Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Интернет-банкинг в масштабах страны
25.06.2012

Интернет-банкинг в масштабах страны

Беспрецедентный по своему масштабу и сложности проект внедрения централизованного сервиса интернет-банкинга для физических лиц «Сбербанк ОнЛ@йн» продолжается уже несколько лет. О его особенностях, тенденциях и инновациях в сфере интернет-банкинга «БО» рассказал Алексей Кирюшенков, директор департамента систем электронного банковского обслуживания R-Style Softlab


— Алексей, нередко интернет-банкинг называют новой формой старых услуг. Верно ли это утверждение для проекта Сбербанка?

— При реализации проекта в Сбербанке первоначальной задачей было сокращение очередей в офисах банка, чтобы все типовые операции мигрировали в дистанционный канал. Но достаточно быстро возникло понимание, что интернет-банкинг из рабочего инструмента должен превратиться в конкурентное преимущество и эффективный канал банковских продуктов и услуг. Так и появилась амбициозная цель — предоставление клиентам лучшего сервиса на рынке. Нам были выдвинуты жесткие требования по наращиванию функциональных возможностей системы «Сбербанк ОнЛ@йн», ее надежности, привлекательности, удобства работы.

— Почему, на ваш взгляд, в качестве партнера для создания системы интернет-банкинга Cбербанк выбрал именно R-Style Softlab?

— Для реализации проекта Сбербанк выбрал систему, входящую в состав программного комплекса InterBank. Ее архитектурные, функциональные, технологические особенности соответствовали текущим требованиям, предъявляемым Сбербанком, и были рассчитаны на перспективу дальнейшего мощного развития.
Проект стартовал в 2008 году, а к 2012-му объем реализованных в его рамках бизнес-задач увеличился в десятки раз. Платформа программного комплекса InterBank и прикладные решения на ее основе не только выдержали испытание по-настоящему гигантскими нагрузками, но и продолжают демонстрировать высокую устойчивость и производительность в условиях постоянного наращивания функционала и активного роста клиентской базы. Добавим к этому трудоемкость процесса интеграции в реалиях сложного IT-ландшафта банка, и станет понятно, что далеко не каждая промышленная система может сравниться с возможностями и потенциалом InterBank. Также банк уже хорошо знал нашу проектную команду, что оказало существенное влияние на выбор.

— Какие функциональные возможности систем интернет-банкинга в наибольшей степени востребованы российскими кредитными учреждениями? В чем опыт Сбербанка уникален?

— Наши коллеги в Сбербанке уверены в том, что время классического интернет-банкинга прошло. Дистанционный сервис — это полноценный канал не только для обслуживания банковских клиентов, но и для налаживания коммуникаций с ними, поэтому набор и объем предоставляемых услуг должен быть, с одной стороны, наиболее полным, а с другой — максимально точно ориентированным на потребности клиента. В случае со «Сбербанк ОнЛ@йн» мы наблюдаем формирование единого финансового и информационного пространства, где клиент пользуется собственными банковскими услугами (получает информацию о продуктах, активах, осуществляет платежи, переводы, управляет финансами и т.п.) и различными дополнительными сервисами, которые напрямую не связаны с профильной деятельностью кредитного учреждения. Всего Сбербанк предоставляет своим клиентам более 26 тыс. разнообразных сервисов. Речь идет о покупках в интернет-магазинах и торговых системах, об оплате билетов и страховок, бронировании гостиниц, об общении в социальных сетях и совершении в них платежей, о пополнении электронных кошельков и многом другом. Недавно клиентам Сбербанка стало доступно дистанционное открытие вкладов, и буквально за несколько месяцев этим каналом воспользовалось около 7% общей клиентской базы банка.

Архитектурные, функциональные, технологические особенности комплекса InterBank соответствовали текущим требованиям, предъявляемым Сбербанком, и были рассчитаны на перспективу дальнейшего развития

Отдельно стоит уделить внимание платежным возможностям пользователей. За время работы по проекту число поставщиков услуг, в адрес которых клиенты могут осуществлять платежи, достигло 18 тысяч. Мультиплатежность в «Сбербанк ОнЛ@йн» развивается не только количественно, но и качественно. Не так давно была запущена услуга «Автоплатеж», позволяющая по поручению клиента автоматически пополнять баланс мобильного телефона. В ближайших планах — реализация аналогичного механизма для подавляющего большинства поставщиков услуг.
Чтобы сделать интерфейс интернет-банкинга максимально качественным с точки зрения клиента, силами специалистов Сбербанка и R-Style Softlab ведется кропотливая работа: на основе результатов исследований пользовательских предпочтений и показателей их удовлетворенности интерфейсом формируются требования и проводится регулярное обновление дизайна системы и улучшение ее юзабилити.
Недавно «Сбербанк ОнЛ@йн» был признан лучшим решением интернет-банкинга по версии агентства Markswebb Rank&Report. В ходе сравнительного анализа систем ДБО тридцати ведущих игроков российского финансового рынка сервис «Сбербанк ОнЛ@йн» единственный из участников получил наивысшую оценку «А».
Вместе с коллегами из Сбербанка мы испытываем гордость, потому что признание сервиса «Сбербанк ОнЛ@йн» лучшим — заслуженная оценка как коллектива Сбербанка, так и команды R-Style Softlab, воплощающей самые смелые, передовые и социально значимые идеи.

— Одно из важнейших качеств банковского сервиса — его общедоступность. Что в этом плане сделано в системе «Сбербанк ОнЛ@йн»?

— Современные реалии взаимодействия банков с клиентами все чаще ориентируются на мобильность последних. Создание отдельного приложения «Сбербанк ОнЛ@йн» для мобильных устройств с операционной системой iOS расширяет перечень каналов доступа клиентов к ДБО. В течение этого года планируются к выпуску программы для Android и Windows Phone. И, конечно, это сопряжено с расширением функциональности этих приложений.

— Насколько сложно было подключать территориальные банки Сбербанка к централизованной системе «Сбербанк ОнЛ@йн»?

— Сегодня в централизованном режиме сервис «Сбербанк ОнЛ@йн» работает в 14 из 17 территориальных банков, наиболее активными из которых являются Московский, Волго-Вятский и Среднерусский банки.
Основная сложность в процессе подключения территориальных банков к единой централизованной системе как раз и заключается в многообразии интеграционных схем. IT-архитектура банка характеризуется наличием самых разных технологий и программных решений, поэтому можно сказать, что данная работа выполнялась с ювелирной точностью.
Наряду с огромным числом всевозможных по характеру и качеству систем проектная команда столкнулась с тем, что в разных территориальных банках обращение к одному и тому же приложению происходит по-разному. Это означает, что иногда интеграция должна осуществляться не только на уровне приложений, но и на уровне бизнес-процессов. В русле ведущихся в банке работ по централизации мы успешно интегрировали «Сбербанк ОнЛ@йн» с другим применяемым в банке ПО через общую корпоративную шину данных.

— Проект длится более 4 лет. Какое влияние он оказал на видение вашей компании?

— Конечно, он стал для нас особенным. И с профессиональной, и с личностной точек зрения. Произошло переосмысление ряда важных аспектов в развитии нашей проектной команды, оптимизирована организационная структура, сформирована стратегия продвижения компании на рынке фронт-офисных решений и дистанционных сервисов.
Платформа InterBank представляет собой компонентную структуру, и на ее основе реализованы бизнес-приложения, направленные на фронт-офисное и дистанционное банковское обслуживание различных групп клиентов. Весь колоссальный опыт, оригинальные идеи, нестандартные решения и то многое, что связано с проектом «Сбербанк ОнЛ@йн», оказывают существенное влияние на идеологию и концепцию дальнейшего развития всех составляющих платформы InterBank.

— В чем секрет вашего успеха?

— Умение и желание слышать клиента, понимать его, всегда быть для него настоящим партнером — вот наш секрет успеха. Эти принципы лежат в основе наших отношений с каждым заказчиком, будь то Сбербанк или любой другой банк.
Со мной плечом к плечу работают люди, которые являются командой единомышленников. Наша общая увлеченность любимым делом, энтузиазм, ответственность за результат, проактивная позиция и энергичность — таков фундамент, который обеспечивает отличные перспективы и постоянный устойчивый рост всей компании R-Style Softlab.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ