Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Платежный баланс
16.02.2011 Исследования

Платежный баланс

Небанковские системы электронных платежей могут превзойти банки на рынке безналичной оплаты коммунальных услуг. Компании OMI Russia и Direct24 специально для «БО» провели опрос для выявления наиболее популярных у населения способов внесения коммунальных платежей с учетом возраста и личного достатка


В «БО» продолжается серия публикаций на тему предпочтений в финансовой сфере пользователей Интернета. Из первой статьи (см. «БО» №12, 2010) следовало, что такие потребители прежде всего пользуются дебетовой банковской картой — зарплатной либо открытой по своему желанию. В тройке самых востребованных операций оказалась также оплата телекоммуникационных (сотовая связь, Интернет, телевидение) и коммунальных (квартплата, электроэнергия, газ и пр.) услуг. На этот раз проанализирована популярность способов оплаты обитателями Рунета традиционного набора коммунальных услуг, включающего квартплату, электроэнергию, домашний телефон и другие ежемесячные платежи домохозяйства.

В таблице 1 респонденты разбиты на группы в зависимости от самооценки обеспеченности. Группы II и III совокупно представляют более 70% потребителей, и именно их предпочтения служат основой для формирования продуктовой линейки любого розничного банка.
Какими электронными платежными средствами оснащены домохозяйства пользователей Интернета? Результаты в разрезе возрастных групп и уровня обеспеченности приведены в таблицах 2 и 3.
Самым популярным электронным платежным средством оказались карты платежной системы Visa, которые есть у 57% пользователей Интернета. Причем наибольшее предпочтение им отдали пользователи в возрасте 25–44 лет (61–62%) с более высоким уровнем потребления (группы III–IV — 62–64%). Вторым по популярности электронным платежным средством оказалась платежная система Webmoney — 37%. Далее идут MasterCard (29%), «Яндекс.Деньги» (24%), «QIWI Кошелек» (18%), другие ЭПС (16%) и другие банковские карты (12%). Только 7% опрошенных не пользуются никакими электронными платежными средствами.
Востребованность электронных платежных средств увеличивается по мере роста благосостояния. Противоположная тенденция отмечается только у пользователей других банковских карт: видимо, по мере роста благосостояния пользователи переходят от использования локальных российских карт к картам международных платежных систем Visa/MasterCard.
Может удивить распространенность небанковских электронных платежных средств Webmoney, «Яндекс.Деньги» и «QIWI Кошелек». Вероятно, это объясняется простотой подключения: чтобы стать обладателем электронного кошелька, достаточно, как правило, заполнить простую анкету на сайте соответствующего платежного сервиса. К тому же действующее законодательство разрешает без идентификации плательщика и получателя проводить платежи в сумме до 15 тысяч рублей. Банки ратуют за увеличение доли безналичных платежей, но прибыль от возможного перевода потребителей в электронные каналы может достаться конкурентам. Розничным банкам предстоит жесточайшая борьба за клиента с электронными платежными системами.
Анализ текущих способов оплаты традиционного набора ежемесячных платежей домохозяйств (квартплата и коммунальные услуги, электроэнергия, домашний телефон и др.) показывает, что сражение банков с электронными платежными системами состоится на поле, где пока доминирует оплата наличными через кассы (см. рис. 1).
Лидирует в этом сегменте Сбербанк, принимающий через свои кассы платежи от 34% домохозяйств. Второе место занимают кассы поставщиков и жилищных организаций. Этот способ оплаты (назовем его «натуральным хозяйством») появился в 1990-х годах, когда получатели (энергетики, городские телефонные сети, коммунальные службы) разочаровались в возможностях сбора платежей через банки и почту. В России есть целые регионы, где такие кассы собирают львиную долю коммунальных платежей, а «Почта России», Сбербанк, и другие банки оказались оттеснены от обслуживания клиентов. На «натуральное хозяйство» приходится четверть собираемых платежей. Замыкает тройку лидеров «Почта России», которая наряду со Сбербанком занимается сбором коммунальных платежей с советских времен. На все остальные способы приходится не такая и большая доля, но стоит отметить успех терминальных сетей, освоивших за небольшое время почти 5% рынка (см. таблицу 4).
Исторические данные подобных опросов отсутствуют, но в открытой печати ранее встречались оценки, где доля «Почты России» оценивалась примерно в четверть рынка, а доля Сбербанка — в 40%. Возможно, полученные данные отражают тенденцию изменения платежной культуры последних лет. Пользователи Интернета отдают предпочтение более комфортным способам оплаты, что уже привело к уменьшению доли исторических лидеров.
Но именно сегмент безналичной оплаты будет расти, отбирая долю у наименее удобных для потребителей способов оплаты. Очевидная тенденция последних лет — рост интереса к дистанционной оплате. Безналичными способами оплаты пользуются 7,6% домохозяйств. Предпочтения плательщиков по способам оплаты внутри этого сегмента отражены на рис. 2. Здесь доминируют банки и, в частности, Сбербанк. На долю электронных денег, несмотря на их широкую распространенность, приходится всего лишь 12% сегмента. На «уровне шума» уже проявились мобильные платежи.
Если оценивать текущее положение банков на рынке ежемесячных платежей домохозяйств, то в целом оно хорошее. В совокупности, банки занимают почти половину рынка, что значительно превышает долю банков на рынке телекоммуникационных платежей, а в безналичных платежах банки и вовсе безусловные лидеры. Вот только почивать на лаврах не стоит. Это положение скорее обусловлено медленным изменением культуры пользования платежными услугами, чем какими-либо энергичными и осмысленными действиями банков по развитию платежных услуг. Ситуация может быстро измениться, ведь Интернет становится обыденным инструментом для россиян любого достатка и возраста.
«БО», совместно с OMI Russia и Direct24 продолжат изучение предпочтений пользователей относительно банковских карт, платежных и других услуг.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ