Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Цифровой рубль как третья форма валюты
10.06.2025 Best-practiceFinRegulation

Цифровой рубль как третья форма валюты

Внедрение цифрового рубля (ЦР) является одним из ключевых этапов цифровизации российского финансового рынка. За последние несколько лет были сформированы основные нормативные документы, регламентирующие статус ЦР; при этом регулирование третьей формы российской валюты продолжает развиваться. В ожидании полномасштабного введения ЦР представляется актуальным анализ ключевых аспектов его текущего правового режима, а также сфер, в которых нововведения все еще необходимы


Цифровой рубль как форма валюты Российской Федерации

Перед внедрением нормативного регулирования Банк России провел масштабную аналитическую работу по подготовке концептуальных основ ЦР и выпустил следующие ключевые документы по данной теме: Доклад для общественных консультаций (2020 год) (далее — Доклад) и Концепцию цифрового рубля (2021 год) (далее — Концепция). Эти материалы стали основой для формирования правовой базы ЦР (хотя и не все положения Доклада и Концепции нашли отражение в нормативных актах).

Так, в рамках Доклада Банк России определил ЦР как «дополнительную форму российской национальной валюты, которая будет эмитироваться Банком России в цифровом виде». Ключевая задача ЦР — дополнить существующие формы денег, предложив более технологичный и безопасный способ расчетов, а также снизить издержки для бизнеса и граждан.

Так же, как наличная валюта, ЦР выпускается Банком России, но не в физической, а в электронной форме, что напоминает одновременно безналичные средства. При этом безналичные деньги, по сути, представляют собой требования клиента к банку, а значит, клиент несет риски банкротства кредитной организации. При владении цифровым рублем такие риски отсутствуют. В то же время, согласно Федеральному закону от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон о НПС), по цифровому рублю не начисляются проценты1.

Основные особенности ЦР по сравнению с другими формами валюты Российской Федерации отражены в Докладе, который содержит следующую таблицу.

Сравнение цифрового рубля с традиционными формами рубля2

Механизм применения цифрового рубля

Для полноценного понимания механизма работы цифрового рубля необходимо иметь представление о его правовом статусе, а также об особенностях платформы ЦР и статусе его участников и пользователей.

Особенности правового статуса цифрового рубля

Согласно ст. 128 ГК РФ, цифровой рубль наряду с безналичными средствами признается объектом гражданских прав. В отличие от безналичных денег, цифровые рубли могут быть зачислены только на специальные счета, которые открываются в рамках платформы Банка России (далее — Счета ЦР). Цифровые рубли зачисляются на Счета ЦР на основании договора счета цифрового рубля, заключаемого между Банком России и пользователем платформы Банка России3. При этом остатки на Счетах ЦР также защищены банковской тайной4 и включаются в наследственную массу5.

Предполагается, что при полноценном внедрении ЦР не будет ограничений по кругу субъектов — пользователей ЦР, т.е. ЦР будет доступен гражданам, юридическим лицам (как представителям бизнеса, так и участникам финансового рынка) и государству.

На текущем этапе внедрения ЦР можно выделить ряд особенностей правового регулирования ЦР.

  1. Конвертация ЦР в наличные деньги возможна только через безналичные средства

Действующая модель предполагает, что прямой обмен ЦР на наличные рубли исключен. Для получения наличных пользователю сначала необходимо перевести ЦР со Счета ЦР на счет в банке, а потом снять наличные в кассе или банкомате.

  1. К расчетам в ЦР не применяются установленные ГК РФ формы безналичных расчетов6

Несмотря на то что ГК РФ формально относит расчеты в ЦР к безналичным, к ним не применяются классические формы безналичных расчетов, установленные гл. 46 ГК РФ (платежные поручения, аккредитивы, инкассо, чеки). На данный момент расчеты в ЦР могут осуществляться в формах, установленных законодательством о национальной платежной системе7.

  1. Особый порядок разрешения споров в связи с обращением ЦР

В отношении споров, возникающих в связи с совершением операций с ЦР, установлен административный порядок их разрешения. Подобные споры подлежат урегулированию Банком России и участниками его Платформы8. При этом возможность судебного порядка разрешения споров не исключается.

Платформа цифрового рубля

Технологической основой для обращения ЦР является специализированная платформа Банка России, созданная и управляемая исключительно Банком России (далее — Платформа)9.

Платформа представляет собой централизованную инфраструктуру, где осуществляются эмиссия, учет и проведение операций с ЦР. Как оператор Платформы Банк России обеспечивает ее технологическую безопасность, контроль за транзакциями и соблюдение нормативных требований.

Согласно Концепции, использование участниками финансового рынка ЦР будет построено на «двухуровневой розничной модели цифрового рубля»10, в соответствии с которой функции по обслуживанию ЦР распределяются между Банком России и финансовыми организациями.

Участники Платформы

Участники Платформы предоставляют клиентам (конечным пользователям) доступ к Платформе и обеспечивают техническую поддержку операций с ЦР, т.е. фактически являются посредниками между клиентами и Платформой. Участники Платформы также осуществляют процедуры, предусмотренные законодательством в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ11, валютным законодательством.

Согласно Закону «О национальной платежной системе», доступ к Платформе могут предоставлять:

  1. кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств;

  2. государственная корпорация развития «ВЭБ РФ»;

  3. иностранные банки.

Данные категории лиц являются участниками Платформы.

В отношении участия иностранных банков в целях осуществления трансграничных платежей отмечаем, что они должны будут непосредственно подключиться к Платформе. В условиях текущей геополитической ситуации в ряде случаев это может быть затруднительным.

Пользователи Платформы

Физические, юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые являются клиентами участников Платформы, выступают пользователями Платформы, которым открываются Счета ЦР.

Для открытия Счета ЦР пользователь Платформы обращается в мобильное приложение участника Платформы, где у него зарегистрирован счет. Открытый пользователю Платформы Счет ЦР не привязан к конкретному банку, и управлять им можно через любую финансовую организацию, подключенную к Платформе. При этом один пользователь может иметь только один Счет ЦР, а кредитование счетов ЦР не допускается.

Текущий статус внедрения цифрового рубля

Этапы внедрения цифрового рубля

Ранее предполагалось, что полномасштабный запуск ЦР должен был произойти 1 июля 2025 года. При этом планировалось, что с 1 июля 2025 года системно значимые банки должны предоставить клиентам доступ к операциям с ЦР, через год к ним должны присоединиться банки с универсальной лицензией, а в июле 2027 года — остальные кредитные организации. Кроме того, предполагалось, что бизнес будет обязан принимать ЦР, если его выручка превышает установленные пороги:

  1. 30 млн рублей — с июля 2025 года;
  2. 20 млн рублей — с июля 2026 года;
  3. без ограничений — с июля 2027 года.

В связи с необходимостью проведения доработок отдельными банками срок запуска ЦР был перенесен. Новая дата полноценного внедрения ЦР пока не объявлена.

На данный момент система тестируется ограниченным числом пользователей — крупнейшими банками и их клиентами.

Последние изменения законодательства для целей внедрения ЦР касаются поправок в законодательство в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ12, а на стадии рассмотрения сейчас находятся изменения в бюджетное законодательство13.

Кроме того, 22 мая 2025 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект о внесении ряда важных изменений в действующий режим правового регулирования ЦР (далее — Законопроект)14. Законопроектом, в частности, предусмотрено, что с 1 января 2026 года банки-операторы по переводам денежных средств будут обязаны предоставлять реквизиты для переводов через универсальный QR-код. Технология позволит клиентам выбирать способ оплаты (СБП, банковский сервис, цифровой рубль), а бизнесу — сократить расходы на поддержку множества платежных систем15.

Представляется, что с учетом переноса даты внедрения ЦР содержащиеся в законопроекте сроки будут скорректированы.

Маркирование платежей

В рамках Концепции Банком России была предложена идея маркирования ЦР, то есть присваивания ему уникального кода, что позволяло бы отслеживать всю цепочку прохождения маркированных ЦР. Согласно Концепции, маркирование ЦР также актуально в рамках использования смарт-контрактов — сделок, исполняемых автоматически при наступлении заранее определенных сторонами условий. Использование смарт-контрактов позволит ограничивать расходование ЦР не по назначению (например, путем определения конкретных категорий товаров/услуг, которые можно будет приобрести).

В действующем регулировании идея маркирования ЦР пока не нашла прямого отражения, однако даже при отсутствии отдельных положений о маркировании государству будет проще отслеживать платежи, поскольку все операции по переводу ЦР будут происходить в рамках одной Платформы. Введение соответствующих положений о маркировании может быть осуществлено на более поздних этапах внедрения ЦР.

Цифровые финансовые активы

Дополнительные изменения также могут потребоваться в действующем законодательстве о цифровых финансовых активах (далее — ЦФА). Так, Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о ЦФА) не адаптирован под случаи использования ЦР при расчетах по ЦФА.

Операции с ЦР осуществляются исключительно в рамках Платформы с использованием специальных счетов ЦР16. При этом, согласно ст. 10.1 Закона о ЦФА, для осуществления расчетов, связанных с выпуском ЦФА, а также при совершении сделок с ЦФА должен использоваться номинальный счет оператора обмена ЦФА, и какая-либо ссылка на положения Закона о НПС в части ЦР отсутствует.

Вероятно, дополнения в действующее законодательство в части регулирования сделок с ЦФА будут внесены на более поздних этапах внедрения ЦР.


1. Пункт 4 ст. 30.8 Закона о НПС.
2. Доклад, с. 7.
3. Пункт 1 ст. 30.8 Закона о НПС, глава 3 Положения Банка России от 3 августа 2023 года № 820-П «О платформе цифрового рубля».
4. Статья 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
5. Пункт 4 ст. 1128 ГК РФ.
6. Пункт 1 ст. 862 ГК РФ.
7. Пункт 2 ст. 862 ГК РФ.
8. Участники Платформы направляют претензию в Банк России, и по результатам рассмотрения претензии обслуживающее подразделение Банка России в срок не позднее 10 рабочих дней сообщает заявителю: об удовлетворении претензии (в полном объеме или частично); об отказе в признании претензии; о создании согласительной комиссии для рассмотрения претензии.
9. Статья 82.10 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
10. Концепция, с. 9–10.
11. В соответствии с изменениями в законодательство в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (Федеральный закон от 23 мая 2025 года № 105-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») законом будет предусмотрен гибридный формат контроля, согласно которому Банк России также частично будет осуществлять антиотмывочный контроль.
12. Федеральный закон от 23 мая 2025 года № 105-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
13. Законопроект № 924067-8 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».
14. Законопроект № 811008-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
15. Основные направления развития финансовых технологий на период 2025–2027 годов (с. 24) // Cайт Банка России.
16. ст. 7.1 Закона о НПС.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ