Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Мимо кассы
11.04.2011 Исследования

Мимо кассы

Компании OMI Russia и Direct24 специально для «БО» провели опрос для выявления наиболее популярных у населения способов оплаты телекоммуникационных услуг. Этот сегмент включает оплату сотовой связи, доступа в Интернет, спутникового телевидения


В «БО» продолжается cерия публикаций на тему предпочтений пользователей Интернета в финансовой сфере. В предыдущей статье (см. «БО» №2, 2011) был сделан вывод, что розничным банкам предстоит жесточайшая борьба с электронными платежными системами в сфере оплаты ЖКХ. Впрочем, так же, как и в способах оплаты коммунальных услуг, оплата наличными за Интернет, мобильную связь и спутниковое телевидение пока доминирует над всеми безналичными способами оплаты. Если рассматривать корреляцию способа оплаты со степенью благосостояния, то заметно, что чем ниже благосостояние, тем выше доля оплаты наличными. В самой бедной группе наличными оплачивают телекоммуникационные услуги 74% респондентов, тогда как в самой богатой — 64%. Такова же тенденция и в разрезе возрастных групп: более молодые респонденты чаще оплачивают услуги наличными (79% против 67%).

Распределение населения по группам обеспеченности на основе самооценки

Группа I II III IV
Самооценка обеспеченности «На еду хватает, но покупка одежды затруднительна» «На еду и одежду хватает, но покупка товаров длительного пользования затруднительна» «На еду, одежду, товары длительного пользования хватает, но покупка нового автомобиля затруднительна» «Хватает на все, но затруднительна покупка квартиры или дома»
Доля среди опрошенных, % 13,6 33,0 37,5 9,9
Источник: OMI Russia

В целом результаты опроса убедительно показывают преимущество новых (небанковских) способов расчета в этом сегменте над традиционными — оплатой наличными через банки и почту. Можно отметить относительный успех интернет-банкинга, доля которого в разных имущественных и возрастных группах колеблется от 6 до 14%, но на фоне успеха оплаты телекоммуникационных услуг через терминалы и кассы салонов связи эти показатели выглядят неубедительно. Причем в самых привлекательных сегментах интернет-банкингу вполне успешно оппонируют электронные деньги. Например, в группе самых состоятельных респондентов доля интернет-банкинга составляет 12%, а доля электронных денег — 11%. Это означает, что каждый второй респондент, выбравший в качестве канала оплаты Интернет, отдал предпочтение небанковскому способу.

Наиболее востребованные способы оплаты телекоммуникационных услуг в разных группах обеспеченности, %

  I II III IV
Наличными через кассы/терминалы 66 66 64 54
Наличными в банке 6 5 5 4
Наличными на почте 2 2 2 2
Банковской картой 5 6 6 7
Интернет-банкинг 10 10 10 12
Электронные деньги 6 6 7 11
Иначе или затруднились ответить 6 5 5 5
Источник: OMI Russia

Факты неумолимы. Очевидно, что рынок оплаты телекоммуникационных услуг банки проиграли конкурентам, которых не существовало в природе всего десять лет назад. Можно говорить о банковской консервативности или находить другие успокоительные аргументы в обоснование статистики рынка оплаты телекоммуникационных услуг, но честный ответ заключается все же в другом. За редким исключением банки не умеют разрабатывать и внедрять новые услуги и продукты в конкурентной среде, а также и выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, предоставляя им повседневные услуги, востребованные каждый день.

Наиболее востребованные способы оплаты телекоммуникационных услуг в разных возрастных группах, %

  16–24 25–34 35–44 45+
Наличными через кассы/терминалы 74 60 54 58
Наличными в банке 4 5 5 7
Наличными на почте 1 2 3 2
Банковской картой 4 7 7 10
Интернет-банкинг 6 13 14 11
Электронные деньги 5 8 10 5
Иначе или затруднились ответить 4 6 6 7
Источник: OMI Russia

Результаты предыдущих опросов показали, что оплата телекоммуникационных услуг — вторая по востребованности после зарплатных карт банковская услуга. Почему же тогда доля банковских карт в оплате телекоммуникационных услуг колеблется от 5 до 7%?
Для автора, около семи лет игравшего на этом рынке на стороне банков, ответ очевиден. Не только российские банки плохо разрабатывают услуги. Все банки в мире подвержены той же самой болезни. Карта Visa не приносила особых успехов банковскому бизнесу, пока была продуктом одного лишь Bank of America. Прогресс в бизнесе Visa появился лишь тогда, когда этот проект стал межбанковским, карта была переименована из Americard в Visa и роль банков стала заключаться не в разработке продукта, а в его внедрении. Даже самый небольшой банк, получивший возможность выпускать банковские карты, в течение 1–2 лет умудряется выдать карту каждому клиенту, с которым есть контакт. Банкам нужно научиться внедрять электронные платежи со счетов банковских карт. Необходимо искать подходящих поставщиков технологий, а еще лучше продуктов «под ключ», и как можно скорее запускать новинки и приучать к ним пользователей. И тогда банки будут способны бороться с более гибкими и менее зарегулированными отраслями.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ