Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
О текущей ситуации на рынке денежных переводов, непростой ситуации в регионах, новых акционерах и многом другом «Б.О» рассказал Алексей Абрамейцев, управляющий директор Платежной системы CONTACT
— Алексей Юрьевич, прошло ровно два года с момента нашего последнего интервью с вами. Как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию на рынке денежных переводов? Что изменилось за этот период?
— Действительно, событий за два последних года произошло множество — благоприятных и не очень, единственное, что стабильно — это присутствие системы CONTACT в тройке крупнейших участников рынка денежных переводов.
В течение 2014–2015 годов на рынок денежных переводов оказали сильное влияние внешние факторы, прежде всего, девальвация национальной валюты, сокращение рынка труда и фонда заработной платы, ужесточение миграционного законодательства, «расчистка» банковского сектора и ряд других. Все эти события развивались параллельно, некоторые продолжаются до сих пор и явились причинами общего замедления развития рынка. Я сознательно употребляю фразу «замедление развития», поскольку уже сейчас, во втором квартале, мы наблюдаем восстановление и даже небольшой рост основных показателей — количества транзакций и средней суммы перевода.
Основное снижение объема и количества переводов по ключевому направлению — из России в страны СНГ — наблюдалось с октября 2014 года по март 2015 года. По итогам первого квартала 2015 года объем рынка сократился на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В рублевом выражении рынок показал рост на 13%, но поскольку курс доллара к рублю за год увеличился на 64%, а именно в долларах принято «считать» рынок, то ключевой причиной падения оборота мы видим снижение стоимости рубля. Стоит отметить, что, вопреки ожиданиям, после ужесточения миграционного законодательства экономический кризис не привел к существенному оттоку из России иностранной рабочей силы.
Кроме того, непростая ситуация в регионах РФ повышает мобильность экономически активной части граждан, которые также активно пользуются системами для осуществления переводов внутри страны. Внутренние переводы в неменьшей степени, чем трансграничные, формируют рынок. По нашим оценкам, в 2014 году они составляли 44% от общего объема, это порядка 20 млрд долларов США. По итогам текущего года мы ожидаем рост данного сегмента в пределах 8–10%.
В качестве еще одного положительного момента стоит отметить наблюдаемый нами рост переводов в Россию как из стран дальнего зарубежья, так и ближнего — Казахстана, Азербайджана, Молдовы, Узбекистана. Естественно, их объемы несопоставимы с теми, которые идут в обратном направлении, но все же для систем с широким международным присутствием, таких как CONTACT, это хорошая возможность нарастить обороты и на локальных рынках.
— 2014 год был непростым периодом в жизни системы CONTACT? Как он отразился на сегодняшнем положении системы?
— В течение 2014 года мы объявили о стратегическом партнерстве с системой «Рапида», нашим акционером стала ФК «Открытие», вследствие чего статус оператора CONTACT получила НКО «Рапида». Кроме того, мы увеличили число расчетных центров до четырех, что уникально для систем в сегменте денежных переводов. Ими стали организации, имеющие высокие рейтинги финансовой устойчивости, — ВТБ, Ханты-Мансийский банк Открытие, НКО «Рапида» и Русславбанк. Наши партнеры получили возможность открывать корреспондентские счета и осуществлять расчеты в рамках системы CONTACT в любом из перечисленных расчетных центров. Данная опция основана полностью на выборе партнера, на том, где ему удобно держать счета и какая из организаций оптимально соответствует его системе управления рисками.
Это помогло нам реализовать ряд крупных интеграционных проектов с международными организациями — сообществом SWIFT, китайской системой Union Pay, крупнейшими банками Азии и почтовыми службами стран ЕС.
Оценивая нашу работу в прошлом году, отмечу, что команды систем CONTACT и «Рапида» более чем успешно преодолели внутренние и внешние вызовы — несмотря на санкции, мы сохранили и усилили международное присутствие, взаимоотношения с партнерами, свою долю на рынке, доверие клиентов и регулятора. Мы стали без преувеличения самой инвестиционно привлекательной компанией на рынке платежных услуг.
Как было объявлено в мае этого года, новым и единственным акционером систем CONTACT и «Рапида» станет группа QIWI — крупнейшая российская публичная компания в сфере платежных сервисов. Для QIWI денежные переводы являются одним из ключевых и перспективных направлений работы. Владея самой широкой сетью платежных терминалов в России, QIWI занимает одно из лидирующих мест в структуре каналов пользования сервисами денежных переводов. Стоит отметить, что QIWI и CONTACT развивают терминальную составляющую инфраструктуры обслуживания по денежным переводам с 2011 года.
— Следует ли ожидать в ближайшем будущем других сделок M&A на рынке?
— Не ожидаю, что в ближайшее время на рынке произойдут сделки, подобные нашей. Уход с рынка нескольких достаточно крупных игроков — систем «Мигом» и «Быстрая Почта» — был негативным сигналом для всех, включая инвесторов. Кроме того, рынок по-прежнему остается выскоконкурентным.
Однако мы наблюдаем уже сейчас процессы более глубокой интеграции и кооперации между платежными системами и компаниями из смежных отраслей. Например, с «Почтой России», операторами мобильной связи, электронными платежными сервисами (кошельками).
Проиллюстрирую на нашем примере. Совсем недавно мы заключили партнерское соглашение с платежной системой F5, которая вышла на рынок всего год назад, в рамках которого мы объединим инфраструктуру пунктов обслуживания по денежным переводам в странах ближнего зарубежья. Систему CONTACT и оператора F5 — «Объединённый Национальный Банк», связывает многолетнее сотрудничество: банк является одним из крупнейших наших участников в России. Целью нового этапа наших партнерских отношений является оказание инфраструктурной поддержки новому перспективному участнику рынка.
— В условиях сокращения кредитования банки вынуждены искать альтернативные способы генерирования комиссионных доходов. По-прежнему ли они считают денежные переводы низкомаржинальным бизнесом?
— Отношение большинства банков к оказанию услуг денежных переводов сформировалось давно и остается благоприятным, о чем мы с вами говорили в прошлом интервью. Сегодня любой банк, называющий себя розничным или универсальным, оказывает услуги денежных переводов хотя бы по одной системе. Как правило, в линейке розничных продуктов банков представлены как минимум две-три системы переводов. Да, сама по себе услуга денежных переводов низкомаржинальна и не сравнится с потребительским кредитованием, но в то же время стабильно генерирует денежный поток, дает отличную возможность проводить кросс-продажи банковских продуктов. В текущей «битве за клиента» системы денежных переводов для банков являются идеальным помощником.
Во многом уровень объема переводов и комиссионого дохода зависит и от самого банка — от того, насколько развита его филиальная сеть, насколько быстро он обслуживает клиентов, проводит ли маркетинговые акции в поддержку данной услуги. По количеству проводимых нами акций и рекламных кампаний на уровне отдельных банков можно сделать вывод о росте их интереса к данной услуге.
— Российский рынок — один из самых низких в мире с точки зрения ценообразования и тарифов? Ожидаются ли изменения в этом направлении?
— Средний уровень комиссии за оказание услуг денежных переводов в России самый низкий в мире. По данным Всемирного банка, во втором квартале 2015 года он зафиксирован на уровне 2,51%. Для сравнения, перевод из США обойдется в среднем 6,3%, из Великобритании — 7,2%, а общемировой показатель составляет 7,68%.
Процесс пересмотра ценовой политики в России был запущен в конце прошлого года, когда об изменениях в тарифной сетке в сторону повышения в конце прошлого года объявили несколько игроков. Система CONTACT произвела небольшую коррекцию тарифов по отдельным направлениям в начале года, чтобы привести их в соответствие с рыночными реалиями. В настоящее время, стоимость перевода CONTACT по РФ составит максимально 1%, в страны СНГ — не превысит 1,5%. В данном направлении мы не идем в авангарде и предпочитаем сохранять тарифы на привычном и комфортном уровне для наших клиентов и партнеров в течение максимально возможного периода времени.
С большой долей вероятности можно сказать, что процесс сокращения дисбаланса тарифов в России по отношению к общемировым будет продолжен в текущем году, и к четвертому кварталу показатель может приблизиться к 3%. Иначе у операторов систем денежных переводов просто не останется средств инвестировать в технологии, персонал и расчеты.
Реклама