Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Технология API в банковском секторе уже доказала, что может изменить не только бизнес, но и мышление топ-менеджеров
Банки, как правило, обладают очень сложными IT-системами в сравнении с компаниями из других отраслей экономики. Для достижения своих бизнес-задач они традиционно используют подход к разработке IT-решений «от приложения». Это приводит к появлению огромного количества приложений, каждое из которых поддерживает определенное подмножество бизнес-функций, иногда пересекающихся между собой. Постоянное появление новых требований со стороны рынка и необходимость разработки соответствующих расширений усложняет бизнес-процессы.
Поэтому сегодня многие банки как в России, так и за рубежом переосмысливают свои стратегии роста и встраивают развитие API в качестве их ключевого элемента как для развития бизнеса, так и в плане монетизации.
API (Application Program Interface — программный интерфейс приложения) представляют собой стандартизированное описание функций для их потребления другими сервисами. Они помогают структурировать функции множества приложений организации и превратить их в эффективную, прозрачную и хорошо масштабируемую систему технических и бизнес-сервисов. Это позволяет компании работать эффективнее и реагировать на изменения рынка быстрее конкурентов, а также обеспечить согласованный клиентский опыт по всем каналам обслуживания и прозрачное взаимодействие с бизнес-партнерами.
Исследование IBM Institute for Business Value, опубликованное в 2016 году, выделило три основных вида бизнес-модели на основе API, которые используются передовыми банками и компаниями: прямое потребление API-услуг конечными пользователями, создание маркетплейса для производителей и потребителей API-услуг и, наконец, развитие API-экосистемы с участием бизнес-партнеров. Рассмотрим основные области применения API в банковской сфере.
Среди наиболее распространенных областей применения API: мобильные приложения, автоматизация взаимодействия с партнерами, создание экосистем и открытых платформ для доступа к новым рынкам, использование аналитики, IoT и извлечение выгод от накопленных в организациях обширных информационных активов.
В первую очередь API используют для расширения функциональности и запуска мобильных сервисов. Сегодня компании сталкиваются с необходимостью предоставлять полный набор стандартных инструментов организации на мобильных устройствах. API дают разработчикам возможность быстрого прототипирования и итеративной разработки. Упрощенные API для мобильных устройств создаются в том числе для изоляции разработчиков мобильных приложений от внутренней сложности сервисов.
API дают разработчикам возможность быстрого прототипирования и итеративной разработки
Разработка API для бизнес-партнеров является второй по частоте реализации. Подключение бизнес-партнеров всегда было затратным процессом, требующим большого объема ручной работы. Некоторые банки значительно упростили этот процесс с помощью использования API.
Для финансовых организаций доступ к данным социальных сетей и взаимодействию между пользователями соцсетей обеспечивает крайне полезный источник информации. Однако многие взаимодействия в социальных сетях происходят через API. Полученные данные могут использоваться для дальнейшего анализа.
Существует несколько типов API: открытые, защищенные и внутренние. Открытые API доступны всем потребителям и разработчикам. Созданные с их помощью приложения рассчитаны в основном на конечных клиентов организации, а главным бизнес-драйвером является получение доступа к большему количеству конечных пользователей за счет вовлечения сторонних разработчиков.
Хорошо известным примером открытых API в финансовом секторе может служить Citi Bank API. Решение представляет собой развитый API для создания сторонних мобильных приложений для розничного и корпоративного банковского обслуживания, операций на финансовых рынках, аналитики и управления взаимоотношениями с клиентами. Оно позволяет получать информацию о счете клиента и истории операций, данные о курсах валют и расположении банкоматов и отделений, переводить деньги другим клиентам банка, размещать заказы на куплю/продажу ценных бумаг и т.д.
Защищенные API доступны только отдельным бизнес-партнерам. Приложения могут быть рассчитаны как на конечных потребителей, так и на бизнес-пользователей. Бизнес-драйвером в этом случае могут быть разные факторы, сильно зависящие от данных и типа бизнеса.
Частные, внутренние API доступны только разработчикам внутри организации. Приложения обычно направлены на сотрудников самой организации. Бизнес-драйверы в основном заключаются в повышении продуктивности сотрудников.
Многие современные организации уже признают определенную условность границы между внутренними и внешними API, предоставляющими доступ к функциям и компетенциям другим предприятиям, и наоборот. Именно поэтому в наиболее технологически развитых компаниях, в том числе в банковском секторе, используются специализированные решения по управлению API.
API в большинстве случаев тесно связана с эффективностью стратегии использования гибридных облаков
Они позволяют обеспечить защиту на «границе» сервиса, а также контролируемый (и потенциально тарифицируемый) доступ. При использовании подобных платформ потребитель может запрашивать ключи доступа, которые дают ему право использовать API в рамках запланированных квот.
Платформы по управлению API включают в себя функции сбора информации в привязке к конкретному потребителю. Это позволяет сопоставлять данные о потреблении API с подпиской потребителя на определенный план и использовать их для тарификации.
Согласно исследованию IBM Center for Applied Insights, опубликованному в 2016 году, 82% ведущих организаций используют гибридное облако для ускорения инноваций продуктов и услуг с помощью API в качестве строительных блоков. Другими словами, эффективность стратегии API в большинстве случаев тесно связана с эффективностью стратегии использования гибридных облаков, то есть той или иной комбинации инфраструктур частных и публичных облаков.
Так, передовое решение для всего жизненного цикла API промышленного класса IBM API Connect обеспечивает автоматизацию процессов на всем жизненном цикле API в частных, публичных и гибридных облачных средах и позволяет быстро создавать, вводить в эксплуатацию и легко администрировать API по всей организации.
«Банковское обозрение» уже обращалось к теме анализа состояния дел в сегменте банковских АБС (Core Banking Systems). Обычно результаты исследований оказывались ожидаемо предсказуемы. Однако на этот раз анализировать оказалось, собственно, нечего… Этому и будет посвящен цикл публикаций по теме АБС
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка