Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
О реализации проекта «Карта жителя Якутии», его отличительных чертах и результатах «Б.О» рассказали Дмитрий Макаров, руководитель отдела «Сопровождение систем пластиковых карт» компании «Инверсия», и Дмитрий Скворцов, руководитель проекта «Карта жителя Якутии» Алмазэргиэнбанка
Дмитрий Макаров
— Дмитрий, какова роль компании «Инверсия» в проекте «Карта жителя Якутии»?
— «Инверсия» и Алмазэргиэнбанк являются давними и очень надежными партнерами, которых связывает плотное сотрудничество на протяжении двух десятков лет. Еще в далеком 2004 году начался совместный проект по переходу на АБС. С тех пор было реализовано немало интересных идей, среди которых хочу выделить проект «Карта жителя Якутии».
В 2021 году банк обратился к нам с просьбой реализовать выпуск банковских карт «Карта жителя Якутии» (КЖЯ), уникального проекта для Республики Саха (Якутия).
Была проведена большая работа, в которой приняли участие разработчики и менеджеры со стороны «Инверсии», а также архитекторы бизнес-модели проекта и разработчики со стороны банка.
Параллельно с запуском КЖЯ на очередной встрече было принято решение о выпуске кобейджинговой карты жителя.
На старте проекта и до февраля 2022 года на «Карте жителя Якутии» была реализована кобейджинговая карта МИР-JCB, что позволяло использовать эту карту на территории России как карту «МИР», а за границей — как карту платежной системы JCB (третья по распространенности платежная система в мире. — Ред.). В рамках работ по запуску проекта мы смогли реализовать и эту задачу в очень короткие сроки.
Сначала «Карта жителя Якутии» предоставлялась клиентам только в виде «пластика». При этом банк изучал возможность реализовать этот продукт в виде «цифровой карты», чтобы предоставить выбор клиенту, в каком виде он хотел бы получить данный продукт. Основной задачей в части цифровизации банковского приложения карты жителя было обеспечить возможность ее использования как полноценной банковской карты, но только с момента ее выдачи. После проведения встречи со всеми непосредственными участниками проекта как со стороны «Инверсии», так и со стороны Алмазэргиэнбанка и обсуждения всех возможных деталей была реализована отдельная доработка по интеграции с процессингом банка. И после ее выполнения в конце 2023 года продукт стал доступен для новых владельцев «Карты жителя Якутии».
— Каковы ключевые элементы и специфика технологической инфраструктуры проекта социальной карты?
— В рамках проекта используется наша ЦАБС «Банк 21 Век». И для нашего карточного бэк-офиса сделана колоссальная доработка по интеграции между «Инверсией» и «социальным процессингом». Она позволяет получать и обрабатывать данные, которые, согласно требованиям со стороны правительства Республики Саха (Якутия), в обязательном порядке должны быть отражены на самой карте. К таким данным, например, относятся код льготной категории, фотография, социальный номер клиента. Разработка нового функционала по заказу таких карт между «Инверсией», ПЦ банка и персобюро банка, где в обговоренном формате передавались все эти данные в процессинг, а далее в персонализированный центр для печати карт КЖЯ, и составляют «движок» этого решения. Повторю, начали с «обычных» карт КЖЯ, затем совместными усилиями разработали механизм заказа кобейджинговых карт МИР-JCB и теперь дали возможность клиентам банка пользоваться виртуальными картами.
Дмитрий Макаров («Инверсия»)
— Как решаются задачи, связанные со сложными интеграционными механизмами между банком, госорганами, другими партнерами проекта?
— Практически все решения от разных поставщиков создаются с возможностью их интеграции в большие и сложные процессы. Понятно, что каждая интеграция — это отдельная задача, иногда технически сложная. Но сейчас почти не бывает простых задач, которые решаются без взаимодействия с внешним миром.
Поэтому для нас интеграционные задачи — это типовые работы в рамках каждого проекта.
— Существуют ли стандарты, общепринятые подходы или best practice в проектах социальных карт, транспортных решений, региональных ID-сервисов и т.п. или в каждом регионе — это уникальный проект? Может ли «Инверсия» выступать центром компетенций в таких вопросах?
— Сейчас стандартизированы форматы взаимодействия с госорганами. По региональным же решениям, насколько нам известно, таких стандартов нет. В банках, которые решают подобные задачи, стоят разные АБС от разных производителей, то есть эти проекты уникальны. Но наш наработанный опыт может помочь заказчику максимально быстро запустить в своем регионе такой проект.
— Каков оптимальный баланс между инхаус-компетенциями банка и аутсорсинг-ресурсами вендора в реализации таких сложных проектов, как КЖЯ?
— Здесь все зависит от заказчика. Мы готовы делать такие решения «под ключ». Но наша система поставляется с открытым и документируемым кодом, есть развитые API для интеграции с внешними сервисами. И в зависимости от того, какие приоритеты, возможности команды и наработанный опыт под такие задачи у заказчика, этот вопрос решается индивидуально.
Дмитрий Скворцов
— Дмитрий, есть ли какие-то уникальные особенности у КЖЯ по сравнению с другими проектами социальных карт?
— В июле 2024 года исполнится три года с момента запуска проекта «Карта жителя Якутии», и теперь можно с уверенностью сказать, что он стал одним из знаковых проектов в сфере цифровизации различных сервисов органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), а также удобным инструментом для граждан, пользующихся этими сервисами.
С точки зрения реализации проекта я бы выделил некоторые особенности.
Во-первых, очень короткий срок запуска — от момента утверждения концепции до выдачи первых карт жителям республики прошло всего полгода. За это время были решены все организационные, нормативные, технологические вопросы, а также на конкурсной основе был отобран оператор проекта, которым в нашем случае является банк республики.
Во-вторых, была очень хорошо организована работа со стороны правительства Республики Саха (Якутия) по созданию проектного офиса с участием основных органов исполнительной власти, а основным заказчиком проекта выступил председатель правительства республики.
В-третьих, на старте проекта необходимо было решить вопрос с инфраструктурой приема КЖЯ, так как во всех аналогичных проектах это один из наиболее финансово затратных элементов. Нам удалось найти решение на базе обычной банковской инфраструктуры, не перекладывая эти затраты на других участников проекта.
Наконец, готовится к реализации ряд сервисов, которые, с одной стороны, значительно упростят жизнь населению нашей республики, а с другой стороны, являются уникальными для такого рода проектов. К таким сервисам можно отнести предоставление скидок в спортивных учреждениях для людей, вовремя прошедших диспансеризацию, онлайн-продажу субсидированных билетов, онлайн-продажу льготных билетов на культурные мероприятия без необходимости подтверждения на входе в учреждение своего льготного статуса.
— Каковы результаты проекта КЖЯ в динамике?
— С момента запуска проекта 1 июля 2021 года выдано около 150 тыс. карт; согласно утвержденным нормативным документам проекта, карта доступна любому жителю Республики Саха (Якутия) с 14 лет, проживающему на этой территории.
К проекту подключены все транспортные перевозчики во всех районах республики, 90 учреждений культуры, 27 учреждений спорта, более 1600 точек предоставления скидок/кешбэка.
За 2023 год всего по «Карте жителя Якутии» было совершено 9,5 млн льготных поездок. Что касается статистики по другим сервисам, то количество таких операций в системе пока не очень велико, так как большинство участников предоставляют скидки на основе визуальной информации по карте, которая не фиксируется в системе. При этом в точках, где развернута инфраструктура приема, до 15% покупок льготных билетов совершается с использованием КЖЯ.
Дмитрий Скворцов (Алмазэргиэнбанк)
— Кто относится к ключевым технологическим партнерам проекта и в чем их роль?
— Наш банк решает в этом проекте две основные задачи — обеспечивает выпуск самих карт и поддерживает работоспособность банковского приложения на карте. Также банк является оператором «социального процессинга», который обеспечивает функционирование нефинансовых сервисов. В рамках организации выпуска КЖЯ (в том числе выпуска цифровых карт) нашим основным партнером выступает компания «Инверсия», являющаяся поставщиком АБС банка. Мы очень благодарны коллегам, которые поддержали нас при запуске данного проекта в сжатые сроки. Основным технологическим партнером банка по созданию «социального процессинга» выступила местная IT-компания, которая смогла реализовать и развернуть требуемое решение в заданные сроки.
Хочу выразить коллегам из НСПК благодарность за их помощь и поддержку в рамках реализации проекта — на старте с их непосредственным участием была реализована кобэйджинговая карта МИР-JCB. Кроме того, в рамках подписанного соглашения с правительством Республики Саха (Якутия) НСПК совместно с банком провела акцию на транспорте по уменьшению стоимости оплаты проезда на 8 рублей при использовании приложения Mir PAY или «Карты жителя Якутии», что стало мощным стимулом для активного увеличения количества владельцев карт. Мы с коллегами постоянно на связи, обмениваемся информацией, делимся своими успехами, получаем информацию об основных трендах по данному направлению в России.
— Расскажите об основных организационных и технологических вызовах при реализации проекта. Как вы их преодолели?
— Нам очень повезло в том, что для заказчика главным было реализовать этот проект в максимально короткие сроки и с максимальным эффектом как для правительства республики, так и для ее жителей. Поэтому все организационные вопросы, за которые отвечал заказчик проекта, решались очень быстро, и нам не приходилось лишний раз «подталкивать» госорганы для решения тех или иных вопросов. Что касается технологических вызовов, то здесь мы максимально подстраивались под уже сложившийся в республике IT-ландшафт и благодаря нашим партнерам быстро и безболезненно встроились в него. Кроме того, нам потребовалось искать решения по созданию инфраструктуры приема там, где ее изначально не было, а также с «нуля» создавать портал проекта, где каждый житель может получить необходимую информацию.
— Насколько сложно реализовать и поддерживать взаимодействие с госорганами и другими партнерами проекта? Какие решения в этом помогают?
— Частично я уже ответил на этот вопрос, нам действительно очень повезло в части взаимодействия с государственными органами — и это один из ключевых факторов в успешной реализации подобных проектов. Отдельно хотел бы остановиться на взаимодействии с участниками проекта со стороны бизнес-сообщества — торгово-сервисными предприятиями. Мы заинтересованы в широком привлечении торгово-сервисных предприятий, чтобы у владельцев карт была возможность получить преференции в тех точках, где они привыкли совершать покупки и получать услуги. По этой причине мы используем различные механизмы по вовлечению в проект новых участников. К таким механизмам можно отнести проведение совместных акций для увеличения оборота за счет роста числа покупателей — владельцев карт, предоставление агрегированной аналитической информации по профилю покупателей, использование каналов банка для продвижения наших партнеров среди владельцев карт жителя.
В заключение хотел бы выразить уверенность, что у подобных программ большое будущее. Есть много направлений деятельности, где применение «Карты жителя Якутии» может повысить качество жизни наших людей и решить задачи, стоящие перед органами власти в части цифровизации предоставляемых мер поддержки.
В 2020 году предприниматель Сергей Солонин задумал масштабный девелоперский проект — строительство на острове Бали города, который сочетал бы в себе глубокую философскую концепцию жизни и высокую маржинальность. Уже летом 2024-го «Нуану» стал публичным. Представители «Б.О» побывали на побережье Табанан и узнали, чем новый город в Индонезии интересен инвесторам
На фоне роста интереса граждан к инвестициям в недвижимость на рынке в последние годы появилось много новых интересных инструментов, позволяющих частным инвесторам зарабатывать на квадратных метрах. О том, какие сегменты наиболее интересны для вложений и почему инвестору стоит присмотреться к ЗПИФам недвижимости, в интервью «Б.О» рассказал руководитель дирекции управления альтернативными инвестициями УК «Альфа-Капитал» Владимир Стольников
Внести средства на депозит в банке сегодня легко без посещения отделения. Так, более 90% вкладов и накопительных счетов клиенты Газпромбанка открывают удаленно через дистанционное банковское обслуживание (ДБО) — в основном через интернет-банк или мобильное приложение. В этом году банк запустил новые способы открытия вкладов — через банкоматы и контакт-центр. Эти способы смогут заинтересовать даже того, кто скептически относится к высоким технологиям и предпочитает «общение вживую»