Банковское обозрение

Финансовая сфера


15.09.2020 Аналитика
Выйти из сумрака

Какие меры поддержки помогли малому бизнесу пережить коронакризис и как предприниматели будут искать новые точки роста?


Около 15% всех предпринимателей России смогли получить поддержку в период коронакризиса. В этих условиях 67% МСП и ИП столкнулись с падением выручки более чем на 30%. Программы поддержки, которые были предложены правительством и банками, действительно помогли многим предприятиям пережить этот период. Какие меры поддержки были наиболее востребованы, как малый и средний бизнес выходит из карантина, и главное — какие из отраслей смогут восстановиться быстрее других?

По данным Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, пандемия в России затронула около 4,17 млн компаний малого и среднего предпринимательства и ИП (при общем числе 6,05 млн). Не все смогли продавать свои товары и услуги онлайн, большинство компаний из-за приостановления деятельности в марте, апреле и мае недополучили довольно большую часть выручки, но при этом были вынуждены продолжать платить зарплату, обслуживать кредиты, платить арендные платежи. Больше других отраслей пострадали сферы развлечений, туризма, гостинично-ресторанный бизнес и сервисные компании. Также среди наиболее пострадавших отраслей — каршеринг и логистические услуги, производство и ретейл. Многие компании из этих отраслей воспользовались кредитными каникулами. Даже после частичного снятия ограничений бизнесу сложно спрогнозировать спрос во втором полугодии 2020 года и соответственно свои финансовые потоки. Многие компании допускают, что не смогут своевременно и в полном объеме погашать кредиты. 

Для наиболее пострадавших отраслей, определенных правительством, доступен широкий набор мер поддержки: отсрочка по уплате налогов и страховых взносов, выплата МРОТ на сотрудника в апреле и мае, беспроцентные кредиты на неотложные нужды и выплату заработной платы, погашение кредитов за МСП при условии сохранения занятости, мораторий на налоговые проверки МСП, а также возможность обращения в банк за реструктуризацией задолженности. По данным Банка России, за период с 20 марта по 15 июля 2020 года свыше 137,2 тыс. МСП обратились в банки за реструктуризацией, доля одобренных заявок сохраняется на уровне 70%. Объем задолженности по реструктурированным кредитам составил 694,3 млрд рублей. Наиболее применяемый банками вид реструктуризации — кредитные каникулы (отсрочка или снижение выплат по кредиту) — составил 65% всех реструктуризаций. В том числе к кредитным каникулам были добавлены такие меры, как снижение ставки, списание пени и штрафов, пролонгация кредитного договора. Также действует программа реструктуризации «1/3», по ней работают 16 банков: всего поступило 1340 заявок от МСП на сумму свыше 20 млрд рублей, из них фактически реструктурировано 575 кредитов на сумму 12,5 млрд рублей (на 17 июня 2020 года). Сейчас доля реструктуризаций МСП составляет более 11% портфеля, а уровень просроченной задолженности на 1 мая 2020 года составляет 11,6%. В результате потенциальный уровень проблемных кредитов в сегменте МСП приближается к четверти портфеля, что будет постепенно увеличивать давление на качество активов у банков, банки уже отмечают снижение качества кредитных портфелей.

Помимо государственных программ поддержки банки предоставляли клиентам-предпринимателям льготные условия обслуживания: отменили комиссии за ведение счета и фиксированные комиссии по эквайрингу за снижение торгового оборота. Были и случаи, когда во время пандемии требовалось открыть счет, некоторые банки делали это с помощью видеоидентификации, другие — через выезд клиентского менеджера со средствами индивидуальной защиты. 

Мы, в банке УРАЛСИБ, в этот период внедрили для клиентов-предпринимателей собственную программу реструктуризации долга и разработали упрощенный процесс оформления кредитных каникул — с предоставлением минимального пакета документов (в том числе в системах ДБО) и оперативным принятием решения. Для МСП были предложены различные скидки на расчетно-кассовое обслуживание для разных отраслей и сегментов, внедрена возможность открытия расчетного счета без посещения офиса банка, велась серьезная информационная и консультационная поддержка по самым различным каналам. Предприниматели ценят индивидуальный подход и, вероятнее всего, станут лояльнее относиться к банку.

Компании из сфер торговли, коммуникаций столкнулись, наоборот, с колоссальным ростом спроса. Несмотря на проблемы, большинство малых предприятий настроено оптимистично и ожидает, что после снятия карантина спрос вернется к допандемийному уровню или даже вырастет. Для полноценного перезапуска бизнеса и восстановления работы бизнесу необходимы доступные кредиты.   

Согласно данным опроса НАФИ, около 70% представителей бизнеса предприняли меры для адаптации к кризисной ситуации

«Положительная» сторона пандемии — многие компании оперативно перестроили бизнес, в кратчайшие сроки внедрили то, на что ранее закладывались годами: настроили бизнес-процессы для удаленной работы, организовывали продажу продуктов и услуг онлайн. Согласно данным опроса НАФИ, около 70% представителей бизнеса предприняли меры для адаптации к кризисной ситуации. Внедрение цифровых продуктов потребовало дополнительных ресурсов — как привлечения специалистов, компаний, предоставляющих IT-решения, так и затрат на сам софт. Некоторые крупнейшие банки в рамках своих экосистем предлагают клиентам такие небанковские услуги, например создание сайта и его продвижение, анализ потребительских предпочтений и спроса на продукты и услуги компании. Другие предоставляли помощь консультационного характера: предпринимателей важно своевременно информировать о действующих мерах поддержки, которые они могут получить в банках. Помимо финансовых мер поддержки некоторые банки предоставляют вебинары по налоговым льготам, мерам поддержки, по оптимизации работы взаимоотношений с поставщиками и арендодателями, налаживанию бизнес-процессов и переходу в онлайн. 

Меры поддержки помогут компаниям пережить непростое время снижения покупательской способности и спроса, однако разные сегменты малого бизнеса будут восстанавливать свою деятельность неравномерно. Например, компании сферы досуга и туризма расти будут медленнее, у таких предприятий возможны сложности с обслуживанием, поскольку даже после снятия ограничений в полной мере спрос не восстановится. Такие организации будут вынуждены продлить кредитные каникулы. Глубина изоляции была в регионах различной, и на примере части субъектов РФ, в которых раньше других произошло частичное снятие ограничений на ведение деятельности, можно сказать, что бизнес оперативно вошел в привычный ритм и восстановил работу. По данным исследования НАФИ, 35% опрошенных предпринимателей считают, что их бизнес вернется на докризисные показатели работы через несколько месяцев или раньше. Быстрее восстановятся отрасли, которые не имеют цифровых аналогов услуг: сфера красоты, строительства, а также различные производства, например пищевых продуктов, напитков, табачных изделий, сельское хозяйство и рыболовство, производство химических продуктов и металлургия. 







Сейчас на главной