Финансовая сфера

Банковское обозрение


23.10.2020 FinRetailАналитика
Елена Чайковская о развитии рынка экосистем

Лидер проекта «Маркетплейс», советник первого зампреда Банка России, выделила на FinWin-2020 ключевые вопросы развития финансовых экосистем


  • В Банке России создана рабочая группа для анализа ситуации с экосистемами и маркетплейсами на рынке финансовых услуг и выработки политики регулятора по этому вопросу. Рабочая группа ЦБ ориентируется на тренды регулирования экосистем в США, Европе и Китае. В США регулятор в лице Конгресса впервые поставил вопрос о несоответствии действий глобальных экосистем Google, Amazon, Facebook и Apple требованиям и интересам общества. Европа, у которой нет собственных крупных игроков, второй год готовится к введению регулирования деятельности экосистем китайского и американского происхождения. Наиболее стабильна ситуация в Китае, где экосистемы Tencent и Alibaba полностью монополизировали не только финансовый, но и потребительский рынки.
  • Со временем на российском рынке останется ограниченное количество крупных маркетплейсов/экосистем с внутренними правилами операторов этих систем. Ключевая польза от создания рынка экосистем — это новый уровень сервиса, доступности и в целом качества жизни для потребителя. Экосистемы также несут новые возможности для малого и среднего бизнеса, поскольку таким игрокам порой невозможно выйти на массовую аудиторию.

 

 

  • Вместе с тем экосистемы несут риски расхождения интересов операторов платформ с интересами общества. На Западе с возрастающим накалом идут дискуссии о том, в какой мере правила, задаваемые операторами глобальных платформ, справедливы и приемлемы для общества. Банк России отслеживает эту проблему и одним из наиболее серьезных рисков считает такое развитие событий, которое привело бы к доминированию на финансовом рынке РФ «закрытых» экосистем, складывающихся вокруг крупных банков и ретейлеров. В таких системах банковские и небанковские услуги оказываются либо собственным подразделением оператора, либо купленными стартапами, либо эксклюзивными партнерами, что создает риски трех типов. Во-первых, не допущенные в экосистему небольшие поставщики не смогут выдерживать конкуренцию с закрытыми экосистемами даже в тех случаях, когда предлагают рынку услуги более высокого качества. Во-вторых, отсутствие конкуренции внутри закрытых систем может привести к снижению качества услуг и росту цен на них. В-третьих, включенные в закрытые экосистемы сторонние поставщики не первого эшелона могут оказаться в том же тяжелом и бесправном положении, как, например, не всегда хорошо защищенные действующим законодательством таксисты или курьеры агрегаторов. 

В обсуждениях рабочей группы Банка России по маркетплейсам и экосистемам вопрос о защите интересов потребителей и поставщиков является центральным.

  • Проект «Маркетплейс» от Банка России создан и запущен для предотвращения господства закрытых экосистем. Эта платформа предоставляет банковские услуги по прозрачным и единым для всех правилам под контролем Банка России с одним окном входа. Собственных продуктов и услуг для конечных потребителей маркетплейс Банка России не предоставляет. В настоящее время в реестре Банка России зарегистрировано две такие платформы, и в ближайшее время ожидается регистрация третьей. Планы развития проекта предусматривают расширение линейки финансовых услуг и привлечение поставщиков нефинансовых услуг. Также прорабатывается вопрос о создании Маркетплейса 2.0 для юридических лиц.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ