Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Больше всего канцелярки «съедает» бухгалтерия банка
01.06.2006

Больше всего канцелярки «съедает» бухгалтерия банка

В высокотехнологичный XXI век расходы банков на ручки, ластикии карандаши продолжают расти от месяца к месяцу и от года к году.В среднем банк тратит на «канцелярку» от 50 до 200 тыс. рублей. При этом опрошенные «БО» банкиры исповедуют один принцип: за ценойне постоим, но и за престиж переплачивать не будем. Оптимальным решением при таком подходе становятся китайские канцтовары, которые делаются по лекалам европейских брэндов, но при этом не являются такими дорогостоящими, как «подлинники» из Европы и США.


Тема снабжения канцтоварами российских банков традиционно считается чем-то второстепенным. Хотя от своевременной поставки и должного качества этой продукции зависит эффективная или, по крайней мере, налаженная работа любой кредитной организации. В последние несколько лет практика использования канцелярских принадлежностей и товаров для офиса (включающих наряду с собственно канцелярскими расходные материалы для офисной техники, офисную мебель и ряд других позиций) в России существенным образом изменилась, хотя с точки зрения культуры потребления отечественные предприятия и банки все еще отстают от развитых стран. По крайней мере, до сих пор активным спросом пользуется довольно скромный по западным меркам ассортимент примерно в тысячу наименований. Для сравнения: в США или Европе крупные торговцы и дистрибьюторы предлагают до 15 тыс. наименований продукции. И все же, по оценкам экспертов, российский рынок канцелярских и офисных товаров уверенно продолжает расти на 15—20% ежегодно.

География канцелярки

Долгое время все канцтовары, приобретаемые российскими банками, делились на три основные категории. Первая — это продукция премиум-класса из Западной Европы, США и Японии. Вторая — это медиум-класс (страны Восточной Европы и российские производители). И, наконец, низший ценовой сегмент — китайская канцелярия и продукция из стран Юго-Восточной Азии. В последние годы ситуация изменилась: в Китае стали производить продукцию практически всех известных европейских брэндов, что позволило этим товарам подняться до уровня премиум и медиум-класса. По мнению специалистов, львиная доля продаваемых сегодня канцтоваров привезена из Китая. Поэтому все разговоры продавцов о якобы привезенных из Европы товарах — это просто попытка набить цену за продукцию, подчеркивают эксперты.

В России выпускают не более 15—17 наименований канцелярских изделий из пластика, причем отечественные производители могут не менять дизайн в течение нескольких лет, что недопустимо по меркам как западных, так и восточных производителей.

Европейская продукция в России сегодня представлена узкопрофессиональной канцелярией и изделиями, близкими к ювелирным и по оформлению, и по цене.

Три способа закупки канцтоваров

Сегодня банки имеют возможность закупать канцтовары тремя основными способами. Это традиционное приобретение через магазины, доставка по прайс-листам и по каталогам.

Каждый из этих способов имеет свои преимущества, отмечают в банках. Продажа в магазине дает возможность непосредственно сравнить товары и цены. Система заказов, размещенных на основании прайс-листов, обеспечивает известное удобство и быстроту доставки. Как правило, получение товара в данном случае происходит на следующий рабочий день после заказа. И, наконец, работа с каталогами и обширными прайс-листами обеспечивает широкий выбор, стабильность ассортимента. Кроме того, замечено, что цена далеко не всегда является здесь определяющим фактором для банка-покупателя.

Продажа товаров для офиса по каталогу — относительно новый вид торговли в России. Но подобная форма организации продаж уже давно пользуется популярностью и даже доминирует в США, Франции, Великобритании и других экономически развитых странах. Каталог удобен, прежде всего, тем, что с его помощью представители банка-заказчика, принимающие решение о покупке, могут, не выходя из офиса, проанализировать все альтернативные варианты и сделать оптимальный выбор.

Как банки делают это

Кирилл Кузнецов, начальник тендерного центра Газпромбанка, рассказал, что в банке обеспечение канцтоварами осуществляется по запросам подразделений. Запросы оформляются в виде заявки и направляются в департамент хозяйственного обеспечения, после чего определяется общее количество продукции, необходимой для эффективной работы всех подразделений кредитной организации. Далее запросы передаются в тендерный центр для выбора контрагентов на конкурсной основе. Эксперт подчеркнул, что выбор поставщика происходит на конкурсной основе (исключением являются закупки эксклюзивной продукции). Регулярно проводятся открытые конкурсы, в том числе и на годовое обеспечение канцтоварами. Так, недавно в Газпромбанке были подведены итоги конкурса по обеспечению кредитной организации бумагой на 2006 год.

В Международном промышленном банке рассказали, что у кредитной организации существуют постоянные партнеры, однако наряду с этим регулярно проводятся маркетинговые исследования рынка канцелярки для поиска наиболее приемлемых вариантов.

Несмотря на наличие современной оргтехники, ручки по-прежнему пользуются спросом в банке Михаил Андрианов, начальник административно-хозяйственного управления Первого республиканского банка, отметил, что, отбирая поставщиков канцелярских принадлежностей, банк руководствуется двумя основными соображениями. Во-первых, предпочтение отдается компаниям, которые являются клиентами банка. Во-вторых, проводится тендер, где выбор осуществляется на основе соотношения цены и качества предлагаемой продукции.

В банках, как правило, общий заказ на канцелярские принадлежности собирается раз в месяц. Однако случаются и так называемые разовые «дозаказы», рассказывает Сергей Лавров, офис-менеджер административного управления Городского ипотечного банка: «Они происходят в том случае, если кто-то забыл в основном списке указать нужные канцелярские принадлежности. Кроме того, иногда у региональных поставщиков нет нужной продукции и филиалы обращаются к нам, в центральный офис. Например, был случай, когда в Екатеринбурге у поставщиков не оказалось дыроколов-завальцовщиков. Пришлось нашим региональным коллегам обращаться в Москву».

Существуют еще некоторые дополнительные детали, которые учитываются в банках. Например, некоторые «завхозы» не советуют брать всю «канцелярку» одной марки, потому что нет производителей, которые обеспечивают все группы товаров. Кроме того, желательно найти компанию-поставщика с бесплатной доставкой до офиса и разгрузкой.

Во сколько обходится «канцелярка»

Как правило, бюджет на канцелярские товары устанавливается отдельно на каждое структурное подразделение банка. Здесь, конечно, учитываются количественный состав отдела или управления и характер работы. По наблюдениям Сергея Лаврова (Городской ипотечный банк) больше всего канцелярки расходуют бухгалтерия и канцелярия банка. В целом Городской ипотечный банк тратит на канцтовары в месяц приблизительно от 60 до 90 тыс. рублей. В Первом республиканском банке отметили, что особенно дешевых товаров не покупают, но и ради престижа не переплачивают. Кредитная организация расходует на канцелярию без учета бумаги в среднем около 40 тыс. рублей в месяц, а на бумагу тратится около 50 тыс. рублей в месяц. А в Международном промышленном банке подсчитали, что в квартал на канцелярию расходуется порядка 20—25 тыс. долларов.

На чем писать и чем писать

Если разделить все продаваемые канцтовары на три группы: «на чем писать», «чем писать» и разного рода аксессуары, — то можно отметить, что наибольшим спросом пользуется первая группа, около 60%. На ручки, карандаши, фломастеры и т.п. приходится примерно 25%, остальной объем занимают степлеры, дыроколы и другие аксессуары, а также сувенирная продукция. «Сувенирка», кстати, носит скорее не декоративный, а функциональный характер: рамки, пепельницы и т. д.

Банки практически единодушны в своем мнении: наибольшим спросом пользуются — папки, ручки и бумага. Последняя вообще составляет порядка 60% всех канцелярских расходов, подчеркивает Сергей Лавров (Городской ипотечный банк).

Михаил Андрианов (Первый республиканский банк) привел данные по своей кредитной организации: «Чаще всего приходится заказывать бумагу — около 500 пачек в месяц. Ручек — около 200, папок — 60, калькуляторов — 10».

Кроме того, объем закупок канцелярской продукции может несколько увеличиваться в те месяцы, когда идет подготовка квартальных, годовых и прочих отчетов.

Какую продукцию выбрать

Несмотря на развитие цифровых технологий, сегодня просто невозможно представить современный банковский офис без бумаги. По данным статистики, за последний год потребление офисной бумаги увеличилось на 18—20%. Поэтому неудивительно, что банковские хозяйственники уделяют серьезное внимание выбору относительно недорогой, но при этом качественной продукции. По словам «завхоза» одного из банков, бумагу надо выбирать, исходя из основных ее свойств: совместимости с высокотехнологичными видами оргтехники, степени гладкости поверхности бумажного листа. Более гладкая поверхность предполагает лучшую печать и цветопередачу при цветной печати или копировании. Кроме того, одним из главных свойств белой офисной бумаги является степень белизны, которая определяет принадлежность бумаг к тому или иному классу и их предназначение. Если для повседневной печати подойдет бумага белизной 90%, то для создания презентационных документов необходима бумага с более высоким показателем.

В некоторых банках особого разделения при подаче заявки на канцпринадлежности между топ-менеджерами и персоналом не происходит. Процесс построен достаточно демократично. В других кредитных организациях определенное различие все же наблюдается. Это заметно, например, при заказе ежедневников. Так, ежедневник руководителя, скорее всего, будет выполнен брэндовым производителем из натуральной кожи, что должно свидетельствовать об определенном уровне дохода владельца, подчеркивать его социальный статус и придавать его деловому стилю некий лоск. Цвет и дизайн при этом призваны подчеркивать индивидуальность: ведь помимо изделий классических — черного, синего, красного цветов, сейчас выпускают ежедневники серебристых или лиловых оттенков, которые, кстати, подойдут руководителям-дамам. Особый шик изделиям придает золоченый или серебряный блок.

Среди персонала рангом ниже популярностью пользуются ежедневники из искусственной кожи, а также из замши, балакрона и других синтетических материалов, которые позволяют делать их легкими и очень яркими.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ