Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
По мотивам сессии «Цифровое будущее в финансах», ПМЭФ-2018*
Забавно, два года назад мы провели первый форум по финансовым экосистемам и маркетплейсам FinWin примерно с тем же составом отраслей и компаний, что сегодня были на ПМЭФ. Кстати, совсем скоро FinWin пройдет в 3-й раз, уже без меня, но, судя по всему, будет интересным, и я рад, что история живет).
Дискуссию на ПМЭФ я послушал, и ниже даю краткую выжимку. Внимание, это НЕ прямое цитирование, просто по смыслу:
Тинькофф. Угроза банкам от финтеха преувеличена. Бигтех — Гугл, Алибаба, Амазон, конкурируют за финансовую область, и если смотреть на Индию — это хорошо видно.
Алипэй. Мы вообще не планировали быть финансовым игроком, нам пришлось. Простые правила по стратегическому выбору: мы хотим быть открытыми, инклюзивными.
Вымпелком. Биллинг оператора быстрее, надежнее, лучше, современнее. Сколько операторов перестали существовать в мире? А сколько банков закрылись только в России?
Яндекс. Мы офигенная экосистема.
Алипэй. Чтобы быть будущим победителем на рынке, важно, сколько вы знаете о потребителе, какие ценности вы для него несете. И второе — стремление и воля двигаться в сторону этих изменений.
Виза. Как скоро умрут карты? Ограничивается ли мир Москвой и Питером? Мы думаем о процессинге, как об инфраструктуре, которая позволяет связать всех участников экосистемы. Мы несем безопасность платежей, а также взаимную совместимость — Виза принимается везде. В 16-м году мы перестали быть процессингом и стали экосистемой — открыли Visa Developer Platform. Россия и Китай лидируют в инновациях.
Спирос Маргарис. Нам надо уйти от слова «тех» — технологические компании не заинтересованы в технологиях, они заинтересованы в бизнесе.
Банки — это как бы повар, который смешивает технологии, чтобы приготовить блюдо, которое должно получиться вкусным. Нужно создать среду для людей. Этот задел создается с помощью определенного менталитета.
Удобство, удобство и удобство.
Алипэй. На разных рынках люди по-разному голосуют. На развивающихся рынках важно даже не удобство, а доступность услуг. Мы должны понимать, кому мы оказываем услуги на рынке. Яндекс говорит, что люди приходят на их страницу как минимум один раз в день. К нам они обращаются 20 раз в день.
Виза. Платежи становятся более частыми, более конкретными. Сейчас все переходят к борьбе за платежи, потому что это позволяет владеть информацией и предлагать потребителю то, что ему нужно.
Вымпелком. Чем быстрее Виза избавится от пластика, тем дольше она будет жить. Чем быстрее банки избавятся от счетов и отделений, тем быстрее они будут развиваться. На телефоне сейчас платежи гораздо быстрее построить, чем на пластике и на банкинге. Мы не против банков и платежных систем — мы, напротив, хотим им помочь.
Виза. Мы согласны. Всего чуть больше года в России были запущены мобильные кошельки. Более 80% терминалов принимают бесконтакт, доля бесконтактных платежей за год выросла в 10 раз, сейчас это 37%. По объему токенезированных платежей Россия 3-я в мире, в штуках она вообще лидер.
Тинькофф. Если смотреть на путь развития экосистем, мы видим, что многие выросли из электронной торговли. Далее — мессенджеры или соцсети. В России мы это тоже видим. Но изменения выходят и из финансовых игроков, чего больше нигде не происходит. Это желтый и зеленый игроки. И здесь будет конкуренция между нами. Но будет и сотрудничество. Мы исходим из нужд клиента. И если ты клиент, ты не участвуешь в одной экосистеме — ты участвуешь в разных. Это будет финансовый клей в других экосистемах. В России прекрасные условия — лучшие IТ-специалисты в мире и т.д. И банки, которые это еще пару лет назад не поняли и не воспользовались этим, скоро умрут.
Яндекс. Тинькофф все правильно понимает. И у нас есть все кубики.
Вымпелком. Мы вот тут сидим и делим банкинг будущего. Но нас там может и не быть. Это могут быть стартапы, которые мы не знаем.
Тинькофф. Речь сегодня о том, как делать инновации внутри компании. И такие стартапы как раз должны быть встроены внутри.
Вымпелком. Их можно не только выращивать, но и покупать. По статистике, успешность корпоративных фондов внутри почти равна нулю. Но у венчурных она гораздо выше. Главное вовремя выбрать лучших снаружи.
Спирос Маргарис. Вопрос в оценке этих компаний, стоят ли они чего-то. Вот игроки вроде Гугла появились из неоткуда. И следующий игрок может так же появиться.
Алипэй. Наш финансовый рост составил более 50% в прошлом году. Наши принципы инвестиций — мы смотрим на масштаб и неудовлетворенный спрос. Мы вкладываем большую долю в Юго-Восточную Азию. В большинстве стран мира у молодежи до сих пор нет банковского счета.
В России мы пытаемся удовлетворить спрос для китайских туристов. Тут для них принимают Алипэй. Мы не про электронную торговлю, мы про развитие цифрового рынка. Помогаем нашим клиентам.
Тинькофф. Миллениалы выросли в другом мире. Они не знают, что такое веб — все через телефон. Их ожидания определены другими игроками, и бигтек-компании поставили планку очень высоко. Сингл сайнон внутри экосистемы, единый опыт. Им нужен крутой бренд. И еще дополнительная ценность — лояльность, подсказки. Если этого нет — до свидания.
Виза. В погоне за миллениалами мы забываем про другие сегменты со схожими потребительскими предпочтениями, но уже с деньгами. Миллениалов всего 35%. Мы называем их Эйджлесс прогрессивс. Это люди с деньгами, которым близки и важны современные технологии, удобство, время. И вот они приносят плоды банкингу здесь и сейчас.
Тинькофф. Средний возраст клиента в Тинькофф — 35.
Виза. А наши эйджлесс прогрессивс — 38. Дай пять.
Тинькофф. А еще у всех нас есть тещи. Для них у нас есть колл-центр. Никого не обижаем.
Яндекс. Мы тоже стараемся обслуживать всех.
Вымпелком. Нам нужно создать то, что Старбакс или Эпл создаст в качестве банка. Но до них, без них и лучше их.
* Изложение автора сохранено
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка