напишу здесь немного о Малявине. И, кажется, это как раз такая выставка, на которую неплохо было бы вернуться.
Что в Малявине так меня захватило? Конечно, цвет и вихрь, буйство, энергия. Прошло сто лет, но чувства не потускнели, захватывают и завораживают, вовлекают в пламенный хоровод! Просто какой-то огонь и пожар разгораются во мне с момента посещения этой выставки.
И какой контраст с его же абсолютно другими, чувственными, тонкими, пронзительными, в черно-белой гамме портретами. Портреты Малявин нередко писал в один приием. По словам Грабаря, «нашвыривал» портрет за один сеанс, да так, что потом все сбегались посмотреть, восхищаясь «силой лепки и жизненностью».
Кроме того, удивительная подача материала на холсте. Холсты все огромные, мощные. На первом плане вихрь ткани, узора, красок, а вверху четко выписанные лица. И ты смотришь как бы снизу вверх. Как будто ты маленький ребенок. А взрослые кружатся, смеются, пошли в отрыв. Тебе и хочется к ним, и немного боязно, что не заметят, налетят, затопчут.
По определению искусствоведов, Малявин работал на стыке модерна, импрессионизма и экспрессионизма, что само по себе достаточно необычно. И, конечно, нужно идти, смотреть, составлять собственное мнение.
«А в степи бушует ветер...», до 2 февраля 2025 года, Центр современного искусства AZ/ART на Маросейке
Источник: Центр современного искусства AZ/ART
В мае 2024 года Музей AZ полностью открыл выставочное пространство AZ ART Маросейка в расширенном формате. Это старинные белокаменные палаты XVII века, переоборудованные под технологичное арт-пространство. Тут будут экспонировать основное ядро коллекции, посвященное нон-конформизму, и новые приобретения актуального искусства.
Сейчас здесь открыта выставка Владимира Яковлева: «А в степи бушует ветер, /Ветер бурю догоняет, /И абстрактные картины / Все развешаны мои...». Это светлые, лаконичные, печальные и поэтичные «портреты ветра и цветов», у каждого из которых свой характер, свое лицо. Они живут в особом мире, созданном художником, а картины — как будто окна в этот мир.
Кроме того, здесь реализованы все «фишки» Музея AZ: особая подсветка картин, документальный фильм, где современники вспоминают художника, соединение физического и цифрового опыта, которое сейчас определяют понятием фиджитал.
Это выставка — совсем небольшая по объему. Она тонкая и пронзительная. Это чувственный душевный опыт, который мне лично очень близок.
«Миры Майтреи», к 150-летию Николая Рериха», до 16 февраля 2025 года, ВДНХ, Павильон № 13, Музей Востока
Источник: Музей Востока
Говорят, что картины Рериха лечат душу. Я согласна с этим мнением. Они восстанавливают чувство гармонии с природой и внутреннего покоя. Заложенная в них символика, даже если не знать этих смыслов, считывается на интуитивном уровне и помогает духовному развитию.
Все это можно проверить на себе, побывав на выставке. И сделать это в спокойной обстановке, без большого количества посетителей, свойственного блокбастерам (я говорю про недавнюю большую выставку Рериха в Новой Третьяковке).
Майтрея — грядущий учитель человечества — дает новое учение и является выразителем учения Будды.
«Более 20 лет жизни Николай Рерих посвятил путешествиям по Азии и постижению Востока через свое художественное видение. Его творчество плотно переплетено именно с Майтреей. Рерих собрал серьезную коллекцию танок, бронзы с его изображением, часто писал Будду грядущего. Майтрея — настоящая доминанта зрелых лет жизни Рериха», — объяснил куратор выставки, заведующий отделом Рерихов Владимир Росов (цитата с сайта Музея Востока).
Ключевой объект выставки — серия из шести картин «Майтрея» из собрания Нижегородского художественного музея. Эти работы написаны в 1925-1926 годах, во время одной из экспедиций мастера с женой и старшим сыном. Они путешествовали по Индии, Китаю, Алтаю, Монголии и Тибету. Вернувшись в Москву, Рерих передал картины советскому правительству. Затем они оказались у Максима Горького. Именно по завещанию писателя их направили в собрание Нижегородского художественного музея.
Другой важный экспонат — одна из последних картин Рериха — «Приказ Учителя» (1947), которая так и осталась стоять на мольберте... Будда склонил голову и медитирует на скальном уступе. Перед ним застыла в воздухе огромная белая птица. Вдаль и за рамки холста уходят разноцветные горные хребты — коричневые, синие, голубые, белые, сливающиеся за горизонтом с желтым небом. Между скал бежит бирюзовая река. Величественная красота и покой, которые мы должны почувствовать и сохранить…
В февральском выпуске гида я расскажу о других проектах, которыми радует нас выставочная Москва.
О том, что может предложить банкам разработчик современного импортонезависимого ПО для работы с рисками, внутренним аудитом и контролем, рассказал Сергей Степаненко, директор дивизиона технологического развития управления рисками и ALM компании «Т1 Иннотех»
В этом году «Банковское обозрение» и аналитический центр «БизнесДром» составили первый рейтинг команд, которые работают с клиентами банковского private-сегмента. Учитывая непростые условия, в которых работает сегодня российская банковская система, становится очевидным, что успех и эффективность отдельных банков определяется не только ролью руководителя направления