Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Автокредиты жмут на тормоза
24.12.2024 FinRegulationFinRetailАналитика

Автокредиты жмут на тормоза

Для переживавшего бум рынка автокредитования зима близко


Темпы роста автокредитования в последние два года резко увеличились: в 2023 году, согласно данным консалтинговой компании Frank RG, выдачи в этом сегменте выросли более чем вдвое — на 117,7% (хотя во многом такие показатели были обеспечены эффектом низкой базы 2022 года, о чем скажем далее), а по итогам 2024 года прогнозируется их увеличение на 66,1%, почти до 2,6 трлн рублей. Таким образом, этот сегмент кредитования станет самым быстрорастущим в году

В предшествующие автокредитному буму годы темпы увеличения выдач были относительно высокими — с 2018-го по 2021-й среднегодовые темпы прироста (CAGR) составляли 21,3%, — однако в целом они достигались за счет увеличения среднего чека кредита. В количественном выражении за тот же период CAGR числа выданных автозаймов были на уровне 1,2%. Рост чека, в частности, может объясняться значительным подорожанием автомобилей, особенно заметным в 2020-2021 годы, когда во время пандемии коронавируса и разрушения логистических цепочек на российском авторынке возник дефицит поставок новых машин, сопровождавшийся ростом цен на них.

Автокредитный коллапс

Однако в 2022 году росту автокредитования пришел конец: выдачи рухнули более чем на треть — с 1,1 трлн до 0,7 трлн рублей. Все завоевания прошлых лет были перечеркнуты, и рынок вернулся к показателям 2018-2019 годов.

На фоне санкционного давления российский авторынок вошел в «идеальный шторм», как описали его во Frank RG. Западные автомобильные бренды покинули страну, отечественное производство встало из-за нехватки компонентов, стоимость транспортных средств (ТС) выросла на фоне ослабления рубля. В результате, согласно данным аналитического агентства «Автостат», продажи автомобилей в 2022 году упали на 58,7%, до 626,3 тыс. штук.

К этому прибавились и финансовые факторы: на фоне резкого роста ключевой ставки в конце февраля, а также общей экономической неопределенности некоторые банки поставили заградительные условия на автокредиты, а какие-то и вовсе прекратили их выдачу. «Дополнительное давление оказал… сегмент потребительских кредитов, с которым классический залоговый автокредит вынужден постоянно конкурировать за клиента», — отметили во Frank RG. В результате проникновение автокредитования в общие продажи новых ТС снизилось за год на 4,3 п.п., до 38,7% (самый низкий уровень как минимум за пять лет).

Дефицит предложения автомобилей привел в 2022 году и к изменению в структуре выдач кредитов: впервые больше половины займов (как в денежном, так и количественном выражении) было оформлено банками на транспортные средства с пробегом. Кредитные организации, остававшиеся активными в автокредитовании, перестроили свои продукты под этот субсегмент, и как результат в продажах бывших в употреблении ТС проникновение резко выросло — на 4,2 п.п., до 10,4%.

Китайская нормализация

Оживление рынка автокредитов началось еще во второй половине 2022 года, в частности, во многом из-за возобновления с июля программы льготного кредитования и снижения ставок в экономике. Однако все-таки самый активный рост, в котором была и восстановительная компонента, пришелся на следующий год.

В 2023 году произошла экспансия на российский рынок китайских автопроизводителей. По данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), уже в первые четыре месяца прошлого года в общих продажах ТС на «китайцев» пришлась 38,5%, хотя за аналогичный период годом ранее было продано лишь 8,9% марок из Поднебесной. А по итогам 2023 года, согласно информации «Автостата», доля китайских «легковушек» в агрегированных продажах уже превысила 50%. Кроме того, китайские автопроизводители на российском рынке начали активно внедрять программы рассрочки и субсидирования ставок, указывал ЦБ. Возобновилось и внутреннее производство, развивался рынок подержанной техники.

В первом полугодии 2023 года произошла также некоторая стабилизация экономической ситуации. Ключевая ставка Банка России до конца июля оставалась на достаточно комфортных 7,5% годовых, курс доллара в январе — июне, хотя и рос, но некритично, в диапазоне 70–80 рублей. В результате сформировались условия для реализации отложенного спроса. Кроме того, как отмечает регулятор, у населения возник повышенный спрос на товары длительного потребления, включая автомобили, на фоне ослабления рубля.

В итоге, по данным ЦБ, если в первом квартале было выдано автокредитов на 232 млрд рублей, то во втором — уже на 322 млрд. «Мы ожидаем, что рост портфеля [автокредитов] замедлится из-за роста ставок», — писали в сентябре 2023 года, после начала периода резкого повышения ключевой ставки, аналитики Банка России.

Торможения долго ждут

В третьем квартале 2023 года рост рынка автокредитов оставался повышенным: выдачи по сравнению с апрелем — июнем выросли на 34% (до 432 млрд рублей), а в четвертом квартал — еще на 4% (до 450 млрд рублей). Эксперты ЦБ называли несколько факторов такого поведения заемщиков: субсидирование ставок китайскими автопроизводителями; предпраздничные скидки и акции; ожидания гражданами дальнейшего повышения цен на ТС.

Но такие тенденции наблюдались и на фоне общего роста банковского розничного кредитования. За 2023 год во многом из-за льготных программ ипотека выросла на 34,5%, потребительские кредиты — на 15,7%. Сначала Банк России, который увидел в таких темпах роста кредитования одну из составляющих разгона инфляции, начал бороться ужесточением денежно-кредитной политики (ДКП), увеличив ставку к декабрю 2023 года до 16%. «Без повышения ставки до 16% мы бы уже сейчас имели гораздо более взрывной рост и корпоративного, и розничного кредита и еще больший перегрев спроса со всеми вытекающими для инфляции последствиями», — отметила председатель регулятора Эльвира Набиуллина.

Однако с 2024 года, чтобы охладить рынок, ЦБ стал активно использовать не только инструмент ставки. В частности, произошло ужесточение льготных ипотечных программ, регулятор начал использовать инструмент макропруденциальных лимитов (МПЛ) и т.д.

И если в целом благодаря жесткой ДКП и другим мерам удалось серьезно затормозить основные сегменты кредитования, то выдачи автокредитов продолжали оставаться на высоких уровнях.

Золотая осень

Выдачи автокредитов в первом полугодии 2024 года составили 907 млрд рублей, что на 2,8% опережало показатели июля — января 2023 года. При этом регулятор отмечал в этом сегменте «ослабление банками стандартов кредитования». В таких условиях ЦБ был вынужден и в этом сегменте занять проактивную позицию. С середины года он впервые ввел коэффициенты риска для автокредитования: были установлены надбавки к коэффициентам риска для заемщиков с показателем долговой нагрузки (ПДН) от 50%.

«Увеличение надбавок будет способствовать снижению доли рискованных кредитов и повышению устойчивости банков в случае роста потерь по таким кредитам», — говорится в пресс-релизе регулятора. «Мы давно говорили банкам: “Как только нашу волну заметят, нами займутся”. Вот она случилась — волна авто. Сначала “гасили“ волну кеш-кредитов, потом ипотеки, а потом стали заметны мы», — приводятся в исследовании Frank RG слова руководителя автокредитования в банке из топ-20.

Но в третьем квартале 2024 года выдачи автокредитов не уменьшились, а наоборот, достигли исторического рекорда — 584 млрд рублей. Виной всему стало увеличение с сентября утилизационного сбора для иностранных автомобилей приблизительно на 70–85%, что должно было вылиться в рост цен на транспортные средства и заставило покупателей поспешить с покупкой.

Тормозной путь

И только в четвертом квартале 2024 года все меры ЦБ возымели силу. По предварительным данным Frank RG, в октябре по сравнению с сентябрем рынок автокредитования упал на 32,4% (до 167,7 млрд рублей), в ноябре — еще на 31,1% (до 115,5 млрд рублей). И, похоже, регулятор не хочет останавливаться на этом и готовит такжедругие инструменты для охлаждения сегмента. В конце ноября был принят закон, по которому Банк России сможет с апреля 2025 года вводить макропруденциальные лимиты и в залоговом кредитовании, в частности для покупки автомобилей.

Все это сказалось на желании кредитных организаций работать в этом сегменте. Как указывают аналитики Frank RG, ситуация с маржинальностью в автокредитовании ставит под вопрос само его существование в банках. В начале ноября деловое издание Frank Media сообщило, что Экспобанк решил прекратить выдавать автокредиты. «Мы видим, скорее, отдельное “замораживание” на рынке — ряд крупных игроков либо прекратил кредитование, либо заметно снизил объемы. Но это пока не является мейнстримом для всего рынка автокредитования», — сообщили «Б.О» в банке «Реалист».

«C учетом того, что с 1 июля 2024 года были введены первые ограничения со стороны ЦБ — надбавки к коэффициенту риска в зависимости от ПДН клиента, мы пока что еще можем регулировать свою маржинальность. Однако в случае ввода МПЛ… мы будем вынуждены тщательнее подходить к одобрению кредита для клиентов с высоким уровнем закредитованности, и возможен сценарий, что мы будем отказывать таким клиентам в выдаче кредита, чтобы не падать сильнее в маржинальности», — рассказала о мерах предосторожности начальник управления продаж автокредитов «Уралсиба» Елена Корниенко.

Неутешительные прогнозы

 «Рынок автокредитования точно трансформируется, остановки или заморозки кредитования авто не будет», — считает директор департамента розничного бизнеса «Ингосстрах банка» Максим Макуха.

По словам Елены Корниенко, все будет зависеть, какие подходы банки будут применять в следующем году для того, чтобы направление оставалось маржинальным: «Но очевидно при любом сценарии объемы автокредитования будут сильно ниже».

В 2025 году объемы автокредитования могут сократиться в два раза, предполагает она. «Мы не ожидаем каких-то конкретных факторов роста, а скорее, аккуратно смотрим на периодически проявляющееся повышение рисковых факторов, а также на планируемое введение количественных ограничений со стороны Банка России», — говорят в банке «Реалист». «Очень много зависит от того, какие количественные ограничения для охлаждения рынка введёт ЦБ», — настаивают там.

Кроме того, в финансовой организации отмечают, что поведение заёмщиков существенно меняется в зависимости от их возможности рассчитаться за кредит. «Все будет зависеть от ключевой ставки. Чем выше будет подниматься ключевая ставка, тем ниже будут продажи автокредитов и наоборот», — рассказал Максим Макуха. «Предпосылок, что снижение ставки будет раньше второго полугодия 2025 года мы пока не видим», — пессимистично заметила Елена Корниенко.






Новости Релизы