Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Без привязки к местности
13.10.2011

Без привязки к местности

Поскольку фиксированная связь все еще существенно дешевле мобильной, принято считать, что без технологии DECT внутри офиса не обойтись. Однако есть способы дать сотрудникам большую свободу передвижения, одновременно сократив затраты на коммуникации


Микросотовые беспроводные системы связи DECT стали популярными в офисах с середины 90-х. Хотя DECT-трубки продолжительное время были габаритными и неуклюжими, они давали возможность сотрудникам свободно перемещаться по офису, не опасаясь пропустить важный звонок. Вместе с тем развертывание DECT в офисе большой площади на телефонных станциях ведущих производителей — достаточно затратный проект.

В конце 90-х стали появляться мобильные аппараты, использующие технологию Wi-Fi для построения беспроводной телефонной сети. Однако в силу ряда технических проблем (высокое потребление энергии, на порядок больший уровень излучения, меньший радиус действия и т.д.) широкого распространения эта технология не получила. Из-за этого стоимость Wi-Fi-трубок остается достаточно высокой.

Первые аналоговые мобильные телефоны (AMPS) появились в конце 80-х. Громоздкие устройства со слабой защитой передаваемого голосового трафика. В начале 90-х появился и начал быстро развиваться цифровой стандарт мобильной телефонной связи GSM. В 1998 году количество пользователей телефонов стандарта GSM превысило 100 миллионов.

Однако тарифы на мобильную связь и стоимость самих аппаратов еще долгое время были достаточно высокими, что препятствовало их использованию для коммуникаций внутри офисных помещений, в качестве замены DECT или Wi-Fi-трубок. С распространением мобильных телефонов стал расти и определенный дискомфорт, поскольку при перемещениях по офису приходилось носить с собой два аппарата: габаритный DECT/Wi-Fi для традиционной телефонной связи и сотовый — для мобильной.

Бесшовная интеграция

В 2004 году организация Fixed Mobile Convergence Alliance выпустила пресс-релиз, в котором озвучила концепцию конвергенции фиксированных и мобильных сетей связи (FMC — Fixed Mobile Convergence): «FMC — это переходная точка в телекоммуникационной отрасли, стирающая грань между фиксированными и мобильными сетями и обеспечивающая необыкновенное удобство для пользователей за счет создания бесшовных сервисов, использующих комбинацию фиксированного широкополосного доступа и локальных беспроводных технологий для удовлетворения их нужд дома, в офисе, других строениях и в пути».

В 2005 году производитель телефонных систем компания Avaya анонсировала свою интерпретацию концепции FMC, существенно более узкую. В ней говорилось, что мобильный телефон отныне может работать с корпоративной телефонной станцией (АТС) как обычный офисный аппарат.

В простейшей реализации номер мобильного телефона вносился в план набора АТС, что позволяло при поступлении входящего звонка на офисный телефон перенаправить его через городские линии (PSTN) на соответствующий мобильный номер. В этом случае сотовый выступал в роли обычного аналогового телефона. При этом звонок можно повесить на hold, используя тоновый набор перевести его на другой номер, распараллелить на офисный и мобильный телефоны и т.д. Плюс подхода состоял в независимости от модели мобильного телефона и оператора связи. Минус — при такой передаче вызова стоимость разговора оставалась высокой, так как это, по сути, звонок с офисного телефона на мобильный. Кроме того, образуется петля, при которой одновременно занимаются две городские линии — одна для входящего звонка и одна для переадресованного на мобильный.

Ряд поглощений операторами сотовой связи поставщиков фиксированных услуг стимулировал развитие FMC/FMTN

Чтобы минимизировать затраты, звонок на оператора сотовой связи стали пропускать не через PSTN, а через GSM-шлюз — по сути, мобильный телефон, в котором стоит одна или несколько SIM-карт соответствующего оператора, с возможностью прямого соединения с корпоративной АТС. При таком подходе коммуникации шли между двумя мобильными и стоимость уменьшалась, а на корпоративных тарифах и вовсе могла быть нулевой. Однако относительно недорогие аналоговые GSM-шлюзы добавляли проблем при связи из-за проблем с отбоем — линия после отключения абонента сбрасывалась не сразу, что приводило к ее занятости. Цифровые GSM-шлюзы, лишенные этого недостатка, стоили дорого. Кроме того, качество связи при использовании этой технологии оставляло желать лучшего, поскольку канал передачи голоса становился «дважды беспроводным»: от шлюза до базовой станции (БС) оператора мобильной связи и от нее до мобильного телефона абонента.

Были варианты сложной реализации FMC, требующие наличия двухрежимных мобильных телефонов, поддерживающих как минимум два режима передачи голоса и данных: GSM, Wi-Fi (VoIP), 3G (VoIP) и/или DECT. В этом случае петля для перенаправления мобильного звонка на офисный телефон создавалась на самом телефоне, используя специализированное программное обеспечение. А при поступлении звонка на офисный телефон использовалась локальная беспроводная сеть Wi-Fi или DECT. Телефоны, поддерживающие одновременно как GSM, так и DECT-телефонию, были мало распространены, и цена на них оставалась высокой. Из-за постоянной работы двух приемопередатчиков батарея двухрежимных аппаратов работает недолго, уровень излучения повышенный, да и особого комфорта не ощущается.

Аутсорсинг FMC/FMTN

Ныне мобильные телефоны есть у каждого, тарифы вполне приемлемы, а на корпоративных тарифах общение внутри компании, как правило, бесплатное. В России предложение аутсорсинга услуг FMC или FMTN (fixed mobile technology network) от операторов мобильной связи продолжительное время стагнировало. Вероятная причина — конвергентные технологии не только обеспечивают удобство коммуникаций для клиента, но и способствуют сокращению затрат на них, что шло вразрез с интересами операторов. Продолжительное время они не могли решить, как получить выгоду от этих услуг. Кроме того, техническая сложность задачи весьма серьезна.

Похоже, последовательный ряд поглощений операторами сотовой связи поставщиков фиксированных услуг стимулировал развитие FMC/FMTN. В некоторых случаях более предпочтительным оказывается вариант «фиксированно-мобильная замена» (FMS — fixed-mobile substitution) — полный отказ от сложных схем конвергенции мобильных и офисных телефонов и использование лишь мобильного телефона со специально подобранным тарифом для всех видов коммуникаций.

Поставив принудительную переадресацию на офисном телефоне на короткий номер мобильного, можно вообще перестать пользоваться офисным

Идея реализации FMC на операторском оборудовании достаточно очевидна и напоминает FMC на корпоративной АТС с GSM-шлюзом, но на существенно более технологичном уровне. В случае операторского FMC корпоративная АТС соединяется прямым цифровым каналом связи с устройством распределения звонков (коммутатором) сотового оператора. В результате появляется возможность направлять звонки, предназначенные для корпоративных мобильных телефонов, напрямую оператору мобильной связи, минуя оператора фиксированной связи. Капитальные затраты в такую интеграцию достаточно низки, так как используются станции оператора и не нужно закупать базовые мобильные станции для размещения в офисе. Затраты определяются главным образом стоимостью организации цифрового канала связи с оператором, а к операционным расходам добавляется фиксированная абонентская плата.

Основное достоинство такой интеграции — сотрудник доступен всегда, когда при нем мобильный телефон. Не нужно носить две трубки: мобильную и DECT. Следующее достоинство — коллегу легко разыскать, когда он бродит по офису, просто позвонив на его офисный номер. Если он не на месте, достаточно дождаться перевода звонка на мобильный. Стоимость такой переадресации нулевая (см. таблицу). Можно сразу позвонить с офисного телефона на мобильный, используя короткий офисный номер сотрудника с префиксом, например, «0». Аналогично можно позвонить из любого города с корпоративного мобильного на любой офисный номер предварив его префиксом — например, «*». Стоимость звонка получится 0–1,35 рубля с посекундной тарификацией. С мобильных в корпоративе можно звонить, используя короткий номер офисного телефона с префиксом — например «*0». Так, чтобы позвонить на мой мобильный с любого корпоративного телефона, достаточно набрать «*0250». Если же набрать «*250», то звонок уйдет на офисный телефон.

Поставив принудительную переадресацию на офисном телефоне на короткий номер мобильного, можно вообще перестать пользоваться офисным телефоном для приема звонков. Если в компании внедрены системы унифицированных коммуникаций (unified communications), то перевод всех входящих вызовов на короткий мобильный номер может выполняться автоматически, например, при включении заставки на экране компьютера.

Помимо удобства существенно сокращаются затраты на коммуникации между сотрудниками, особенно в случае территориально распределенных компаний.

Ложка дегтя

В ходе почти годичной эксплуатации решения FMTN в одной компании выявился ряд досадных моментов. Основное отличие FMC от FMTN состоит в тарифах, поэтому в случае, если оператор предлагает обе услуги, следует запрашивать коммерческое предложение на оба варианта. Затраты на подключение в обоих случаях примерно сопоставимы. В описываемом случае, когда компания территориально распределена, оказался более интересным FMTN.

Поскольку качество покрытия мобильной связью офисного помещения обычно неравномерное, при перемещении по нему появлялись замирания и даже полная потеря сигнала, чего не случалось при использовании DECT. Для решения проблемы приходилось использовать репитеры, а это дополнительные инвестиции.

Обычно в тарифах оператора стоимость звонка с мобильного на мобильный существенно ниже, чем звонок с городского на мобильный. По непонятным причинам мобильный оператор принимал по прямому каналу только звонки на корпоративные мобильные телефоны (и с них), что не позволяло сократить расходы при звонках с офисных телефонов на мобильные. Например, если необходимо было позвонить на мобильный вне корпоративного тарифа и при этом комфорт­нее набирать номер с офисного телефона, то звонок по старинке шел через городские PSTN-каналы на оператора фиксированной связи и стоил около 1,5 рубля за минуту с поминутной тарификацией. Хотя правильнее в таком случае было бы направить звонок по каналу на оператора мобильной связи. В этом случае стоимость соединения составила бы 0,65 рубля за минуту с посекундной тарификацией.

При наличии гибких правил перенаправления вызовов на фемтосотах можно совместить плюсы DECT- и мобильной телефонии

Звонить с мобильного на внешние номера фиксированной связи по-прежнему оказалось менее выгодно, чем с офисного телефона. Например, звонок с мобильного на местный городской номер стоил около 1 рубля, а с офисного — бесплатно (в рамках абонентской платы).

Уровень излучения мобильного телефона все-же существенно выше DECT. Его можно уменьшить, подняв уровень сигнала в помещении с помощью репитеров или фемтосот. Так что в случае активного использования мобильного лучше использовать проводные гарнитуры.

Еще один неприятный момент — биллинг звонков FMTN. Из-за сложности системы оператор иногда неверно тарифицировал звонки FMTN, поэтому при получении счетов от оператора приходилось перепроверять, как тарифицировались звонки, прошедшие через FMTN. Не всегда удавалось сделать эту проверку полностью автоматически.

Фемтосоты

На текущий момент наиболее интересную реализацию концепции конвергенции мобильной и фиксированной связи можно получить с использованием фемтосот, или пикосот. Фемтосота (femtocell) — маломощная и миниатюрная станция сотовой связи, предназначенная для обслуживания небольшой территории (одного офиса или квартиры). Соединяется с сетью сотового оператора через канал связи (обычно Интернет) и поддерживает одновременную работу 2–5 сотовых телефонов.

Фактически в офисе устанавливается миниатюрная базовая станция оператора. Мобильный телефон, попавший в зону ее действия, предпочитает регистрироваться на ней (в идеале), а не на большой базовой станции. В результате оператор разгружает свои базовые станции, а пользователь фемтосоты получает ряд преимуществ, хотя и не без проблем. При грамотной технической реализации фемтосот устраняется большая часть недостатков операторского FMC, хотя капитальные затраты при этом вырастут.

При использовании этой технологии устраняется проблема с неравномерным покрытием мобильной связью в офисных помещениях. Похожего результата можно добиться при использовании репитеров.

При наличии гибких правил перенаправления вызовов на фемтосотах можно совместить плюсы DECT- и мобильной телефонии. Например, если на мобильном телефоне, зарегистрированном на корпоративной фемтосоте, набирается городской номер телефона, то вместо перенаправления звонка оператору мобильной связи его можно направить через корпоративную АТС на оператора фиксированной связи. В результате стоимость звонка будет нулевой, в рамках абонентской платы. Появляется возможность гибко распределять звонки по операторам.

Фемтосоты дополнительно могут комплектоваться точками доступа Wi-Fi, что позволит с улучшением покрытия мобильного оператора в офисе повысить качество и Wi-Fi-сети.

Однако в России данная технология находится в зачаточном состоянии. Все операторы «большой тройки» анонсировали фемтосоты в нескольких регионах, но пока это скорее тестовые предложения, да и сами фемтосоты еще слишком примитивны, поэтому результат их использования немногим лучше обычных репитеров.

Примеры существующих корпоративных тарифов на базе FMС
Звонок на\Звонок с Корпоративного мобильного (любой регион)*, рублей Офисного (головной офис)**, рублей
Корпоративный мобильный номер в домашнем регионе 0

1,5

Корпоративный мобильный номер в других регионах России 0–1,35 Тарифы на межгород
Короткий номер FMC/FMTN в домашнем регионе 0 0
Короткий номер FMC/FMTN в других регионах 0–1,35 0–1,35*
Местный городской номер 0,7–1,2 0
Мобильный номер в домашнем регионе (не корпоративный) 0,45–0,7 1,5
Мобильные и городские номера в других регионах России 3–4,5 Тарифы на межгород

*    посекундная тарификация
**    поминутная тарификация.

Источник: данные операторов связи






Новости Новости Релизы