Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
44% от этого объема было выдано продавцам маркетплейсов
По итогам первого полугодия 2025 года МФО выдали бизнесу микрозаймы на сумму 72,8 млрд рублей, что на 29% больше, чем в 2024 году. Портфель микрозаймов в предпринимательском сегменте вырос на четверть до 111 млрд рублей.
Доля микрозаймов для бизнеса в совокупном портфеле МФО снизилась до 15% из-за активного роста розничного сегмента. Коммерческие МФО выдали 47,1 млрд рублей микрозаймов предпринимателям, что почти вдвое больше, чем государственные МФО. Портфель коммерческих МФО за последние три года увеличился более чем в шесть раз, тогда как портфель государственных МФО вырос только на 26%. Несмотря на это, в сегменте займов для бизнеса их доля составляет 72%.
Рост выдач в коммерческих МФО связан с кредитованием продавцов маркетплейсов, которые получили 44% от общего объема. В среднем за полгода селлеры получали по четыре займа в МФО, при этом средняя сумма займа составляет около 700 тыс. рублей. МФО оценивают платежеспособность таких по показателям оборота на маркетплейсе и динамике выручки.
Некоторые МФО, работающие с маркетплейсами, финансируют не только продавцов, но и покупателей, что способствует увеличению оборота на онлайн-платформах. В первом полугодии 2025 года 90% микрозаймов для бизнеса оформлялись дистанционно, а доля онлайн-займов составила 61% от общего объема выдач.
Коммерческие МФО обеспечивают 99,5% всех онлайн-выдач в первой половине 2025 года, в то время как государственные МФО заключают только 1% своих договоров онлайн.
70% портфеля займов для бизнеса обеспечена залогом имущества, поручительством или банковскими гарантиями.
В октябре 2025 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, увеличивающий максимальную сумму микрозайма для бизнеса с 5 до 15 млн рублей, что позволит реализовывать более крупные проекты.
Источник: Банк России
Инсайт за несколько часов — результат LLM
Об использовании LLM и AI-агентов сегодня много говорят на конференциях, в деловых СМИ, в интернет-сообществе. Здесь все еще много экспериментов, но появляются вполне рабочие сценарии использования. Клиенты это видят: кто-то уже готов включаться, понимая, что это конкурентное преимущество. Анна Ивлева, владелец продукта «Речевая аналитика» компании BSS, рассказала о ролях, в которых системы, усиленные LLM, уже хорошо показали себя в банках