Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Андрей Висящев (ЦФТ): Настало время красивых проектов
03.06.2014 Интервью

Андрей Висящев (ЦФТ): Настало время красивых проектов

Компания «ЦФТ» стала пионером рынка «облачных» АБС в России. О том, как развивается такая аутсорсинговая модель и лежащее в ее основе решение, «Б.О» рассказал Андрей Висящев, председатель правления компании «ЦФТ»


— Андрей, можно ли говорить, что модель аутсорсинга АБС, которую предлагает компания «ЦФТ», стала зрелой?

— Да, мы считаем, что на текущий момент можем оказывать качественные услуги сопровождения, в которые компания инвестировала в рамках развития аутсорсинга, и эта модель доказала свою эффективность. Сейчас с нашей системой на аутсорсинге работают 2,5 тыс. пользователей в восьми банках. У нас действуют базовые центры сопровождения в Хабаровске, в Новосибирске и Ростове, покрывая, таким образом, все часовые пояса для наших клиентов.

Соответственно, уровень сервиса, который мы предоставляем в аутсорсинге, не ниже чем при классическом сопровождении по схеме «инхаус». Сейчас мы предлагаем всем нашим клиентам и расширенное время оказания консультаций, и сокращение времени исправления несоответствий, и подготовку обновлений с учетом локальных доработок, которые были сделаны на схемах банка, и сопровождение их уникальных локальных доработок. Бизнес-процессы выстроились, модели сформировались. Мы понимаем, как все работает с точки зрения экономики, то есть у нас появился стандартный прайс-лист на определенные сервисы.

— Как вы определяли, что учитывать в соглашении об уровне обслуживания (SLA)?

— Мы постоянно развиваемся. На первом этапе были покрыты физические проблемы в части защищенности на таком самом нижнем уровне: чтобы обеспечить требуемую доступность и производительность системы. Затем, по мере того как взрослеем мы, и взрослеют бизнес-процессы в банке, начинают уже формироваться, определяться, а главное, оцифровываться процессы, которые для банка являются ключевыми.

Например, как говорил на саммите директор департамента IT Банка МФК Владимир Бескровный, для этого банка ключевой проект — это открытие мультивалютного депозита. Он должен открываться не более чем за 10 минут. Если депозит открывается дольше, у банка возникают репутационные риски, он может потерять клиента. Поэтому банк хочет, чтобы этот бизнес-процесс всегда проходил в течение 10 минут. Это значит, что мы должны специфицировать этот бизнес-процесс — описать открытие счета, заведение досье, распечатку всех документов. И в SLA указываются соответствующие временные метрики для конечных пользователей. При установке очередного обновления мы каждый раз проходим через бизнес-процесс, чтобы быть уверенными, что уложились в 10 минут.

Так и другие банки становятся более зрелыми в использовании аутсорсинга, определяют свои ключевые процессы и их указывают в SLA. Это нормальный процесс. Мы, в свою очередь, эти наработки аккумулируем, оцениваем, насколько они тиражируются, могут ли быть полезны и другим нашим клиентам.

— Из каких показателей формируется стоимость услуг?

— Метрики для каждой услуги разные. Есть начальный набор, в который входят базовые услуги аутсорсинга с восьми утра до семи вечера. А если мы говорим о расширенном сопровождении, когда время оказания услуги увеличивается вплоть до «24 на 7» в силу территориальной распределенности или еще по какой-то причине, то стоимость определяется, как некоторая постоянная величина, потому что в этом случае определять ее через количество пользователей было бы неправильно — ведь даже если ночью поступит всего один запрос, нам все равно нужно выделять сотрудника поддержки на все время.

Сопровождение уникальных доработок оценивается по количественным параметрам — сколько мы взяли на сопровождение. Каждая доработка или пакет доработок имеет определенную стоимость.

— Ранее вы думали о том, чтобы работать по партнерской модели, при которой тарификация зависит от объема бизнеса, от объема прибыли и т.д. От этой идеи отказались?

— Нет, но пока хотим закрепить модель тарификации права на использование наших приложений через количество пользователей. Думаю, следующим шагом мы придем к тому, что по каким-то продуктовым направлениям нам нужно будет вводить тарификацию через параметры бизнеса — прибыль, процент, сделки и т.д.

 
Председатель правления компании «ЦФТ» Андрей Висящев

 

— Насколько процесс входа в такую аутсорсинговую модель прост для банка? Будет ли такой проект завершен быстрее, чем обычное внедрение АБС?

— Как и раньше, сроки и успех внедрения определяются готовностью и внутренней мотивацией банка, потому что перечень необходимых работ стандартный. Нужно проводить миграцию данных, обучать пользователей, настраивать продукты. То есть объемы работ меньше не становятся.

Другое дело, что стоимость может быть ниже, и она ниже в силу того, что большую часть работы выполняют специалисты, которые находятся у нас, поэтому мы можем сделать работу дешевле.

— Сейчас все банки в вашем «облаке» работают на Платформе 2MCA?

— Пока нет. Но мы приняли, что 2MCA является для нас системной платформой, поэтому до конца 2014 года планируем провести миграцию на нее всех банков, находящихся на аутсорсинге.

На текущий момент мы можем оказывать качественные услуги сопровождения, в которые компания инвестировала в рамках развития аутсорсинга, и эта модель доказала свою эффективность

— Какие ЦОД вы используете для «облачной» АБС, насколько высок их уровень надежности? Планируете ли вы создавать новые дата-центры для новых клиентов?

— Сейчас используются два ЦОД. Мы ежегодно проходим аудит PWC на предмет соответствия наших бизнес-процессов процедурам информационной безопасности, в рамках предоставления прав, в рамках управления конфигурации программного обеспечения.

Мы не ставим себе задачу развивать направление, связанное со строительством собственных дата-центров, — в этом смысле будем работать в кооперации с каким-то стратегическим вендором, который предоставляет эти услуги, решает вопросы, в том числе и катастрофоустойчивости, для того чтобы использовать его аппаратные мощности для предоставления наших услуг.

Кроме того, мы готовы обслуживать и АБС, находящуюся в дата-центрах, выбранных нашим клиентом.

— Что произошло в сфере развития продукта «ЦФТ-Банк» за последний год?

— В прошлом году на саммите мы анонсировали наш новый «ЦФТ-Банк» с аналитической функциональносью, и за год он прошел этап становления, то есть у нас идет уже несколько проектов внедрения этого решения. На следующем саммите, я думаю, мы увидим презентации опыта его практического использования от самих банков, потому что это всегда лучше, когда об этом говорят сами наши клиенты.

Мы продолжаем инвестировать в тему разработки новых решений, связанных с автоматизацией именно розничного бизнеса, потому что, как мы уже сказали всему рынку и нашим клиентам, флагманским продуктом для нас является «ЦФТ-Банк». Мы активно развиваем это направлени, и показываем всем, что мы можем обрабатывать многомиллионные базы данных с точки зрения счетов и транзакций.

Мы инвестируем достаточно много в изменение прикладной архитектуры, то есть перестраиваемся и переходим к слабосвязанным прикладным компонентам, которые взаимодействуют через внутреннюю шину данных, потому что это нужно сделать. Это даст снижение наших затрат и затрат клиентов на тестирование. Мы сами переходим на использование стандартных интерфейсов внутри компании и будем предлагать этот подход клиентам, чтобы гарантировать совместимость с доработками, которые делают банки. Потому что нужно уметь проводить обновления точечно, к определенным прикладным подсистемам, чтобы клиенты могли пропускать какие-то обновления, если они им не требуются. В итоге обновления будут устанавливаться быстрее, снизятся затраты на тестирование, потому что будем поставлять обновление вполне конкретной компоненты, и нужно будет протестировать только ее, а внешнее окружение остается без изменений.

— Изменяется ли при этом стоимость приложений?

— Я бы не сказал, что стоимость существенно растет, но вполне понятна логика получения новых функциональных возможностей через лицензирование новых приложений. Всю функциональность, которую мы создаем, мы стараемся представлять в виде отдельных самостоятельных приложений, которые требуют отдельного лицензирования. То есть если банк купил кредитный модуль и на момент его покупки лицензировал 10 приложений, то потом, когда появляются, например, функции, связанные с военной ипотекой, мы предоставляем их в виде отдельного модуля. Конечно, этот модуль нужно дополнительно лицензировать.

— Как, по вашему мнению, изменяются сейчас банковские IT?

— Многие уже отмечали, что когда была возможность заработать, каждый банк считал, что он будет зарабатывать своим уникальным путем, — у него есть какая-то своя ниша, свои уникальные продукты. «Не учите нас делать наш бизнес», — говорили банки. Со временем выяснилось, что далеко не все процессы должны быть уникальными. Поэтому банки выделяют какие-то свои уникальные преимущества, а остальное, для оптимизации и снижения издержек, стараются стандартизировать.

В этом, я считаю, аутсорсинг очень помогает, потому что, прежде всего, заставляет измерить всю работу. Нельзя управлять тем, что не измерено. И после того как банк это измерил, он может заниматься оптимизацией бизнес-процессов. Тут появляются возможности с точки зрения использования лучших практик. Тиражирование опыта, накопленного на нашей клиентской базе, очень помогает.

 
Председатель правления компании «ЦФТ» Андрей Висящев

 

Мы сейчас ведем большой проект по централизации в одном из банков, причем не такой централизации, когда мы все счета собрали в один план счетов и централизовали все филиалы. Речь идет о функциональной централизации, когда банки определяют свои базовые филиалы либо базовые хабы — например, в Уфе и Калининграде, которые занимаются всем бэк-офисом во всех часовых поясах. И я вижу, что такая схема очень хорошо тиражируется, потому что подходы стандартны.

Как один из примеров наших шагов навстречу желанию банков оптимизировать затраты можно привести наши доработки, позволяющие банкам формировать отчеты в открытых форматах, для чтения которых можно использовать офисные пакеты, распространяемые бесплатно. Это тоже типовое решение, которое можно тиражировать. Мы сами решаем точно такие же проблемы и понимаем, что они актуальны. И если есть возможность снизить некоторые лицензионные платежи, то почему бы этим не воспользоваться?

Такие проекты очень хорошо тиражируются, и их экономика хорошо ясна. Мы уже измерили, чего хотим достичь, посчитали все эти цифры и поэтому можем сказать, что проект будет считаться успешным, если мы снизим затраты на столько-то процентов к такому-то сроку. С такими проектами всегда удобнее работать.

Я считаю, что сейчас начинается время очень красивых технологических и бизнес-проектов, потому что сэкономить просто уже не получается, надо очень существенно перестраивать процессы.

Реклама






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ