Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Экосистемный подход
27.11.2018 Аналитика

Экосистемный подход

Согласно исследованию Markswebb Business Internet Banking Rank 2018, банк сегодня обязан быть платформой для ведения бизнеса


Главным событием 2018 года в сфере онлайн-обслуживания малого бизнеса можно назвать становление концепции банка как платформы для ведения бизнеса. Банк, начав с предоставления чисто финансовых сервисов, сегодня выходит далеко за эти рамки, внедряя огромное количество небанковских сервисов, решающих различные задачи бизнеса на протяжении всего жизненного цикла его существования.

Традиционные банковские сервисы становятся частью большой экосистемы, существуя бок о бок с бухгалтерией и инструментами налогового учета, документооборотом, товарным учетом, управлением персоналом и инструментами маркетинга. Весь прошедший год банки активно «росли вширь», внедряя разнообразные небанковские сервисы для бизнеса — от конструктора сайтов до помощи в получении лицензии на продажу алкоголя.

Рассматривая результаты прошлогоднего исследования эффективности интернет-банков для малого бизнеса, нельзя не заметить одну особенность: участники, которые сохранили или улучшили свои позиции в исследовании 2018 года, проделали огромный объем работы. Если представить себе участника Business Internet Banking Rank 2017, набравшего 100 баллов в рейтинге для любого типа бизнеса, но ничего не менявшего весь следующий год, то в исследовании 2018 года он получил бы не более 50 баллов, то есть не вошел бы даже в пятерку рейтинга.

Среди участников Business Internet Banking Rank 2018 лидерами по количеству новых функций в интернет-банке для бизнеса можно назвать Точка Банк, Модульбанк, Тинькофф Банк и ДелоБанк.

Точка Банк: новые сервисы для ВЭД, подпись платежа через мобильный банк, оценка персонала, Open API, лицензирование бизнеса, программы лояльности, расчет налогов для ООО на ОСНО и многое другое.

Модульбанк: мультибанковский интерфейс, Open API, индекс «Белый бизнес», обновление интерфейса эквайринга и онлайн-кассы.

Тинькофф Банк: конструктор сайтов и другие инструменты для продвижения бизнеса, CRM-система, управление проектами, Open API, обновление интерфейса эквайринга и онлайн-кассы.

ДелоБанк: бухгалтерия для разных систем налогообложения, конструктор и специальный сервис кредитования интернет-магазинов, инструменты управления товарной базой и документооборотом, кадровый учет.

Лучшие интернет-банки для малого бизнеса отличают полноценная бухгалтерия, единая лента операций, функциональный и удобный справочник контрагентов, развитый блок финансовой аналитики, удобное управление корпоративными картами и возможность дистанционного подключения продуктов

Из революционных событий 2018 года можно отметить ребрендинг интернет-банка для бизнеса СКБ-Банка, который в начале 2018 года представил новый цифровой банк ДелоБанк, и появление новой платформы для создания интернет-банка для бизнеса Digital2Go (решение BSS). Основательный редизайн провели Банк Уралсиб и Урал ФД. Остальные участники, часть которых визуально обновились в прошлом году, в 2018-м сосредоточились на внутренней работе и расширении функциональности.

Лучшие интернет-банки для малого бизнеса — Точка Банк, Модульбанк, ДелоБанк, Тинькофф Банк и Веста Банк — за прошедший год заметно расширили функциональность, особенно в части интеграции с полезными предпринимателю небанковскими сервисами. Кроме этого многие банки внедрили технологические новинки, например Open API и подписание платежа из интернет-банка отпечатком пальца в мобильном приложении.

Эффективность интернет-банка для торгово-сервисного предприятия неразрывно связана с наличием подробной информации и статистики по различным видам эквайринга, возможностью полноценно управлять депозитами, кредитами и зарплатным проектом (здесь большое значение имеет автоматизация работы с реестрами по технологии 1С DirectBank). Для компаний, ведущих ВЭД, большое значение имеет удобство работы с входящими платежами (в частности, заметные уведомления о поступлениях) и с исходящими валютными платежами (можно прикрепить обоснование в форме платежа).

В целом, лучшие интернет-банки для малого бизнеса отличают полноценная бухгалтерия, единая лента операций, функциональный и удобный справочник контрагентов, развитый блок финансовой аналитики, удобное управление корпоративными картами и возможность дистанционного подключения продуктов.

Важные новинки в интернет-банках 2018 года

Мультибанкинг. Возможность подключить в интернет-банке отображение счетов в других банках и видеть по ним остаток и выписку реализована в сервисах Точка Банка, Тинькофф-Банка и Модульбанка. Управлять сторонним счетом, например совершить перевод, ни в одном интернет-банке еще нельзя, но в ближайшем будущем такая возможность, вероятно, появится.

Бухгалтерия для ОСНО. В прошлом году казалось немыслимым, что в интернет-банке будет расчет налогов не только для ИП на УСН «Доходы», но и для компаний на основной системе налогообложения. Сейчас же эта возможность реализована в Точка Банке, а в сервисах ДелоБанка, Модульбанка и Digital2Go (решение BSS) интегрирован полноценный сервис бухгалтерии.

Экосистема документов. Теперь в интернет-банке можно создавать не только счета на оплату, но и акты выполненных работ, договоры с контрагентами, а также накладные и счета-фактуры. Одни банки (например, Тинькофф-Банк) двигаются поступательно, постепенно добавляя возможности работы с новыми документами. Другие (например, ДелоБанк и Digital2Go (решение BSS)) интегрируют в интернет-банк для бизнеса готовые сервисы — в этом случае предпринимателю сразу доступна развитая инфраструктура документов, с которой можно работать.

Предупреждение о риске блокировки счета. Примером лучшей реализации мы считаем сервис Модульбанка «Белый бизнес», благодаря которому каждый клиент видит в интернет-банке свой индекс «белизны», может оценить риск блокировки счета и принять меры, чтобы этого не случилось.

Маркетинговые инструменты для бизнеса. Целый набор маркетинговых инструментов, от конструктора сайтов до готовых программ лояльности, которые бизнес может разворачивать среди своих клиентов

Open API. Банки открываются для интеграций с другим программным обеспечением по API. Возможность интеграции с разными сервисами заметно упрощает жизнь предпринимателей: например, благодаря интеграции с CRM все данные о статусе сделки можно отслеживать в одном интерфейсе.

Аутентификация через мобильное приложение. Авторизоваться в интернет-банке и подписать платеж можно через отпечаток пальца в мобильном банке. Сейчас это решение находится на стадии внедрения в интернет-банках Модульбанка и Точка Банка.

Вектор работы

ИНФОРМАЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА И НАВИГАЦИЯ

Вследствие взрывного роста функциональности интернет-банков пострадала их информационная архитектура. Не всегда новые сервисы попадали в нужные разделы меню, где пользователь может легко их найти: например, акты выполненных работ могли оказаться в блоке «Выставить счет». С другой стороны, родственные по духу сервисы иногда не имеют в интернет-банке никаких логических связей — например, выставленные счета на оплату и акты, которые должны закрывать эти счета.

Скорее всего, следующий год развития интернет-банков будет годом оптимизации и упорядочения созданной инфраструктуры, в результате чего из набора разрозненных сервисов появятся цельные платформы для ведения бизнеса.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ

В ближайшие годы в сфере онлайн-обслуживания малого бизнеса не случится перехода к концепции mobile only. Здесь будет царить смешанная модель, когда в зависимости от контекста клиент пользуется интернет- или мобильным банком.

В связи с этим банк должен стремиться обеспечить единый пользовательский опыт — последовательно приводить к общему знаменателю мобильный и веб-интерфейсы с точки зрения навигации, наименований разделов и сервисов. Важно, чтобы пользователь не сталкивался с неприятными сюрпризами, привыкнув к определенным принципам в интернет-банке, которые не поддерживаются в мобильном интерфейсе.

АНАЛИТИКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, УМНЫЕ ИНТЕРФЕЙСЫ

Банк обладает огромным массивом количественных данных о поведении пользователей в интернет-банке и должен стремиться использовать их для оптимизации существующих интерфейсов и проектирования новых. После этого стоит попытаться шагнуть дальше — начать обрабатывать данные о поведении пользователя на уровне алгоритмов, выделять повторяемые сценарии, предугадывать дальнейшие действия и помогать пользователю их выполнять.

Это станет первым шагом к реализации концепции умного интерфейса, который сам изучает поведение пользователя и подстраивается под его актуальные задачи.

РЕЙТИНГ

Консалтинговое агентство Markswebb опубликовало ежегодный рейтинг интернет-банков для малого бизнеса. Эксперты оценили эффективность интернент-банков для трех типов клиентов: микробизнеса (ИП без штата сотрудников), торгово-сервисных предприятий, ведущих расчеты только в рублях, и компаний с внешнеэкономической деятельностью.

Самые эффективные интернет-банки для микробизнеса


 

 

Баллы

1

Точка Банк

84,3

2

ДелоБанк

74

3

Тинькофф Банк

72,6

4

Модульбанк

72,2

5

Веста Банк (Фактура)

51,2

6

Сбербанк

48,6

7

Банк Открытие (Бизнес-Портал)

42,2

8

Альфа-Банк

41,7

9

Совкомбанк

41,3

10

УБРиР (Light)

36,1

Рейтинг интернет-банков для торгово-сервисных предприятий


 

 

Баллы

1

Точка Банк

84,3

2

Модульбанк

75,9

3

ДелоБанк

74,2

4

Тинькофф Банк

68,5

5

Веста Банк (Фактура)

58

6

Альфа-Банк

48,4

7

Сбербанк

48

8

УБРиР (Light)

46,8

9

Совкомбанк

45,2

10

Банк Уралсиб

39,5

Рейтинг эффективности интернет-банков для компаний, ведущих ВЭД


 

 

Баллы

1

Точка Банк

85,1

2

ДелоБанк

75,6

3

Модульбанк

72,3

4

Тинькофф Банк

69,7

5

Веста Банк (Фактура)

59,4

6

Сбербанк

49,9

7

Альфа-Банк

48,5

8

Банк Уралсиб

47

9

УБРиР (Light)

44,4

10

Банк Открытие (Бизнес-Портал)

43,3






Новости Новости Релизы