Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Оптимизация — наше всё, или 11 направлений формирования IТ-бюджета
04.12.2015

Оптимизация — наше всё, или 11 направлений формирования IТ-бюджета

2 декабря 2015 года в Москве состоялась вторая ежегодная конференция-консилиум «IТ-бюджет банка — 2016: Лечебное голодание, год второй»


 

Управлять, а не сокращать

Первым с гостями конференции поделился опытом Денис Сотин, CIO Росбанка. По словам IТ-директора, банк не отказался от бюджета на развитие, более того, бюджет на 2015-й год даже вырос по сравнению с 2014-м. Кризис воспринимается Росбанком как «некая возможность ввести практику повседневную жизнь вопрос управления бюджетом», позволяющая мониторить ситуацию и составлять прогнозы на ближайшие годы. Такой подход позволяет банку понимать, куда двигаться дальше и, соответственно, выявлять приоритетные направления развития. «Вопрос IТ-бюджета банка состоит не в том насколько большой или не большой бюджет, а в том, насколько банк умеет управлять этим бюджетом и насколько этот бюджет соответствует потребностям банка», — резюмировал Сотин. Также эксперт посоветовал обратить внимание на аутсорсинг и open-sourсe решения.

Алексей Евтушенко, директор по информационным технологиям Банка Хоум Кредит рассказал, что расходы на IТ банка начали сокращать еще 2 года назад, почувствовав изменение трендов. Уровень сокращения расходов на IТ сопоставим с сокращениями по другим направлениям. В рамках программы оптимизации были проведены переговоры с поставщиками основных сервисов — по итогам все операции с российскими компаниями были переведены в рубли. В отношениях с иностранными компаниями банк старается по возможности фиксировать курсовую разницу. Также планируется рассмотреть возможность перехода на более дешевое китайское «железо». Вместе с сокращением сети произошла оптимизация расходов на телефонию, за счет сокращения количества точек. Благодаря кризису уменьшилось физическое присутствие офисов Хоум Кредит Банка в дорогих локациях — на первое место выходит переориентация клиентов на дистанционные системы обслуживания, такие как электронный банкинг и мобильные приложения.

Новые возможности

Владимир Черкашин, начальник управления информационных технологий Экспобанк, начал выступление с простых истин: «IТ в банке, и, соответственно, затрат на IТ, должно быть ровно столько, сколько требуется для обеспечения текущей деятельности банка». Бюджет 2016 формируется в условиях быстроменяющейся ситуации на банковском рынке, однако затраты Экспобанка не претерпели радикальных изменений.

Кризис принес новые возможности: возможности приобретать другие банки, привлекать качественных клиентов из других банков, осваивать новые перспективные территорий, возможности переманить из других кредитных организаций эффективных менеджеров.

Черкашин отметил, что «никто не будет спорить, что IТ играет решающую роль в получении банком прибыли» и рассказал, что наряду с традиционными способами сокращения затрат банк широко использует аутсорсинг, который играет ключевую роль в повышении эффективности информационных технологий. Экспобанк пользуется комплексным технологическим аутсорсингом АБС, процессинга и ДБО, на аутсорсинге находятся сервисы печати и осуществляется техническая поддержка рабочих мест в регионах.

Черкашин заявил, что Экспобанк живет в новой реальности еще с 2012-го года и секрет его успеха на рынке — в четком планировании затрат на управление параметрами сервисов, обеспечивающих работу бизнеса. «Например, сегодня я знаю, сколько я буду платить за аутсорсинг АБС через пять лет», — поделился эксперт.

Владимир Бескровный, директор департамента IТ АКБ «Международный финансовый клуб», называемого в народе «банком олигархов» признался, что, несмотря на громкое неофициальное название, IТ-департамент банка буквально «живет на голодном пайке», пообещав поделиться цифрами «в кулуарах». В «Международном финансовом клубе» руководствовались простым принципом: сравнить затраты на различные процессы и там, где это выгодно — перейти на аутсорсинг. Банк уже вовсю использует IP-телефонию «от Москвы до Якутска» и покупке дорогостоящего оборудования предпочитает лизинг. Большинству командировок в банке предпочитают видеоконференции, причем вместо покупки специализированных программ руководству оказалось вполне достаточно привычного Skype.

Инженерную инфраструктуру — на аутсорсинг

Многие участники и гости конференции с нетерпением ждали выступления вице-президента коммерческого центра обработки данных DataSpace Олега Письменского, рассказавшего о возможности оптимизации затрат на инженерную инфраструктуру центра обработки данных (ЦОД) посредством аутсорсинга. Для того, чтобы выяснить, имеет ли смысл держать инженерную инфраструктуру, Письменский привел гостям конференции простую статистику: на электроэнергию уходит до 50% расходов компании. «ЦОД, как самостоятельный инженерно-технический объект в структуре активов банка, не приносит прибыли вашему бизнесу, однако расходы на его содержание относятся на себестоимость услуг. Это и есть ключевой момент.» — пояснил эксперт.

Эффективным считается такой ЦОД, инженерная и IT-инфраструктуры которого используются с максимальной отдачей при нацеленности владельца на снижение эксплуатационных расходов. Перевод ЦОД на аутсорсинг компании, дающей возможность гибко формировать индивидуальные наборы IT-услуг четко и эффективно решающих задачи банка, может оказаться лучшим решением в условиях новой реальности кризиса, в которой закончились «жирная нефть и дешевое фондирование».

Альтернатива «лечебному голоданию»

Андрей Леушев, заместитель председателя правления Промсвязьбанка, рассказал об опыте оптимизации Промсвязьбанка, сравнив происходящее скорее с «правильным питанием» эффективными технологичными продуктами, чем с «лечебным голоданием».

В 2015-ом основными задачами IТ-отдела банка были: ревизия портфеля, секвестр бюджета, проектное управление (сокращение нежизнеспособных и нерентабельных проектов), а также новая, более экономичная архитектура (уход от enterprise решений, внедрение open source) и новый формат разработки (от проектов к продуктам, которые можно продавать сторонним банкам). На 2016й планируется развивать продукты Инновационного центра банковских технологий, а также развитие банковского инженерингого фонда, который планируется создать совместно с государством (50% гос-во, 50% акционеры банка) для финансирования создания собственных продуктов и других финансово-технических стартапов. В инвестиционный комитет фонда приглашены независимые эксперты из других банков, по фонду уже прошла первая установочная встреча. Также банк выступает за упрощение интеграционных взаимодействий между банками, создание единого стандарта взаимодействия, унификационной платформы для банков.

«Хочется верить, что продукты, которые мы сейчас делаем, будут востребованы рынком» — поделился с аудиторией Леушев.

Одну или ключевых ролей в успехе «политики правильного питания» Промсвязьбанк видит в удачно подобранной команде, реализации принципа вовлеченности, достаточности ресурсов, а также правильной мотивации сотрудников.

Президент РАСПО Сергей Буш в своем докладе объявил о конце «Эпохи автоматизации 1.0». Решения для бизнеса больше нельзя купить, как продукт. Текущий кризис требует улучшения, новых опций того, что уже есть, ведь «автоматизация 2.0» это гораздо сложнее. Эксперт озвучил свои предложения по оптимизации IТ-бюджета, в которые входит переход на свободное ПО, реорганизация управления бизнесом по Agile, а также перенос акцента в процедурах закупки на «до-тендерный» этап.

 

 

Обменяться мнениями о ситуации с IТ- бюджетом участники смогли в ходе свободной дискуссии, проведенной в формате заседания круглого стола.

Варианты оптимизации

Ярославом Медоксом, CIO Мираф Банка, под лозунгом «оптимизация — наше всё» были подведены итоги конференции и зафиксированы все основные направления, которые следует учесть банкам при формировании IТ-бюджета 2016.

1. Всегда можно снизить расходы на Telecom: реорганизация сети на новом оборудовании, переход на IP-телефонию и т.д.

2. Отказ от maintenance: стоит задуматься, так ли уж нужна поддержка некритичным процессам и эффективно ли текущее оборудование.

3. Open source: появилось больше уверенности, что это то направление, которое надо пробовать и развивать.

4. Аутсорсинг: в аудитории было представлено несколько банков, которые уже перешли на полный технологический аутсорсинг и не владеют своей АБС.

5. Переговоры с поставщиками услуг: фиксация курса, система скидок, изменение состава услуг и пр. Пришло понимание, что вендоры и поставщики находятся «в одной лодке» с банками, в отношениях наметился определенный перелом…

6. Правильное управление бюджетом.

7. Консолидация вычислительных мощностей. Особенно актуальна идея обратить внимание на датацентры для банков, занимающихся слияниями и поглощениям.

8. Не сворачивать перспективные проекты, направленные на снижение костов, несмотря на то, что они требуют инвестиций.

9. Тестировать более дешевое, но зачастую не менее качественное китайское оборудование.

10. Обратить внимание на возможность работы на дому для некоторых специалистов.

11. Оптимизация проектного портфеля. Удаление ненужных проектов, ориентация на короткие проекты, дающие быстрый результат, жесткий мониторинг доходности проектов.

Важно понимать, что IТ-бюджет и остальной бюджет банка – это часть одного целого. Происходит сокращение затрат по всему банку, а IТ является лишь одним из источников этих сокращений.

Аркадий Затуловский, CIO Нордеа Банка, призвал не считать все предлагаемые методы решения проблем панацеей, однако не смог не признать, что многие интересные идеи, высказанные на конференции, стоят того, чтобы воплотить их в жизнь. Например, с 2018го в рамках программы импортозамещения в Нордеа Банке планируется тестировать возможность использования российского оборудования.

Гости делятся опытом

Интересным кейсом поделился Юрий Губанов, заместитель председателя Правления ООО КБ «РостФинанс»: вендоры предложили банку создать банковское приложение бесплатно, при условии, что компания привлечет еще пять банков, которым также интересен данный продукт.

Сергей Добриднюк, директор по исследованиям и инновациям ДРБ, предупредил об опасности «ложного финала» кризиса и призвал воспринимать оптимизацию как постоянно необходимый процесс. Новая реальность требует нового подхода. Следует повышать качество существующего персонала: никакая экономия не даст вам столько, сколько может дать хорошо обученный клиентщик или грамотный сотрудник горячей линии. Не стоит забывать об образовании: на базе Финансового университета компания открывает кафедру банковской организации информационных технологий, где можно будет как вырастить новых специалистов, так и отправить «поучиться лучшему пониманию ситуации» клиентов и текущих сотрудников.

Главное — доверие

В ходе дискуссии было высказано мнение, что аутсорсинг хорош для небольших банков, так как дает возможность уже на старте получить high-teсhnologies. Алексей Евтушенко добавил, что аутсорсинг эффективен там, где уровень зрелости IТ-компании выше, чем у клиента и призвал не бояться сокращать неэффективных «айтишников». Также он подчеркнул важность доверия в отношениях с подрядчиками, призвав внимательно подойти к выбору компаний для сотрудничества.

Модератором конференции Антоном Арнаутовым было предложено создать «индекс ожиданий IТ-директоров», который в последствии может стать ценным инструментом для понимания ситуации и формирования IТ-бюджета на 2017 год.

Бюджет IТ — для каждого банка свой. Нет единого решения — сокращать его или увеличивать. Однако все участники конференции сошлись во мнении, что стоит обратить внимание на соотношение рисков и затрат, не забывая, что IТ предназначен для повышения эффективности производительности труда. Возможно, лучшим вариантом будет не сокращать, а учиться зарабатывать с помощью IТ.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ