Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Сумеречная зона
13.04.2011 Аналитика

Сумеречная зона

В 2010 году малый и средний бизнес стремительно оживали, а банки смягчали и делали более разнообразными условия кредитования некрупных компаний и собираются продолжить эту политику в этом году. Но в 2011 году заемщиков может на всех не хватить


По предварительной оценке «Эксперт РА», рынок кредитования МСБ показал в 2010 году неплохую динамику: прирост размера портфелей на балансах банков составил около 20%. Однако эта динамика распределилась по рынку и по периодам не совсем равномерно.
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) проводит исследования рынка МСБ и составляет индекс кредитного благоприятствования (см. рис.). Весной 2010 года многие банки вернулись на докризисные уровни кредитования, а некоторым удалось даже их превысить. Индекс кредитного благоприятствования быстро шел вверх. Однако портфель нарастили далеко не все кредитные организации. К осени оптимизма на рынке стало меньше, так как экономика стагнировала. К концу года над бизнесом стал довлеть грядущий рост налоговой нагрузки — компании заняли выжидательную позицию. В результате во втором полугодии рост индекса кредитного благоприятствования вырос незначительно.

Максимум вариантов

Рынок кредитования МСБ за 2010 год сильно изменился. В среднем по рынку за год ставка снизилась с 20,5% до 16,2%. Многие банки в первом полугодии 2010 года запустили новые специализированные программы кредитования МСБ, начали сотрудничество с РосБР. Устойчивый рост кредитования сопровождается усилением конкуренции между участниками рынка. Предложение опережало спрос, поэтому значительная часть банков смягчила требования к потенциальным заемщикам, в частности в отношении обеспечения.
По словам заместителя директора департамента розничного бизнеса Мастер-Банка Дмитрия Алексеева, «в 2010 году многие предприятия почувствовали себя увереннее и стали запрашивать более крупные суммы кредитов на более длительный срок, существенно расширился список целей получения кредита». Банки также ощутили спрос на быстрые кредиты на сумму 50–500 тыс. рублей. В таких случаях бизнесмены берут потребительские кредиты, но банки стремятся перенаправить этих клиентов в нужный поток и предлагают им быстрое микрокредитование без анализа бизнеса.
«БО» опросил представителей нескольких банков относительно их планов по развитию кредитования МСБ в 2011 году. Артур Альмухаметов, заместитель директора департамента продаж и продуктов Русь-Банка, говорит, что на 2011 год предусмотрено расширение продуктовой линейки, ориентация на комплексное обслуживание клиентов, упрощение процедур и операций прежде всего по выдаче кредитов, повышение роли дистанционных каналов продаж продуктов для субъектов МСБ. Банк выдает кредиты для микробизнеса (до 500 тыс. рублей) по экспресс-схеме. При сумме кредита от 500 тыс. до 1 млн рублей без залога предоставляется кредит по программе «Микрокредит» с упрощенной схемой анализа.
По словам Николая Иванова, начальника отдела продуктов и услуг для малого и среднего корпоративного бизнеса BSGV, банк разработал для заемщиков новое пакетное предложение, которое сочетает в себе основные банковские продукты по привлекательной цене и возможность получения кредитов по льготным тарифам. По инвестиционным кредитам увеличен срок до 5 лет, а в ближайшее время банк начнет выдавать кредиты на покупку коммерческой недвижимости. Также в 2011 году BSGV планирует активно развивать документарный бизнес — банковские гарантии, аккредитивы. Эти продукты пока недооценены компаниями МСБ, хотя должны представлять для них огромный интерес. Задача банков — информировать бизнес о потенциальных преимуществах документарных операций, повышая спрос на них, считает Николай Иванов.
Сбербанк запустил для среднего бизнеса кредиты до 1 млн рублей без залога со ставкой 19%, ввел 10-летние кредиты на любые цели (под залог имеющейся недвижимости) и на покупку недвижимости с залогом приобретаемого объекта. Малому бизнесу Сбербанк готов выдавать кредиты наличными и помогать оформлять необходимые документы.

Задача банков — информировать бизнес о потенциальных преимуществах документарных операций

В прошлом году ЮниКредит Банк ввел пять новых кредитных продуктов: беззалоговый кредит, овердрафт, кредит на финансирование оборотного капитала, кредитная линия и инвестиционный кредит, скоро будет запущена коммерческая ипотека для юрлиц. Максимальный размер кредита предприятиям малого и среднего бизнеса — 30 млн рублей, максимальный срок кредитования — 5 лет, минимальная ставка — 10,5%, говорит Евгений Тотиков, начальник управление сегмента малого и среднего бизнеса ЮниКредит Банка.
В Мастер-Банке минимальная ставка снижена до 12%. Банк стал более лояльно относиться к залоговому обеспечению, предоставляет отсрочку погашения основного долга и индивидуальный график погашения кредита и предлагает предпринимателям услуги инкассации и эквайринга, валютный контроль, зарплатные проекты.
В Промсвязьбанке также увеличили максимальные срок и сумму кредитов и запустили кредиты на покупку недвижимости (см. интервью директора департамента развития малого и среднего бизнеса Екатерины Орловой). В банке «Уралсиб» запускают микрокредитование и улучшают сервис для «высокого» сегмента малого бизнеса (см. интервью руководителя дирекции кредитных продуктов главной исполнительной дирекция малого бизнеса Алексея Барабанова).

Опасные зоны

Многие банки по-прежнему с осторожностью подходят к кредитованию предприятий сельского хозяйства, строительства, автодилеров, а также стартапов (минимальный срок работы предприятия — 3–6 месяцев, а чаще всего — 9–12 месяцев) и компаний, чей бизнес зависит от сезонных факторов.
Проблема для малых предприятий состоит и в конкуренции со стороны больших компаний, особенно в крупных городах. «Развитие гипермаркетов и сети крупных магазинов существенно повлияло на выручку небольших предприятий, естественно, в худшую сторону. Но чем дальше от центра (если говорить на примере Ростовской области), тем ниже влияние транснациональных корпораций. Шаговая доступность предприятий к потребителям — частным лицам позволяет им быть более успешными в области, чем в городе», — отмечает член правления, управляющая филиалом «Ростовский» банка «Глобэкс» Лариса Сулацкая.
Малый бизнес в целом ощущает негативные тенденции. На 1 октября 2010 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России уменьшилось по сравнению с 1 октября 2009 года на 3,5%, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях снизилась на 3%. Объем инвестиций в основной капитал сократился на 2,8% (с учетом индекса потребительских цен сокращение показателя составило 9,1%). На фоне негативной динамики указанных показателей объем оборота малых предприятий за три квартала 2010 года оказался на 14,3% выше показателя за аналогичный период 2009 года, или на 6,9% с учетом индекса потребительских цен (данные доклада «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе — сентябре 2010 года» НИСИПП).

Большинство банков уже научились работать с управленческой отчетностью малого бизнеса

Другая опасность для МСБ в 2011 году — повышение налогов. В интервью «БО» Сергей Крюков, глава РосБР, выразил опасение, что банки будут воздерживаться от кредитования: «Причина в том, что из-за непрозрачности потоков упадет кредитоспособность и сузится круг потенциальных заемщиков». Действительно, если предприятия начнут скрывать доходы, занижать выручку, они станут неинтересны банкам. Кредиторы не захотят формировать резервы на некачественные ссуды. Так что бизнесменам придется взвешивать все последствия, предупреждает Лариса Сулацкая (Глобэкс). Впрочем, большинство банкиров, опрошенных «БО», говорят, что либо не ожидают роста непрозрачности, либо уже научились работать с управленческой отчетностью и особых проблем на рынке пока не прогнозируют.

Предприниматель в профиль
Ситибанк и Российский микрофинансовый центр (РМЦ) в конце 2010 года провели совместное исследование среди представителей МСБ в Москве и Санкт-Петербурге. Три четверти собственников малых и средних предприятий — мужчины в возрасте от 33 до 46 лет. Среди владельцев МСБ половина мужчин моложе 37 лет, в то время как половина женщин старше 43 лет. Более 80% бизнесменов имеют высшее образование.
Все большее количество людей приходит в МСБ для достижения финансовой независимости. В то же время в 2010 году выросла доля предпринимателей, которым пришлось заняться бизнесом вынужденно, под давлением обстоятельств, а не по собственному желанию. По оценке опрошенных Ситибанк и РМЦ предпринимателей, выручка и доходы собственников МСБ в 2010 году выросли, в том числе благодаря расширению доступа к внешнему финансированию. В то же время снизилась рентабельность МСБ. По мнению опрошенных, в 2010 году личностные качества собственника и наличие связей, а также общее состояние бизнес-среды и доступ к финансированию определяли успех бизнеса, в то время как прямая поддержка государства играла незначительную роль, в отличие от 2009 года.
Действующим предприятиям стало легче получить финансирование, особенно на пополнение оборотных средств. Но собственникам по-прежнему трудно получить средства на инвестиционные цели. Наибольшие сложности при кредитовании возникают у начинающих предпринимателей, в связи с чем большую актуальность приобрели микрофинансирование, лизинг и государственные программы. По отдельным направлениям произошел рост доли успешного бизнеса — прежде всего в отраслях, связанных с предоставлением услуг, и в торговле.
По данным исследования, предприниматели в течение 2010 года снижали личные расходы на товары и услуги не первой необходимости. Доходы в первую очередь направлялись на поддержку текущей деятельности бизнеса, а инвестиции в развитие бизнеса сокращались. Бизнесмены стремились сократить издержки как за счет пересмотра условий аренды, сокращения персонала, так и снижая темпы переориентации на более производительное оборудование.

Трудности общения

Исследователи из НИСИПП считают, что по итогам 2010 года банкам удалось достичь неплохих результатов с точки зрения повышения комфортности предоставления услуг малым предприятиям. Повысилось качество предварительного консультирования и продаж, стало больше кредитных и специальных партнерских программ банков.
Однако уровень осведомленности предпринимателей — или умение банкиров донести информацию о своих продуктах — остается низким. Например, на одной из конференций предприниматель, работающий в сфере разработки программного обеспечения, рассказал о своих попытках взять кредит под залог оборудования в 2010 году. В его представлении оборудование — это компьютеры. Кредиторам такой залог не интересен, и предпринимателю отказали все банки, в которые он обращался. В то же время в 2010 году многие кредитные учреждения заявляли о начале выдачи малому бизнесу кредитов без обеспечения. Можно только удивляться, что человек, работающий в IT, не умеет находить нужную информацию в Интернете. Но ни один банк, в который обращался предприниматель, не предложил ему программу беззалогового кредитования. Этот пример иллюстрирует уровень коммуникации между участниками рынка. Кстати, те предприниматели, кто в состоянии найти нужный банковский продукт, часто приносят в банк неполный комплект документов, а потом жалуются, что потенциальные кредиторы слишком долго рассматривают заявку.

Главной проблемой небольших компаний останется проблема слабого потребительского спроса и существенное увеличение налоговой нагрузки

Банкиры с удивлением отмечают, что бизнесмены часто не могут объективно оценить, какой объем кредитных средств им необходим. «Мы периодически учим предпринимателей на примере семейного бюджета рисовать собственный cash-flow, чтобы они понимали, как это в дальнейшем применить к своему бизнесу. Хотя предприниматели предпочитают прислушиваться к представителям налоговых органов, таможни, антимонопольного комитета. К сожалению, за консультационными услугами в банки обращаются меньше, наверное, потому, что образ банков у многих из них сложился неверно. В представлении многих, банкир — это капиталист из журнала «Крокодил», — сетует Лариса Сулацкая (Глобэкс).
Налицо и разница в оценке доступности кредитных ресурсов. Андрей Некрасов, старший вице-президент, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24, в интервью «БО» заявил, что проблема недоступности финансирования для небольших компаний снята — ставки начинаются с 10%. Для банкира очевидно, что конечная ставка для потребителя, лишь немногим превышающая ставку рефинансирования ЦБ, — это очень дешево. Однако для предпринимателей, которые столкнулись с ростом коммунальных, арендных, налоговых и различных неофициальных платежей, а также с падением рентабельности, плата по кредиту даже в 10% (а среднерыночная ставка выше) не кажется доступной.
Рынок МСБ будет очень подвижным. По оценке Ситибанка и Российского микрофинансового центра, в 2011 году возрастет удельный вес бизнесменов, пробующих себя на других рынках, а также количество тех, кто покинет ряды предпринимателей. И это еще один момент, который усложнит работу банков с МСБ в 2011 году.

Перспективы

Несмотря на все трудности, кредитование малого и среднего бизнеса становится все более привлекательным сегментом для российских банков. Основные ожидания от 2011 года — это оживление экономической ситуации, как в реальном секторе экономики, так и на финансовых рынках, и, как следствие, дальнейший рост рынка кредитования малого и среднего бизнеса.
По мнению Павла Самиева, заместителя генерального директора «Эксперт РА», банкам, оказавшимся под давлением избыточной ликвидности, придется так или иначе начать интенсивно размещать средства в ссудные портфели, а МСБ для многих из них — основной операционный сегмент. Поэтому на 2011 год «Эксперт РА» прогнозирует рост кредитования малого бизнеса на 20–25% до объемов в диапазоне 3,8–4,2 трлн рублей.
Главной проблемой небольших компаний останется проблема слабого потребительского спроса и существенное увеличение налоговой нагрузки. Поэтому перспективы развития малого и среднего бизнеса в 2011 году пока выглядят неоднозначно. Увеличение налоговой нагрузки, отсутствие внятных механизмов господдержки и неустойчивый экономический рост сулят рынку кредитования МСБ довольно противоречивые результаты, несмотря на все усилия банков.

 






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ