Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Искусство и банковское дело взаимосвязаны сильнее, чем принято считать. В то время как коллекции живописи сами по себе могут выступать для банков ценным активами, банки и работники финансовой отрасли, в свою очередь, нередко становились темой картин как классических, так и современных художников, как часть реальной жизни, в которой эти художники существовали.
В этом материале в соавторстве с экскурсоводом и искусствоведом Верой Бруханской поговорим о том, как классические, новые и современные художники видят банки и биржи изнутри и снаружи.
Питер Янс Санредам. Старая ратуша в Амстердаме (1657)
Питер Янс Санредам — голландский художник и гравер XVII века, мастер церковного интерьера и пейзажей с памятниками архитектуры. В своих работах он опирался на научные знания перспективы, геометрии и оптики, которые получил благодаря наследству своего отца, заработавшего состояние на акциях Голландской Ост-Индской компании.
На картине изображено здание ратуши в Амстердаме. Именно здесь с 1609 года располагался Амстердамский банк — первый обменный банк в Северной Европе и, по мнению некоторых специалистов, предтеча первого Центрального банка. Здание было снесено еще в 1641 году, чтобы освободить место для нового (ныне — Королевский дворец), поэтому художник заканчивал картину на основе старых набросков.
Джозеф Майкл Гэнди. Банк Англии с высоты птичьего полета (1830)
Джозеф Майкл Гэнди, английский художник-акварелист, в первую очередь славился своими картинами, изображающими работы архитектора Джона Соуна. На картине запечатлен результат почти сорока пяти лет работы архитектора над зданием английского центрального банка в Лондоне, «славой и гордостью всей его жизни».
Альтернативное название картины — «Воображаемые руины Банка Англии», но ни художник, ни архитектор так ее не называли. Представляя здание в виде «руины» в густом лондонском тумане, художник на самом деле позволяет зрителю заглянуть под крышу здания, «как на мясной пирог без корочки» (цитату из романа Алена-Рене Лесажа «Хромой бес» использовал сам архитектор, демонстрируя эту картину членам Королевской академии). С высоты мы можем рассмотреть, как устроены помещения, в которые у простых посетителей попасть никак не получится.
Вера Бруханская: Художники-романтики XIX века проявляли большой интерес к руинированным зданиям, и английские художники не были исключением. Гэнди изобразил на полотне, как будут выглядеть воображаемые руины банка. Картина Джозефа Майкла чем-то напоминает Вавилонскую башню Питера Брейгеля старшего. Руины человеческих усилий и достижений.
Ларри Дамико, Тени на Уолл-стрит (2023)
Картина современного нью-йоркского художника Ларри Дамико выполнена акрилом в стиле неоимпрессионизма и современного семи-реализма. На ней запечатлен спокойный вечер долгого и загруженного дня на одной из самых важных и динамичных улиц для финансового мира: Уолл-стрит в центре Нью-Йорка. Неудивительно, что современных художников привлекает именно эта локация.
В центре композиции видно хорошо узнаваемое здание Нью-йоркской фондовой биржи: «сердце» делового района. В правой части картины — памятник Джорджу Вашингтону, стоящий на ступенях Федерал-холл, того самого здания, где в 1789 году прошла его инаугурация в качестве первого президента США.
Квентин Массейс. Меняла с женой (1514)
Квентин Массейс — один из самых знаменитых фламандских художников Северного Возрождения, основатель антверпенской школы, которая в XVI столетии стала в Голландии ведущей. Более всего он известен живописью бытового жанра: на его картинах изображены люди разных сословий и профессий, занятые повседневными делами.
В целом, менялы, купцы и ростовщики — достаточно популярные персонажи для картин Северного Возрождения XVI-XVII веков в Голландии и Германии. Особое внимание фламандские художники уделяли украшениям, ювелирным изделиям и текстуре одежды. Также почти в каждой картине можно найти нравоучительные и религиозные мотивы.
Вера Бруханская: Квентин Массейс, фламандский художник XVI столетия, написал интересную гротескную сценку, где муж-меняла занимается своим делом, а его благочестивая жена, изучая явно библейские сюжеты, отвлекается на работу мужа, как будто забывая о вечных ценностях. На переднем плане мы видим зеркало, в котором, если присмотреться, можно увидеть человека в красном одеянии, он как бы наблюдает за парой. Некий символизм: красный цвет в западном искусстве часто ассоциируется с инфернальными фигурами и даже с самим Дьяволом. «Люди гибнут за металл» …
Кристиан ван Донк. Менялы (1650-е годы)
Кристиан ван Донк — голландский художник середины XVII века, о жизни которого практически ничего не известно. Что любопытно, картина «Менялы», изображающая двух финансистов, существует как минимум в двух вариантах: одна принадлежит коллекции живописи старых мастеров Большого собрания изящных искусств ASG (именно она и приводится в нашей подборке), а другая была в 2008 году продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за 43,75 тыс. долларов США.
В отличие от предыдущей картины, на этом полотне не наблюдается ни гротеска, ни сатиры, ни религиозного подтекста. Обстановка спокойная, нет беспорядка и лишних предметов, все монеты аккуратно сложены стопками и в мешочки. В XVII веке профессия менял уже не ассоциируется с жадностью и уходом от традиционных христианских ценностей, а становится неотъемлемой частью быта.
Макс Гайссер, Ростовщик (конец XIX века)
Макс Гайссер — немецкий живописец конца XIX века, более всего он известен именно подражаниями сюжетам Северного Возрождения, как и его отец, Якоб Эммануэль Гайссер. Благодаря им в Германии вернулась даже мода на картины в стиле старых голландских мастеров. Персонажами его полотен, также на бытовую тему, но уже из далекого для художника прошлого, часто становились богатые люди: казначеи, торговцы, ростовщики и коллекционеры.
Вера Бруханская: Яркая, красочная картина Гайссера привлекает обилием деталей и подробностей. Ростовщичество позволяло зарабатывать большие деньги, и мы видим здесь зажиточного человека в очень богатой одежде: бархат, мех, воротник раф (его могли позволить иметь только очень богатые люди). Также в деталях показан очень дорогой интерьер с книгами в кожаных переплетах и дорогой ларец со сложным механизмом замка. Все говорит о том, что этот человек знал, как заработать деньги.
Томас Роулендсон. Банк Англии (1808)
Томас Роулендсон — английский карикатурист рубежа XVIII-XIX веков, в первую очередь известный политической и социальной сатирой. Его работы публиковались в известных юмористических журналах того времени, а героями карикатур становились люди самых разных слоев населения, от слуг и врачей до Наполеона Бонапарта.
Уже вторая картина в подборке «Б.О» изображает «внутренности» Банка Англии, но в этот раз художнику интереснее не скрытые интерьеры и безмолвная архитектура, а многообразные персонажи банкиров и посетителей. Хотя с момента, запечатленного на рисунке, прошло больше двух веков, некоторые персонажи и в настоящее время кажутся живыми и узнаваемыми благодаря выразительным позам и лицам.
Эдгар Дега. Портреты на фондовой бирже (1879)
Эдгар Дега — один из самых известных представителей французского импрессионизма середины и конца XIX века. Что интересно, биография художника тесно связана с финансовым миром: его отец, Огюст де Га, управлял отделением крупного итальянского банка. Во многом именно благодаря состоянию своей семьи Эдгар Дега смог посвятить свою жизнь творчеству и не беспокоиться о своем финансовом благополучии.
Вера Бруханская: Эдгар Дега в своей работе не интересуется личностями, его больше волнует сама атмосфера, момент остановленного времени. Лица даны очень обобщенно, он их не персонифицирует. Зато за счет движения рук, поворота головы, постановки фигур складывается ощущение динамики сцены. А финансовый мир как раз очень динамичен.
Иван Тюрин. Портрет Михаила Христофоровича Рейтерна (1879)
Иван Тюрин — известный русский портретист второй половины XIX века, его кисти принадлежат портреты высокопоставленных чиновников и членов императорской семьи. Портрет Михаила Рейтерна, министра финансов Российской империи с 1862 по 1878, выставлен в Государственном Эрмитаже.
Вера Бруханская: Портрет банкира явно демонстрирует статус этого человека. И его крупная холеная фигура, и ухоженные руки, и сюртук из качественной ткани, и белая сорочка, и, особенно цепочка с золотыми часами — все указывает на то, что перед нами успешный деловой человек. Но явно богатством он обязан своему уму. Не зря художник изображает очень высокий лоб своего персонажа.
Владимир Маковский. Крах банка (1881)
Владимир Маковский — известный русский художник второй половины XIX века, один из самых видных представителей реализма и член общества передвижников. Более всего он известен картинами бытового жанра, в котором написаны его самые видные произведения: «Толкучий рынок в Москве», «На бульваре» и «Крах банка».
«Крах банка» можно назвать самой известной и самой яркой картиной о банковском мире в истории русской живописи. В основу ее сюжета легло несколько исторических событий, а именно банкротство Московского коммерческого ссудного банка в 1875 году (первое в России банкротство частного банка), а также история Скопинского банка, который называют «первой в России финансовой пирамидой». Тогда от действий недобросовестных банкиров пострадали в первую очередь состоятельные люди, эмоции и характеры которых художник и передает на картине.
Вера Бруханская: Маковский написал динамичную, многофигурную, «хоровую» (такое определение дал критик Владимир Стасов) картину, где люди очень оживлены. Перед зрителем предстает целая гамма эмоций, жестов, настроений: от раздражения и гнева до бессилия и отчаяния. Таким образом создается впечатление нагнетания атмосферы, неспокойствия.