Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Технология API в банковском секторе уже доказала, что может изменить не только бизнес, но и мышление топ-менеджеров
Банки, как правило, обладают очень сложными IT-системами в сравнении с компаниями из других отраслей экономики. Для достижения своих бизнес-задач они традиционно используют подход к разработке IT-решений «от приложения». Это приводит к появлению огромного количества приложений, каждое из которых поддерживает определенное подмножество бизнес-функций, иногда пересекающихся между собой. Постоянное появление новых требований со стороны рынка и необходимость разработки соответствующих расширений усложняет бизнес-процессы.
Поэтому сегодня многие банки как в России, так и за рубежом переосмысливают свои стратегии роста и встраивают развитие API в качестве их ключевого элемента как для развития бизнеса, так и в плане монетизации.
API (Application Program Interface — программный интерфейс приложения) представляют собой стандартизированное описание функций для их потребления другими сервисами. Они помогают структурировать функции множества приложений организации и превратить их в эффективную, прозрачную и хорошо масштабируемую систему технических и бизнес-сервисов. Это позволяет компании работать эффективнее и реагировать на изменения рынка быстрее конкурентов, а также обеспечить согласованный клиентский опыт по всем каналам обслуживания и прозрачное взаимодействие с бизнес-партнерами.
Исследование IBM Institute for Business Value, опубликованное в 2016 году, выделило три основных вида бизнес-модели на основе API, которые используются передовыми банками и компаниями: прямое потребление API-услуг конечными пользователями, создание маркетплейса для производителей и потребителей API-услуг и, наконец, развитие API-экосистемы с участием бизнес-партнеров. Рассмотрим основные области применения API в банковской сфере.
Среди наиболее распространенных областей применения API: мобильные приложения, автоматизация взаимодействия с партнерами, создание экосистем и открытых платформ для доступа к новым рынкам, использование аналитики, IoT и извлечение выгод от накопленных в организациях обширных информационных активов.
В первую очередь API используют для расширения функциональности и запуска мобильных сервисов. Сегодня компании сталкиваются с необходимостью предоставлять полный набор стандартных инструментов организации на мобильных устройствах. API дают разработчикам возможность быстрого прототипирования и итеративной разработки. Упрощенные API для мобильных устройств создаются в том числе для изоляции разработчиков мобильных приложений от внутренней сложности сервисов.
API дают разработчикам возможность быстрого прототипирования и итеративной разработки
Разработка API для бизнес-партнеров является второй по частоте реализации. Подключение бизнес-партнеров всегда было затратным процессом, требующим большого объема ручной работы. Некоторые банки значительно упростили этот процесс с помощью использования API.
Для финансовых организаций доступ к данным социальных сетей и взаимодействию между пользователями соцсетей обеспечивает крайне полезный источник информации. Однако многие взаимодействия в социальных сетях происходят через API. Полученные данные могут использоваться для дальнейшего анализа.
Существует несколько типов API: открытые, защищенные и внутренние. Открытые API доступны всем потребителям и разработчикам. Созданные с их помощью приложения рассчитаны в основном на конечных клиентов организации, а главным бизнес-драйвером является получение доступа к большему количеству конечных пользователей за счет вовлечения сторонних разработчиков.
Хорошо известным примером открытых API в финансовом секторе может служить Citi Bank API. Решение представляет собой развитый API для создания сторонних мобильных приложений для розничного и корпоративного банковского обслуживания, операций на финансовых рынках, аналитики и управления взаимоотношениями с клиентами. Оно позволяет получать информацию о счете клиента и истории операций, данные о курсах валют и расположении банкоматов и отделений, переводить деньги другим клиентам банка, размещать заказы на куплю/продажу ценных бумаг и т.д.
Защищенные API доступны только отдельным бизнес-партнерам. Приложения могут быть рассчитаны как на конечных потребителей, так и на бизнес-пользователей. Бизнес-драйвером в этом случае могут быть разные факторы, сильно зависящие от данных и типа бизнеса.
Частные, внутренние API доступны только разработчикам внутри организации. Приложения обычно направлены на сотрудников самой организации. Бизнес-драйверы в основном заключаются в повышении продуктивности сотрудников.
Многие современные организации уже признают определенную условность границы между внутренними и внешними API, предоставляющими доступ к функциям и компетенциям другим предприятиям, и наоборот. Именно поэтому в наиболее технологически развитых компаниях, в том числе в банковском секторе, используются специализированные решения по управлению API.
API в большинстве случаев тесно связана с эффективностью стратегии использования гибридных облаков
Они позволяют обеспечить защиту на «границе» сервиса, а также контролируемый (и потенциально тарифицируемый) доступ. При использовании подобных платформ потребитель может запрашивать ключи доступа, которые дают ему право использовать API в рамках запланированных квот.
Платформы по управлению API включают в себя функции сбора информации в привязке к конкретному потребителю. Это позволяет сопоставлять данные о потреблении API с подпиской потребителя на определенный план и использовать их для тарификации.
Согласно исследованию IBM Center for Applied Insights, опубликованному в 2016 году, 82% ведущих организаций используют гибридное облако для ускорения инноваций продуктов и услуг с помощью API в качестве строительных блоков. Другими словами, эффективность стратегии API в большинстве случаев тесно связана с эффективностью стратегии использования гибридных облаков, то есть той или иной комбинации инфраструктур частных и публичных облаков.
Так, передовое решение для всего жизненного цикла API промышленного класса IBM API Connect обеспечивает автоматизацию процессов на всем жизненном цикле API в частных, публичных и гибридных облачных средах и позволяет быстро создавать, вводить в эксплуатацию и легко администрировать API по всей организации.
«Банковское обозрение» уже обращалось к теме анализа состояния дел в сегменте банковских АБС (Core Banking Systems). Обычно результаты исследований оказывались ожидаемо предсказуемы. Однако на этот раз анализировать оказалось, собственно, нечего… Этому и будет посвящен цикл публикаций по теме АБС
В эпоху, когда компании в значительной степени полагаются на облачные вычисления, эффективное управление затратами на облака становится одной из важнейших задач. Павел Токарев, директор по технологическим инновациям компании «Инферит Клаудмастер», раскрывает возможности подхода FinOps, основанного на гибком взаимодействии Finance (финансовое управление) и IT Operations (или DevOps). Эта практика помогает организациям оптимизировать затраты на облачные вычисления, в полной мере используя потенциал облачных сервисов
Как меняется рынок электронной коммерции, какую долю занимают сервисы СБП в онлайн-платежах и какие перспективы у BNPL, в интервью «Б.О» рассказал Алексей Киричек, руководитель департамента развития эквайринга и платежных сервисов Альфа-Банка
Почему развитие онлайн-банкинга для крупных корпораций отстает от ДБО для физлиц и МСБ и как Альфа-Банк намерен исправить это положение, в интервью «Б.О» рассказал Сергей Паршиков, руководитель департамента цифровых каналов юридических лиц Альфа-Банка
«СберСтрахование жизни» профинансировала приобретение современного оборудования для эргокомнат, которые помогают людям восстановиться после тяжелой болезни. Проект реализует фонд борьбы с инсультом ОРБИ