Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
22 ноября 2018 года прошла церемония награждения финалистов всероссийской програм-мы «НАЧНИ ИНАЧЕ». Программа была организована Росбанком совместно с Impact Hub Moscow, провайдером социальных и предпринимательских программ для крупного бизнеса и фондов
Фото: Impact Hub Moscow
Более двух месяцев одиннадцать социальных предпринимателей и НКО, помогающих лю-дям с инвалидностью, учились эффективному ведению бизнеса, совершенствовали свои бизнес-модели и боролись за то, чтобы их проекты вышли на новый уровень. 22 ноября, в ходе открытых питч-сессий, по результатам оценок членов жюри были объявлены победи-тели программы — те, кто смогли лучше остальных «начать иначе»!
Победителем программы «НАЧНИ ИНАЧЕ» стал детский инклюзивный тьюторский центр «Светлый город» из Санкт-Петербурга. Его создатель Надежда Самойлова получила главный приз программы «НАЧНИ ИНАЧЕ» — трехдневную образовательную поездку в Париж с индивидуально разработанным маршрутом, включающую посещение социальных предприятий для обмена опытом и поиска возможностей для сотрудничества. Второе место занял проект сети художественно-ремесленных мастерских в Свердловской области «Особые мастера». Основатель проекта, Олег Федчук, получил 200 тысяч рублей на развитие бизнеса. На третьем месте с призом в 150 тысяч рублей — Мария Грекова и ее инклюзивные мастерские «Простые вещи» (Санкт-Петербург), где люди с инвалидностью вместе с профессиональными мастерами-ремесленниками создают качественный и востребованный продукт.
Фото: Impact Hub Moscow
«Вы все занимаетесь очень важным, действительно необходимым обществу делом. Нам было радостно видеть, как идеи превращаются в настоящие финансово устойчивые бизне-сы, как социальные предприниматели профессионально растут во время обучения, как строятся их бренды, как все больше новых людей проявляет интерес к социальному бизне-су. Это и есть основная цель «НАЧНИ ИНАЧЕ», и я считаю, что нам в полной мере удалось ее достичь», — сказала директор департамента коммуникаций и рекламы Росбанка Елена Кожадей.
В России социальный бизнес на текущий момент находится на не самом высоком уровне развития: им занимаются идейные и активные люди, желание которых решить какую-либо социальную проблему часто перекрывает стремление к рентабельности и прибыльности. Однако социальное предпринимательство, согласно классическому определению, — это все же ведение деятельности для извлечения прибыли, несмотря на то, что основная ее направленность — поиск решений острых социальных проблем и задач, например, трудоустройство людей с инвалидностью, защита бедных слоев населения, забота об окружающей среде. Как вести такой бизнес, как сделать его из идеи, почему не нужно стесняться зарабатывать деньги на социальном предпринимательстве, как правильно продвигать подобные проекты — об этих и многих других нюансах говорили эксперты на финале программы «НАЧНИ ИНАЧЕ».
«Социальный бизнес сейчас становится трендом, и в этом ваша сила, — сказал участникам программы Митя Алешковский, директор портала «Такие дела», предприниматель, фандрайзер. — Но бизнес — это капитализм. Успех в этой формации измеряется деньгами. И неважно, будет это грант, премия или реальная прибыль. В любом случае, это — ваш доход. В ходе программы мы переворачиваем ваше понимание с «дайте, пожалуйста» на партнерские отношения «инвестор-бизнес». В Израиле работает чудесный стартап, платформа, которая сводит инвалидов и инженеров. У инвалида есть проблема, у инженера — задача ее решить, разработать технологию. Получается такой большой портал инновационных решений. Если он заработает на этом деньги, разве это плохо? Я не вижу разницы между НКО и бизнесом, потому что все это управляется теми же методами, персоналом, финансовым инструментами».
Фото: Impact Hub Moscow
«Когда я училась в Сколково, мне так и сказали, «если ты просто хочешь делать социалку, просто что-то хорошее, тебе — в паралимпийскую команду, если ты хочешь делать соци-альный бизнес — это должен быть бизнес, найди реальные преимущества, расскажи о них, посчитай экономику, — продолжила Дарья Алексеева, социальный предприниматель, ос-новательница благотворительного магазина CharityShop, выпускница программы Стартап Академии «Сколково», — Для меня это стало стимулом: я взяла кредитную карту и открыла свой первый региональный магазин. Он, кстати, окупился через три недели».
В ходе программы «НАЧНИ ИНАЧЕ» каждый участник мог попросить консультацию в раз-личной сфере у сотрудника Росбанка. О том, почему взаимодействие с социальными пред-принимателями важно и нужно, отлично сказал Павел Голиков, начальник управления про-дуктов департамента малого бизнеса Росбанка: «У любого проекта в банке есть начальная стадия, когда мы ставим цель и обсуждаем с командой, как будем к ней идти. Точно так же и в социальном предпринимательстве: если ты ответишь на вопросы «Что я делаю? Для кого? Зачем? Куда и как я двигаюсь?», у тебя будет четкий список задач, который трансформируется в набор активностей, — отметил эксперт. — Это помогает не тратить ресурс впустую, экономить средства. Каждый день к нам приходят новые клиенты, мы видим разные бизнесы, обслуживаем их, и благодаря этому у нас есть определенная экспертиза, которой мы в рамках этого проекта поделились с участниками. Мотивирующий фактор в нашем случае — это возможность дать совет, прикоснуться к социальному бизнесу и поучаствовать в его развитии».
«Бизнес-методы помогают социальному предпринимателю придумать такую модель работы с благополучателями, в которой последние принимают активное участие в создании добавочной стоимости продукта или услуги, превращаясь из пассивного объекта помощи в субъект полезной деятельности, — говорит Екатерина Халецкая, со-основатель и гендиректор Impact Hub Moscow, — Есть проекты социального предпринимательства, предоставляющие услуги для целевой аудитории по сниженной стоимости или частично оплачиваемые третьей стороной — с этом социальный предприниматель «выигрывает» за счет понимания потребностей своей аудитории и предоставлением наиболее качественного продукта».
Фото: Impact Hub Moscow
В этом году к таким организациям, поддерживающим социальное предпринимательство, примкнул один из крупнейших российских банков, входящий в международную банковскую группу Societe Generale — Росбанк. Охват программы впечатляет: уже в первый год прове-дения программы удалось собрать 154 заявки из 69 городов России. 11 финалистов отбира-ли по следующим критериям: социальная значимость и эффективность решения проблемы, потенциал проекта к финансовой устойчивости и окупаемости, потенциал команды.
Далее финалистов ждала интенсивная образовательная программа — как вести эффектив-ный, устойчивый и прибыльный бизнес, как создавать и продвигать бренд, как позиционировать его, как вести финансы, как презентовать проект инвестору, клиентам, широкой общественности (разным аудиториям). Это практическая программа развития с очной встречей с экспертами в Москве и различными онлайн-консультациями, в том числе, с менторами из Росбанка. Соответственно, даже проекты, не занявшие призовые места, получили неоценимую помощь, — бизнес-обучение от ряда успешных и авторитетных экспертов.
Об этом активно рассказывали сами предприниматели. «В России не очень хорошие воз-можности для путешественников с инвалидностью. Но нам удалось выстроить мощную партнерскую сеть с участием бизнеса, государства, просто неравнодушных людей, и мы можем устроить сегодня практически любое путешествие. Программа Росбанка и Impact Hub появилась в очень подходящий момент, менторы помогли мне убить мои сомнения в том, что проект возможен. Я благодарна программе, потому что теперь знаю, как двигаться дальше», — делится мнением о программе Светлана Нигматуллина, первый в России ди-пломированный гид на инвалидной коляске, автор проекта «Путешествия мечты».
Фото: Impact Hub Moscow
«Мотивация социального предпринимателя — решить проблему своей целевой аудитории или изменить отношение общества к волнующей его проблеме, — комментирует Екатерина Халецкая, — Для таких предпринимателей важен сам подход к решению проблем с помо-щью бизнес-методов, так как его преимуществом является долгосрочный качественный эффект и возможность посвятить свое время этой деятельности за счет дохода в проекте». При этом, по ее словам, все больше потребителей, особенно в мегаполисах, задумываются о том, какие товары они покупают и какими услугами пользуются. Наличие социального или экологического вклада в деятельности организации становится важным преимуществом социальных предпринимателей перед конкурентами.
Считается, что социальный бизнес зародился в 60-е годы ХХ века в США. Популяризи-ровал тему американский консалтер Билл Дрейтон, который в 1980 году основал фонд поддержки социальных предпринимателей. Тема получила развитие в Великобритании, там была основана школа социальных предпринимателей.
Социальное предпринимательство имеет уникальный формат: бизнес со всеми финансовы-ми показателями, бизнес-процессами, решающий социальную проблему. Социальный ха-рактер — это сложность и преимущество одновременно. Сложность — получать от подобного бизнеса сверхдоходы крайне трудно, но это и не является основной целью. Преимущество — проект получает дополнительное продвижение среди широкой общественности. Интересно, что оценивают социальные бизнес по двум направлениям: по классическому — финансовая устойчивость и по социальному — эффективность решения социальной задачи. Прибыль важна, это не самоцель, но инструмент для дальнейшего развития дела.
В России тема социального предпринимательства набирает обороты, появляется все боль-ше организаций и программ, которые активно встраиваются в ландшафт экосистемы и спо-собствуют ее развитию — еще 10 лет назад такого не было.