Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • «Золотые» праздники
13.10.2025 FinStyleАналитикаКолонки

«Золотые» праздники

Китайские «золотые недели» — это длинные праздничные выходные весной и осенью. Как раз на днях завершилась осенняя «золотая неделя», в Китае отмечали День образования КНР (1 октября) и Праздник cередины осени — один из важных в китайской культуре


Праздник cередины осени принято отмечать в кругу семьи, поэтому «золотая неделя» — это еще и перемещение сотен миллионов человек по всей стране.

В этом году, по данным Министерства культуры и туризма КНР, 888 млн человек совершили поездки по стране с 1 по 8 октября, что на 123 млн больше, чем в 2024-м.

Когда одна часть населения массово отдыхает, другая активно зарабатывает. В лидерах — туризм, транспорт, сфера общественного питания, ретейла и развлечений, в том числе спортивных. В этом году в Пекине проходил WTT China Smash (мировой турнир по настольному теннису), который стал дополнительным генератором роста городских доходов и туристического трафика. С момента открытия турнира WTT China Smash 2025 и до его завершения на него было продано более 85 тыс. билетов, что обеспечило выручку 87 млн юаней (почти 12 млн долларов). Shougang Park, где проходили мероприятия WTT, принимал в среднем 130 тыс. посетителей в день, а продажи тематической и сувенирной продукции принести 2,7 млн юаней (380 тыс. долларов).

Красочные световые шоу с 3D-проекциями, музыкой и шоу дронов воодушевляют граждан делать миллионы фото с хештегами, чтобы поделиться атмосферой праздника с друзьями и стереть условную границу между цифровым и реальными мирами. Цифровые экосистемы, незаметно ставшие частью обычной жизни китайцев, усиливают положительные эмоции традиционных праздников, помогая сохранять семейные традиции. К подаркам с маркетплейсов, «красным конвертам» в WeChat добавляются миллионы фото и видеотрансляций семейных челленджей на тему «Покажи свой праздничный стол» или «Чьи лунные пряники красивее и вкуснее», онлайн-дегустации и мастер-классы по приготовлению лунных пряников, тематические фильтры, анимация дополненной реальности и многое другое.

Цифровизация праздников формирует новые практики праздничной культуры, в которых современные технологии переопределяют праздничный контент через иммерсивность и создание временных сообщества внутри существующих экосистем, где трансляции и хештеги гостей и участников, позволяют организаторам управлять монетизацией. Праздники становятся гибкими. Они подстраиваются под формат жизни, приглашая к участию и эмоционально вовлекая. Исторические традиции не исчезают, а трансформируются и продолжаются с помощью современных технологий.

Главное, что сохраняются ценности: семья, благодарность и уважение к прошлому, а молодежь находит свой способ стать частью культурного наследия нации.

Многие китайцы берут дополнительные дни отпуска и отправляются в путешествия сразу на две недели. Чтобы порадовать туристов, провинции эмитируют цифровые потребительские ваучеры для совершения оплат в гостиницах, магазинах, объектах показа и т.д. Среди других мер по стимулированию потребления власти обозначили привлечение все большего количества иностранных туристов. Для этого Китай упрощает или вовсе отменяет визы для туристов. С 15 сентября 2025 года граждане России могут въезжать в КНР с туристическими целями без визы.

Во время осенней «золотой недели» растет не только количество туристов, но и потребление. Важно напомнить, что сектор услуг уже 10 лет подряд обеспечивает более 50% ВВП Китая. По прогнозам, доля в национальном валовом внутреннем продукте в будущем дойдет до 70–80%. «Мировая фабрика» услуг (теперь и цифровых) — это тоже Китай.

На примере китайских «золотых недель» наглядно видно, как и зачем Китай развивает «экономику праздников», приглашая 1,4 млрд граждан на длинные выходные. Для этого нужна оцифрованная транспортная инфраструктура, выдерживающая резкие пиковые нагрузки, когда сотни миллионов китайцев начинают перемещаться. Это и онлайн-бронирование билетов, и страхование путешествующих и их питомцев, и обеспечение безопасности, и колоссальное количество финансовых транзакций. Резкий рост пользовательских данных требует достаточной емкости инфраструктуры дата-центров и в итоге энергетических мощностей. А еще колоссальные объемы информации и данных открывают новые «золотые жилы».

Китаю удалось адаптировать традиционные праздники под современные реалии, не утратив исторического смысла. Искусственный интеллект, цифровая коммерция и новые потребительские привычки не отменяют исторических смыслов, а помогают традициям объединять общество и зазвучать по-новому. В этом сила китайской культуры: оставаться собой даже в цифровом формате.






Новости Релизы