Банковское обозрение

Финансовая сфера

Итоги
финансового марафона Finversia 2021




ОРГАНИЗАТОРЫ МАРАФОНА

Банковское обозрение
Бизнес дром
финверсия



Справка «Б.О»

4-й финансовый марафон Finversia проходил с 19 по 21 октября 2021 года при поддержке Комитета Государственной думы по финансовому рынку.

Партнеры марафона — AMIR CAPITAL, СберCтрахование, «СберСтрахование жизни», «Северсталь».

Генеральный партнер марафона — благотворительный фонд «Интеграция и Развитие».

Официальные партнеры сессий — Parus Asset Management, Ассоциация форекс-дилеров.

Партнеры сессий марафона — банк «Центр-инвест», страховая компания «Совкомбанк Жизнь», «Алго Капитал», Goldman Group, Global Factoring Network.

Информационные партнеры — журналы «Банковское дело», «Национальный банковский журнал», «Банки и деловой мир», «Профессионал. Финансы» и «Банковские технологии».





Закон порядка требует

Сессия 1: Финансовый рынок: законы, регулирование, новации



Финансовый марафон Finversia открылся сессией «Финансовый рынок: законы, регулирование, новации». Еe модераторами выступали Ян Арт, главный редактор Finversia, Дмитрий Равкин, генеральный директор журнала «Банковское обозрение» и Павел Самиев, генеральный директор Аналитического центра «БизнесДром», председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам.

Не только словом, но и делом

Ян Арт предложил начать с темы, важной любому пользователю финансовых услуг: с института финансового омбудсмена, призванного защищать права потребителей в финансовой сфере. Михаил Мамута, член совета директоров Банка России, руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, отметил, что наилучшие результаты этот институт демонстрирует в сфере страхования:

«В этой сфере омбудсмен системно повлиял на ситуацию. У нас многократно сократилось количество жалоб, которые потребители не смогли урегулировать напрямую, обратившись в страховую компанию. И решения, принятые омбудсменом, очень редко оспариваются в судах, хотя такая возможность есть». Михаил Мамута подчеркнул, что институт омбудсмена будет продолжать развиваться. Представитель регулятора затронул и проблему мисселинга (неправильных или нечестных продаж финансовых продуктов): «Это один из серьезных вызовов, стоящих перед финансовым рынком в части качественного взаимодействия с потребителем. Но сейчас у нас появилось больше рычагов, инструментов влияния, для того, чтобы противодействовать мисселингу. У ЦБ появилось право устанавливать правила продаж финансовых продуктов и применять санкции к нарушителям. Теперь мы можем влиять на нечестные продажи не только словом, но и делом».

Напомним, что ЦБ с осени этого года имеет право, как приостанавливать для отдельных игроков продажи определенных финансовых продуктов, так и обязывать их выкупать у клиентов продукты, проданные с серьезными нарушениями.

Ян Арт попросил уточнить, какими именно методами регулятор планирует отслеживать исполнение стандартов продаж. Михаил Мамута отметил, что в первую очередь это задача саморегулируемых организаций на рынке.

Павел Самиев поинтересовался, когда можно будет увидеть анонсированные в прошлом году регулятором рэнкинги страховых компаний, составленные ЦБ на основе числа жалоб потребителей. Михаил Мамута сообщил, что идея появления подобного рэнкинга регулятором не оставлена. Однако ЦБ хочет дождаться «нормализации ситуации на страховом рынке», поскольку пандемия коронавируса внесла свои коррективы в расчeт рэнкинга: итоговые результаты по прошлому году были нетипичными, сильно искаженными из-за режима ограничений (например, существенно меньше ДТП и жалоб на ОСАГО из-за самоизоляции).

В центре внимания - кредиты

Анатолий Аксаков, председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, остановился на законодательных инициативах, касающихся рынка. В частности, он отметил рассматриваемый в настоящий момент законопроект, наделяющий ЦБ правом вводить прямые количественные ограничения на выдачу некоторых видов кредитов:

«Причина внесения этого законопроекта – быстрые темпы роста отдельных видов кредитов. Высокими темпами растет сегмент необеспеченных потребительских кредитов, самого рискованного вида. Да, ЦБ пытается сдержать аппетиты кредиторов регуляторными мерами (нормативами достаточности капитала и повышенными коэффициентами риска), но влияет это не на всех кредиторов. Крупные игроки, обладающие достаточным запасом капитала, могут продолжать кредитовать, что, в том числе, негативно влияет на конкуренцию».

В ближайшее время на рассмотрении Госдумой должен появиться и законопроект, устанавливающий новую методику расчета предельной долговой нагрузки заемщика кредиторами. Также в первом чтении принят законопроект, согласно которому социальные выплаты не могут списываться кредиторами в погашение задолженности заемщика без его согласия.

Отвечая на вопрос зрителя финансового марафона, Анатолий Аксаков подчеркнул, что идея законопроекта, дающего право гражданам запретить дистанционное (без личного присутствия) оформление кредитов на их имя, «находится в проработке»: «Этой осенью вряд ли, но, думаю, что в первой половине будущего года будет предметное рассмотрение этого законопроекта в Госдуме».

Золото, ПИФы и мошенники

Василий Заблоцкий, президент Национальной финансовой ассоциации (НФА), заявил, что основная задача финансового рынка – не разочаровать инвестора, который впервые выходит на него: «При этом ему нужно предоставить возможность лeгкого выхода на рынок».

В этой связи руководитель НФА отметил процедуру тестирования неквалифицированных инвесторов, в которой «удалось соблюсти баланс интересов», нацелив еe на понимание рисков и сложных инструментов, которые инвесторы собираются приобретать.

Василий Заблоцкий также рассказал о работе над Ключевыми информационными документами (КИД), которые в настоящий момент находятся в разработке саморегулируемыми организациями. КИД будут содержать подробную информацию о конкретных инвестиционных инструментах, для более простого их понимания клиентами.

Глава НФА отдельно остановился на вопросе отмены НДС на операции купли-продажи инвестиционных золотых слитков физлицами: «Как только будет введено отслеживание золотых слитков, попадающих в банки и далее к физлицам в качестве инвестиционного золота, Минфин обещал рассмотреть этот вопрос».

Алексей Тимофеев, президент Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), обратил внимание на то, что 15 млн брокерских счетов, открытых в России, зафондированы только на 27-30%: «Это означает, что число российских инвесторов составляет около 5 млн человек. Если считать вместе с пайщиками ПИФов – 6-7 млн».

Алексей Тимофеев отметил отставание индустрии коллективных инвестиций: «Хотелось бы, чтобы розничные инвесторы получили поддержку со стороны институциональных инвесторов. Следующим этапом развития рынка, на мой взгляд, должно стать развитие индустрии ПИФов».

Шагами к развитию института коллективных инвестиций глава НАУФОР назвал создание ИИС-ПИФ, предоставление инвесторам возможности вносить в ПИФ валюту, а также наделение брокеров статусом налогового агента по паям ПИФов.

Алексей Тимофеев остановился и на деятельности НАУФОР, как саморегулируемой организации, отметив, что это ключевое направление еe развития. В частности, Ассоциация проверяет деятельность своих членов путем контрольных закупок, помогающих бороться с мисселингом: «Мы повысили штрафы за нарушение базовых и внутренних стандартов продаж до 1 млн рублей».

Однако бенефициарами инвестиционного бума в России стали не только официальные игроки рынка, но и мошенники: «За последний квартал количество жалоб в НАУФОР увеличилось на 30%. Более половины из этих жалоб адресованы компаниям, которые не только не являются членами НАУФОР, но и, в большинстве случаев, работают без лицензии. Поэтому отнюдь не лицензированная часть рынка является основным источником проблем инвесторов».

Социальная ответственность и финансовая грамотность

На вопросы, связанные с модной сегодня ESG-повесткой, отвечал Василий Высоков, председатель Совета директоров банка «Центр-инвест», руководитель Проектной группы «ESG-банкинг» Ассоциации банков России: «Мы начали заниматься этой работой еще 30 лет назад. ESG-банкинг основан на том, что ESG-риски надо не только покупать и продавать, но ими надо управлять. Этому банки должны будут научиться».

Василий Высоков также отметил, что видит риски в построении крупнейшими банками экосистем, поскольку это может негативно повлиять на конкуренцию в секторе.

Вениамин Каганов, директор Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ), поделился результатами исследования ОЭСР, согласно которым по Индексу финансовой грамотности Россия занимает 9 место среди 17 европейский стран, принявших участие в исследовании: «Ещe хуже у нас обстоит дело с финансовыми навыками. Здесь мы находимся на 14 месте».

При этом наибольший интерес к сфере инвестиций в России проявляет молодежь (18-24 года), а на долю инвесторов в возрасте от 18 до 38 лет сегодня приходится 70% от всех физлиц на фондовом рынке: «Инвестор будет «молодеть», а значит наши программы должны быть направлены и на эту аудиторию».

Ян Арт, в свою очередь, добавил, что неправильные финансовые установки, жадность российский инвесторов – смертельная болезнь отечественного рынка.

Голос рынка

Мария Михайлова, президент Национальной платежной ассоциации (НПА), обратила внимание на то, что профессиональное сообщество обеспокоено законодательными инициативами, вводящими запрет за взимание платы за оказание платежных услуг, например, банковских комиссий за переводы физлиц: «Платежные услуги, как и любые другие услуги, не могут быть бесплатными».

Андрей Емелин, председатель Национального совета финансового рынка (НСФР), поддержал тему законодательства: «Я согласен с подходом Банка России, который подразумевает, что любые изменения в законодательство вводятся не чаще двух раз в год и не ранее полугода после вступления закона в силу. Это должно стать общим стандартом».

Андрей Емели подверг критике институт финансового уполномоченного. По мнению главы НСФР, ситуация, при которой финансирование деятельности омбудсмена производится за счет сборов с участников рынка за рассмотрение жалоб (в том числе, по которым клиентам отказано в удовлетворении), несправедлива: «Финансовый уполномоченный достоин того, чтобы получать финансирование от того, кто его создал – от Банка России – для достижения тех целей, для которых его и создавали».

Первоочередной задачей Андрей Емелин назвал создание единого закона о защите прав потребителей финансовых услуг, вместо существующих разрозненных законов, регулирующих отдельные сегменты рынка.

Итоги первой сессии Финансового марафона подвел Эльман Мехтиев, президент НАПКА, председатель совета СРО «МиР»: «Хотелось бы, чтобы все принимаемые законы были бы исполнимыми. Мы ждeм регулирования, которое будет в пользу потребителей финансовых услуг, но оно должно быть не столько сбалансированным, но и работающим. Чтобы нам не пришлось в очередной раз принимать новые законы, уточняющие действующее законодательство




Банки: продукты, кредиты, сервисы

Сессия 2: Банки: продукты, кредиты, сервисы



Эксперты подвели предварительные итоги работы банковского сектора в 2021 году, выделили основные тенденции в работе банков с частными клиентами и компаниями, обсудили темы микрофинансирования и работы коллекторов

Модераторами сессий выступили Павел Самиев, гендиректор Аналитического центра «БизнесДром» и председатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам, главный редактор Finversia Ян Арт и гендиректор журнала «Банковское обозрение» Дмитрий Равкин.

Банки – итоги 2021 года и планы на 2022 год

Павел Самиев предложил начать обсуждение с обзора ситуации в банковском секторе в 2020-2021 годах, который подготовил Гарегин Тосунян, член Правления РСПП, президент Ассоциации российских банков.

Гарегин Тосунян привел результаты работы банковского сектора в 2021 году, которые заставляют только порадоваться успехам банкиров: «Период восстановления российской экономики характеризуется ростом цен на энергоносители, достаточным запасом капитала банковской системы в размере 11,5 трлн рублей и устойчивым ростом кредитования. Кредитный портфель юрлицам с начала года возрос на 11,5%, а физлицам — на 18%. Прибыль банковской системы уже на 1 сентября превзошла результат всего 2020 года и превысила 2 трлн рублей. Такой результат связан с ростом процентных и комиссионных доходов, а также существенным сокращением резервов на возможные потери по ссудам. 85% от всей прибыли банковского сектора приходится на крупнейшие системно значимые банки».

Эксперт подчеркнул, что сильно восхищаться ростом прибыли банковского сектора не стоит. Ведь для потребителей банковских услуг в кризис это означает рост расходов на обслуживание кредитов и размера банковских комиссий. Он также отметил, что одновременно с ростом кредитования объем вкладов населения в банках снижается. Отдельно Гарегин Тосунян остановился на итогах ипотечного кредитования: «Рост кредитования физлиц в 2020 и 2021 годах, прежде всего, связан с ипотекой. Ипотечный портфель превысил 11,5 трлн. рублей, а доля ипотеки достигла 48% в общем объеме задолженности. При этом ипотека остается самым качественным сегментом кредитования с просрочкой всего 0,6% от объема портфеля. Однако льготная ипотека разогнала рынок недвижимости – за 2 года цены выросли до 1,5 раз в зависимости от ситуации в конкретном регионе».

Гарегин Тосунян напомнил, что пандемия придала новый импульс цифровизации банковской системы страны. В 2021 году доля безналичных платежей возросла до 75%. Важной темой стала инициатива ЦБ по введению цифрового рубля, хотя спорных моментов в предложениях регулятора немало.

На вопрос Павла Самиева о том, почему доля кредитования малого бизнеса региональными банками снижается и как это изменить, Гарегин Тосунян ответил, что нужно изменить регулирование рынка с целью повышения доступности банковских услуг и развития конкуренции.

Ян Арт обратил внимание участников сессии, что в банках растет объем кредитных портфелей и одновременно снижается объем вкладов населения. По мнению эксперта, наша экономика сейчас работает не по принципу общей выгоды. А рост прибыли банков во время кризиса и падения реальных доходов россиян вызывает удивление.

Гарегин Тосунян в целом согласился с таким взглядом на ситуацию, но подчеркнул ряд важных деталей: «Не забывайте, что прибыль растет у очень ограниченного круга банков, в первую очередь у банков с госучастием. При этом многие средние и малые банки буквально работают на выживание, с минимальной прибылью. За время пандемии усилилась роль государства и Банка России как регулятора рынка. Тревогу вызывает, например, желание регулятора ограничивать конкретные банки в кредитовании своих клиентов, — напомнил Тосунян».

Владимир Шикин, заместитель гендиректора НБКИ, остановился на ситуации в секторе розничного кредитования. Индекс кредитного здоровья отражает то, как заемщики-физлица справляются со своими обязательствами по кредитам. В отличие от кризисов 2008 и 2014 годов, во время пандемического кризиса 2020 года не было ярко выраженного ухудшения значения индекса кредитного здоровья. Это говорит о том, что банки лучше стали определять платежеспособность заемщиков: «После падения во 2 квартале 2020 года необеспеченное кредитование сейчас уже восстановилось до допандемийных значений. Микрофинансирование тоже восстановило растущий тренд. А падение спроса в залоговом кредитовании было компенсировано масштабными программами господдержки. Показатель долговой нагрузки, т.е. отношение ежемесячных платежей по кредитам к доходу заемщика, после падения в начале кризиса начал расти с осени 2020 года».

Владимир Шикин также рассказал о совершенствовании системы скоринга в НБКИ за счет внедрения современных технологий сбора и анализа данных о заемщиках.

Александр Молоканов, руководитель по стратегическому развитию блока «Средний и малый бизнес» Промсвязьбанка, в своем выступлении остановился на ситуации с МСБ. Экономические показатели работы сектора МСБ растут, начиная с января 2021 года. Объем кредитов сектору МСБ вырос, число отказов банками в кредитовании снизилось до минимума – сегодня из 100 кредитных заявок банки удовлетворяют 58. Но сами предприниматели сегодня не стремятся активно развивать свой бизнес, открывать новые направления бизнеса. Они больше ориентируются на сохранение стабильных показателей работы уже действующих предприятий.

Промсвязьбанк в таких условиях стремится лучше работать с уже имеющимися клиентами сектора МСБ, так как число малых предприятий сегодня активно не растет. С учетом этих тенденций, банком принята стратегия цифровой трансформации, включающая создание и развитие собственной экосистемы.

Александр Проклов, старший управляющий директор НКР, поделился своим взглядом на то, как ситуация в экономике влияет на ситуацию в банковском секторе: «Рост инфляции оказался для многих неожиданным. Инфляция привела к развороту цикла снижения ключевой ставки. Скорее всего, ключевая ставка на конец 2021 года возрастет до 7,25%-7,5% годовых. Мы увидим продолжение роста ставок по вкладам и по кредитам. Сейчас рост ставок по кредитам опережает рост ставок по вкладам, благодаря чему банки, в том числе и получат повышенную прибыль по итогам 2021 года».

Эксперт уверен, что по необеспеченным кредитам, ипотеке и автокредитам рост объема портфеля за 2021 год составит около 20%. При этом рост объема ипотеки будет замедляться. Вклады населения по итогам 2021 года покажут минимальный рост. А следующий год для банков станет годом борьбы за прибыль и маржу.

2022 год для всех участников финансового рынка будет более сложным, так как крупнейшие страны сворачивают меры по поддержке экономики. В России, скорее всего, инфляция к середине 2022 года замедлится. Реальные доходы населения не будут расти, и в этих условиях потребкредитование становится источником замещения роста реальных доходов.

Коллекторы росту просрочки не рады

Борис Воронин, директор НАПКА, рассказал о ситуации на рынке взыскания долгов: «Объем проблемных долгов вырос. Общая сумма просрочки достигла 1 трлн. рублей. Но при этом доля просрочки за счет роста величины кредитного портфеля не увеличилась. В целом нельзя сказать, что по цифрам отчетности ситуация изменилась радикально. Но по ощущениям за время кризиса доходы заемщиков снизились, и портфель кредитов стал менее качественным. Люди в целом беднеют, проедают свои денежные накопления. Если говорить о массовом заемщике, то его доходы не растут и сберегать ему особо нечего».

Ян Арт рассказал, что нередко далекие от финансов люди уверены, что коллекторы выигрывают во время проблем на кредитном рынке. Борис Воронин с этим не согласен: «На самом деле работы появляется больше, но о большом росте заработков говорить не приходится. Если у населения резко упали доходы, то и коллекторам сложнее взыскать с них долги. Поэтому заработок коллекторов колеблется вместе с доходами населения. Коллекторы вовсе не мечтают о быстром росте просрочки. Ведь даже если ситуация в экономике хорошая, все равно будет какая-то просрочка кредитов и заработок для коллекторских агентств. Сегодня коллекторы зачастую уже даже не звонят должнику, а сразу обращаются в суд, так как активно развивается цифровизация взыскания долгов».

Ян Арт попросил уточнить, насколько планируемые Банком России меры по ограничению кредитования возможно осуществить и насколько это нужно рынку?

Борис Воронин напомнил, что ЦБ уже в третий раз просит предоставить ему дополнительные полномочия по ограничению роста кредитов населению. Резервирование по потребкредитам регулярно ужесточается, вводится система подсчета полной долговой нагрузки заемщика. А сейчас ЦБ просит дать ему возможность ограничивать выдачу кредитов для конкретных банков. По мнению Бориса Воронина, регулятор уже сейчас имеет достаточно инструментов для контроля потребкредитования.

Идеальный шторм для микрофинансов

Эльман Мехтиев рассказал, что для МФО в 2020 году разразился первый идеальный шторм за всю короткую историю этого сектора рынка. Крупным МФО пришлось совершенствовать свои бизнес-модели, чтобы выстоять во время кризиса.

А вот для банковского сектора кризис 2020 года оказался вполне обычным кризисом. Из-за масштабных мер поддержки экономики и банковского сектора государством нынешний кризис не cподвиг банки к принципиальным структурным изменениям и к новым бизнес-моделям.

Что касается желания ЦБ ограничивать кредитную нагрузку россиян, то Эльман Мехтиев уверен, что подобные меры нельзя осуществлять без учета мнения самого заемщика.




О финансовых сервисах для самых маленьких

Сессия 3: Банки: финансы и сервисы для бизнеса



Мария Христолюбова, заместитель начальника управления по работе с корпоративными клиентами банка «Центр-инвест», рассказала о готовности малого бизнеса к ESG-трасформации. По ее словам, банк запустил проекты поддержки энергоэффективности 16 лет назад, задолго до появления метрик ESG. С помощью проекта клиенты банка приобретали новое оборудование и сельхозтехнику по новым стандартам, сокращающим выбросы CO2. За годы работы программы было прокредитовано более 20 тыс. проектов. «Приходя к сегодняшним метрикам ESG, я с уверенностью могу сказать, что бизнес банка “Центр-инвест” был готов к этим метрикам», — отметила Мария Христолюбова. Также спикер рассказала, что банк на льготных условиях поддерживает проекты малого бизнеса, создатели которых заботятся об окружающей среде, используют принципы бережливого производства и думают о завтрашнем дне.

Владимир Гамза, председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ, продолжил тему ESG-трансформации и отметил, что компании разного уровня по-разному относятся к этой теме. Крупнейшие корпорации давно выполняют социальные и экологические требования; для них вопрос состоит только в оформлении нефинансовой отчетности по новым правилам, и для этого они приглашают в штат соответствующих специалистов. Что касается малых предприятий и самозанятых, то они не в состоянии подготовить отчетность, поскольку не готовы тратить средства на формирование какого бы то ни было штата ESG-специалистов.

Андрей Лисицын, директор Центра РСПП по финансовой политике и финансовым рынкам, поделился результатами опросов, которые проводит РСПП в части цифровизации, перспектив внедрения цифровых валют и цифровизации активов, повышения эффективности международных расчетов. Он представил предварительные результаты опроса по доступности финансирования предприятий и финансовых организаций. Из результатов опроса об отношении компаний к инструментам финансирования (независимо от потребности) следует, что среди наиболее доступных, но наименее привлекательных инструментов оказались взносы учредителей (акционеров) в капитал, а среди наиболее привлекательных, но наименее доступных — финансирование региональных и(или) местных фондов.

Спикер отметил, что наиболее эффективными способами привлечения финансирования среди прочих компании считают развитие специализированных (отраслевых) финансовых организаций, расширение предоставления информации по финансированию от институтов развития и содействие в привлечении финансирования со стороны бизнес-объединений.

В завершение Андрей Лисицын рассказал, что 31% компаний расценивают выполнение принципов по ЦУР и ESG как фактор, способный повысить доступность финансировании, поскольку выполнение этих действий, по их мнению, свидетельствует о долгосрочной надежности компании. Вместе с тем 63% компаний отмечают, что помешать привлечению финансирования могут отсутствие достаточной информации, методологии и типизации проектов.

Никита Чечко, руководитель проектов развития финансовых сервисов компании «Северсталь», рассказал о финансовых сервисах организации и развеял некоторый мифы. Он отметил, что «Северсталь» не только работает с крупным бизнесом, но и успешно торгует своей продукцией в небольшом объеме, а также сопровождает это удобным сервисом с точки зрения логистики, хранения и финансов. Среди распространенных мифов был и тот, что «Северсталь» не предоставляет отсрочки. На самом деле у компании есть целый пакет финансовых сервисов (в том числе и для малых клиентов), который включает в себя как возможность покупки в рассрочку или в кредит, так и банковские гарантии, факторинг и многое другое.

Кирилл Косминский, директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ, прокомментировал результаты исследования РСПП по части краудфандинга. Он рассказал, что краудфандинг может быть дополнением к банковским финансовым сервисам: «Средние компании, которые имеют банковские кредиты и кредитные линии, при этом обращаются за инструментами краудлендинга, потому что им нужно быстрое одобрение», — сказал Кирилл Косминский. Он добавил, что краудфандинг наиболее привлекателен для микропредприятий. Завершил выступление спикер словами о необходимости популяризации краудфандинга, поскольку многие предприниматели не знают о такой возможности финансирования.




Тернистый путь клиента

Сессия 4: Банковский UX



Спикеры крупнейших банков рассказали о том, какое внимание банковскому UX уделяется в их организациях

Владислав Ермаков, руководитель «МКБ Онлайн», рассказал о создании этой экосистемы в условиях конкуренции с уже существующими, в частности о том, чем платформа «МКБ Онлайн» отвечает на вызовы, которым обычно подвержены экосистемы, работающие по партнерской схеме.

Среди проблем, с которыми сталкиваются партнеры, спикер отметил низкую частоту контактов с клиентами, отсутствие daily-сервисов, слабые сервисы лояльности, дороговизну цифровых каналов обслуживания и высокую стоимость вовлечения в экосистему.

«МКБ Онлайн» же позиционируется как готовая платформа, которая легко масштабируется под потребности партнеров. В нее входят готовые daily banking сервисы, программа лояльности, инструменты CRM и продаж, сервисы поддержки и коммуникаций, технологические интеграции, масштабируемые UX и технологии. «Когда ты начинаешь партнерство, ты начинаешь разделять ответственность за бренд и качество сервиса. Если твой партнер ошибается, то это бумерангом бьет и по тебе», — дополнил выступление спикера Дмитрий Сатин, основатель и партнер USABILITYLAB.

Григорий Дэгтэр, начальник управления проектирования пользовательского взаимодействия банка «Открытие», рассказал о UX-аналитике и отметил, что цифровизация банка обеспечивает реализацию 60% факторов, влияющих на удержание и лояльность клиентов, из которых цифровой опыт составляет 31%, удобное приложение — 14%, персонализированные продукты — 16%. Банк сконцентрировал усилия цифровизации на четырех основных направлениях: клиентоцентричность и продуктовое превосходство, организационная и операционная эффективность, технологическое лидерство, надежность, эджайлизация и развитие цифровых талантов. Григорий Дэгтер добавил, что 70% всех мелких проблем в продукте с точки зрения UX решается текстовыми изменениями, решение остальных 30% распределяется между обновлением дизайна и изменением UX.

Также, спикер рассказал о создании юзабилити-лаборатории и формировании центра экспертизы UX/UA для всех бизнесов банка, что призвано цифровизировать клиентские пути. Все это невозможно реализовать без UX-аналитики, отметил он.

Мирослава Атаева, UX-исследователь в команде приложения для физических лиц «Росбанк Онлайн», рассказала о digital-изменениях на примере удачной реализации отображения показателей профиля цифровой карты. Благодаря немодерируемым юзабилити-тестам на «Фабузе» было решено вынести раздел «Детали» с размещенной необходимой информацией по кредитной карте. Для ипотечных клиентов «Росбанк Онлайн» реализовал сторис, где разместил ответы на необходимые вопросы по ипотеке, добавила Мирослава Атаева

Алена Захарова, UX/CX-исследователь «Росбанк Малый бизнес», поделилась внедрением клиентоцентричноcти в UX на примере проектирования интерфейса. Алена Захарова рассказала о смысле внедрения карточек эмоций в юзабилити-тестировании: «Исследования с карточками эмоций помогают нам выявить не просто грустный смайлик, мы видим конкретную историю человека <…> Расшифровка эмоций людей помогает в том числе и команде понять, почему этот текст нужно положить в бэклог, почему его нужно изменить и почему это нужно сделать в первую очередь. Потому что люди дальше из-за этих чувств на кнопку не нажмут и никуда не пойдут». C помощью внедрения методов Job Stories и Job to be Done Росбанк решает проблему конкретного человека: «Исправив одну проблему одного клиента, мы в тот же день расширили это решение на 10 тыс. клиентов с похожими проблемами», — резюмировала Алена Захарова.

Юрий Солодовников, руководитель дирекции Alfa Research Center в Альфа-Банке, рассказал про новую структуру, которая с 2018 года занимается исследованиями UX/CX, дизайном цифровых продуктов РБ/ММБ и дизайн-системой. Внутри структуры Альфа-Банка дирекция занимается кросс-функциональным взаимодействием, развитием центров компетенций и работой в клиентских путях и командах ЦБ. «В 2019 году мы провели всего 20 UX-тестов, в 2021 году количество UX- и CХ-исследований стремится к 250», — привел сравнение Юрий Солодовников и добавил, что дирекция внедрила UX-трекинг. Начиная с 2018 года команда Юрия Солодовникова запустила новый сайт банка, провела редизайн «Альфа-Мобайл», сделала ребрендинг «Альфа-Инвестиций» и представила новый интернет-банк.




Страхование: онлайн и по подписке

Сессия 5: Рынок страхования



На «страховой» сессии эксперты рынка подводили промежуточные итоги года, обсуждали вызовы, стоящие перед рынком страхования, его регулирование, а также новые страховые продукты, которые стоит ожидать клиентам в ближайшем будущем

Модерировал сессию Павел Самиев, генеральный директор Аналитического центра «БизнесДром», председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам. Партнером «страховой» сессии выступила страховая компания «Совкомбанк Жизнь».

Былое и думы

Владислав Чезганов, руководитель центра стратегического анализа СберСтрахования, представил прогноз развития рынка Non-life-страхования, согласно которому объемы рынка вырастут на 17% по сравнению с 2020 годом, до 1,3 трлн рублей. Основным драйвером роста в этом году спикер назвал страхование от несчастных случаев и болезней: по итогам года ожидается прирост этого сегмента на 53%: «В связи с активностью граждан на рынке потребительского кредитования и ипотеки этот сегмент вырвется на первое место и обгонит сегмент ОСАГО».

Говоря о перспективах рынка на горизонте до 2023 года, Владислав Чезганов выделил несколько трендов, которые будут определять его развитие в этом периоде. В связи с перегруженностью системы обязательного медицинского страхования из-за пандемии, эксперт видит хороший потенциал для увеличения объемов сегмента добровольного медицинского страхования (ДМС) для физлиц. Заметно возрос интерес клиентов к онлайн-сервисам: если ранее речь шла в основном о продажах страховых продуктов через дистанционные каналы, то сейчас развиваются сервисы «постпродажного» обслуживания и удаленного урегулирования убытков. При этом вынужденный уход в онллайн привел к росту числа киберпреступлений и, как следствие, к попыткам защититься от них с помощью соответствующих страховых продуктов. Своe слово сказала и новая – шеринговая – экономика: «Увеличивается интерес к моделям подписки. Не только для просмотров сериалов или прослушивания музыки, но и в рамках страхования. Все основные продукты нашей компании уже переведены на подписную модель».

Развивая тему «ухода в онлайн», Павел Самиев поинтересовался, насколько сами страховщики заинтересованы в том, чтобы клиент регулярно пользовался страховым приложением: «Если для банков использование их приложений клиентами – это дополнительный заработок, то для страховой компаний, скорее всего, убыток, поскольку клиенты заходят в приложение в том случае, если хотят заявить о страховом случае. То есть страховщики, скорее, заинтересованы в том, чтобы клиент не заходил в их приложение?».

Владислав Чезганов согласился с тем, что до недавних пор лучшим клиентом считался тот, который заходил в приложение один раз в год: чтобы продлить договор страхования. Но в связи с тем, что страховые продукты все сильнее «обрастают» различными сопутствующими сервисами, ситуация меняется. Например, застраховав свою квартиру, клиент может в страховом приложении сделать заказ на уборку дома или вызов различных профессионалов (сантехников, электриков): «Глобально страховщикам помогут нестраховые сервисы, поскольку частотность обращения к страховым приложениям в любом случае будет проигрывать банковским».

Сложности «жизни»

Виктор Дубровин, вице-президент ВСС, в своем выступлении сосредоточился на рынке страхования жизни, отметив, что здесь складывается непростой ситуационный и регуляторный ландшафт. Эксперт рассказал о регуляторных новациях Банка России в отношении регулирования продаж инвестиционного и накопительного страхования жизни (ИСЖ и НСЖ): «Мы увидим Указание Банка России уже в следующем году. Это довольно сильно поменяет сам дизайн продуктов ИСЖ и НСЖ, приведет к существенной перестройке продуктовых предложений».

Кроме того, велика вероятность, что в следующем году вступит в силу закон, согласно которому для приобретения ИСЖ и НСЖ клиентам-неквалифицированным инвесторам необходимо будет проходить процедуру тестирования по аналогии с той, которая с октября этого года применяется на фондовом рынке.

Виктор Дубровин отметил и инициативу Минфина по введению продуктов долевого страхования жизни (ДСЖ): «Это не просто появление нового продукта, расширяющего линейку уже существующих. Подход Минфина радикально меняет всю конструкцию страхования жизни, поскольку предлагается изменить существующие виды страхования».

Отвечая на вопросы модератора и зрителей марафона по ДСЖ, вице-президент ВСС отметил, что то, как рынок представлял себе эти продукты и то, как его предлагают реализовывать Минфин и ЦБ – это «две большие разницы»: «Это нишевый, немассовый продукт, рассчитанный на небольшие группы потребителей. В частности, во все существующие проекты документов закладывается идеология, что ДСЖ будет доступно только квалифицированным инвесторам либо после прохождения процедуры тестирования. Здесь устраняется риторика с агрессивными продажами банками подобных продуктов».

Работа на опережение

Евгений Щекланов, управляющий директор Сбербанк Страхование жизни, рассказал об изменившейся парадигме во взаимоотношениях с клиентами. От механизма, при котором человек сам сообщает о страховом случае и подтверждает его документами для урегулирования убытков, рынок переходит к прямо противоположному: страховщик, благодаря интеграции с госорганами, получает информацию о страховом случае и выплачивает деньги без обращения клиента.

Однако на этом пути рынок сталкивается с несколькими барьерами. Так, интеграция с государственными сервисами на данный момент оставляет желать лучшего. Страховщики делают только первые шаги в этом направлении, что заставляет их запрашивать с клиентов пакет документов, подтверждающих наступление страхового случая: «Отдельный серьезный вопрос – врачебная тайна. У нас есть право получать медицинские документы, но у медицинских организаций нет обязанности их предоставлять».

Кроме того, у страховщиков отсутствует интеграция с банками в отношении платежных реквизитов клиентов: эту информацию человеку также приходится предоставлять самостоятельно.

Серьезно препятствует развитию дистанционных каналов отсутствие единой базы по страховым мошенникам, а также налоговые риски – страховщики обязаны доказывать налоговой службе обоснованность страховых выплат, что заставляет их требовать от клиента оригиналы документов.

Защита и уход

Жанна Гончарова, президент СК «Совкомбанк Жизнь», рассказала про ключевые этапы развития отечественного рынка страхования жизни, сделав упор на его дальнейших перспективах. По словам эксперта, локомотивом развития рынка, формировавшегося в начале 2000-х годов, было банковское кредитование: «Иностранные банки, пришедшие в тот момент на российский рынок, принесли с собой своe знание и понимание того, что такое финансовые услуги. В их сознании кредит был неразрывно связан со страхованием».

На следующем этапе развития рынка роль драйвера перехватили продукты ИСЖ. Затем произошел разворот рынка в сторону накопительных продуктов. В будущем лицо рынка, по мнению Жанны Гончаровой, будут определять ДСЖ и продукты долговременного ухода: «Рост продолжительности жизни населения, его старение и недостаточное финансирование служб поддержки и ухода, приводит к тому, что необходимо найти новые источники такого финансирования. В России только 8% населения пользуются подобными услугами».

Страховые программы долговременного ухода представляют собой продукты долгосрочного страхования жизни, которые предусматривают организацию ухода за человеком (или денежные выплаты) в случае наступления событий, при которых застрахованному требуется соответствующая помощь.

Отвечая на вопрос Павла Самиева об анонсированных регулятором рынка рэнкингах страховых компаний по количеству жалоб на них, Жанна Гончарова подчеркнула важность такого решения: «Такие данные, как количество жалоб, доля отказов от страховых продуктов в период охлаждения, доля пролонгации долгосрочных программ, говорят о том, насколько осознанно клиент приобретает услугу и насколько он ей доволен. Но если мы будем двигаться в этом направлении, нужна будет понятная и прозрачная методика построения рэнкингов».




Инвестиции инвестициям рознь

Сессия 6: Инвестиции: недвижимость



Третий день Финансового марафона Finversia был полностью посвящен вопросам инвестиций: в недвижимость, в фондовый рынок, а также в валютный (форекс) рынок

О рынке недвижимости сегодня говорят не так много, как о буме частных инвесторов. Между тем, и в этом секторе наблюдается высокая инвестиционная активность. Согласно прогнозу компании CBRE, по итогам этого года инвестиции в российскую недвижимость могут вырасти на 16% – больше, чем в среднем по миру. «Зачастую можно услышать, что инвестировать надо было раньше, а теперь – уже поздно, цены взлетели. Это возможно пузырь и скоро всe упадeт», – обрисовал проблему Ян Арт, главный редактор Finversia, и один из модераторов сессии. Другим модератором выступил Игорь Мальцев, управляющий партнер компании «Эмкварта» и канала Finversia-TV.

По словам Яна Арта, инвестиции в недвижимость инвестициям рознь. Важно понимать, куда стоит инвестировать: в жильe, в офисы, в торговую недвижимость и так далее. «И какую долю от портфеля стоит инвестировать в недвижимость?», – добавил модератор.

Недвижимость: 10-15% от портфеля

На этот вопрос попытался ответить Евгений Большаков, операционный директор Parus Asset Management – компании, которая запустила несколько фондов недвижимости для квалифицированных инвесторов: «Американские советники рекомендуют держать в недвижимости 10-15% от капитала. Мы советуем также. Возможно даже и все 20%».

По словам Большакова, самый простой способ инвестиций в недвижимость в России – это покупка паeв закрытых ПИФов: «Доходность наших ЗПИФов с начала года составила 9%. Это больше, чем можно было получить от депозита в банке, от сдачи квартиры в аренду и так далее. Стоимость пая сегодня составляет 6 тысяч рублей».

Общий объем инвестиций Parus Asset Management в недвижимость достиг 35 млрд рублей. Компания инвестирует в складскую недвижимость, в торговую, а также бизнес– и торговые центры.

Ян Арт предложил следующую инвестиционную стратегию: купить акции Ozon и паи ЗПИФ, который владеет складом, который в свою очередь, обслуживает Ozon в расчeте на синергию.

Когда лучше инвестировать в недвижимость?

Ответить на вопрос, когда самое лучшее время для начала инвестиций в рынок недвижимости, попросили Руслана Сухий, основателя Фонда коллективных инвестиций «Рентавед»: «Самое лучшее время – это сейчас!».

По его словам, именно во время турбулентности стоит заходить на рынок. Сухий рассказал о наиболее динамично растущих сегментах рынка недвижимости. «Офисный рынок не умер, всe зависит от локации», – уверен эксперт.

«Рентавед» предлагает инвестиции в недвижимость от 500 тысяч рублей, в компании заявляют, что еe партнeры зарабатывают от 15% годовых. Сухий предлагает инвесторам рассмотреть возможность не только заходить на рынок недвижимости через паи фондов, но и через акции девелоперов: «Более, чем в 3 раза выросла стоимость акций ПИК за 2 года».

Игорь Мальцев спросил, какое направление ритейла сегодня наиболее востребовано: «Лучше всех себя чувствуют сейчас алкомаркеты», – считает руководитель «Рентавед».

Эксперт отдельно остановился на складской недвижимости, которую он считает очень перспективной. А также он отметил загородную недвижимость.

Офисам удалeнка не навредила

Какое влияние оказала удалeнка на рынок офисов? «Менее 5% офисов стоят пустыми. Это нормальный показатель вакансии. рынок очень здоровый. Удалeнка практически не оказала влияния на этот рынок. История с пандемией – история временная», – рассказал Алексей Фeдоров, руководитель отдела рынков капитала и инвестиций в недвижимость Maris в ассоциации с CBRE.

При этом, по торговому сегменту кризис ударил сильнее. Однако, сегмент стрит-ритейла эксперт считает перспективным – как на центральных коридорах, так в жилых спальных районах. Например, магазины «Пятeрочка».

Недвижимость обречена падать? Это не так, уверен Фeдоров: «Недвижимость – этот продукт, без которого люди и бизнесы обойтись не могут. Мы точно знаем, что в крупнейших агломерациях есть общий дефицит качественной недвижимости по всем направлениям. Поэтому и падения не может случится».




Даже чипы стали новым сырьем

Сессия 7: Инвестиции: фондовый рынок



Сомодератором сессии выступил Арсений Поярков, президент аналитического центра «БизнесДром», член комитета «Опоры России» по финансовым рынкам.

Ярослав Кабаков, директор по стратегии Финама, остановился на текущей конъюнктуре: «Мы находимся в самом начале сырьевого цикла, по крайней мере, в первой трети.

Речь идeт о повышенном спросе на коммодитиз: «Чипы стали новым сырьем. Тут есть глобальные перекосы в поставках. Надо бежать со всех ног! Потому что инфляция в долларе составила 5%! Недвижимость в США выросла на 20% за последние 12 месяцев. И, если не бежать, можно отстать от всех».

Эксперт упомянул сюрпризы, которые преподнесла китайская экономика: «Мы наблюдаем снижение темпов роста экономики Китая. А, кроме того, проблемы на рынке труда – в мировом масштабе. Мы видим, как логистика пожирает прибыль корпораций, как и сырьe».

Кабаков отметил также риски, связанные с концом программ количественного смягчения со стороны ФРС.

Металлургия, нефтегаз

Ян Арт спросил эксперта, насколько сегодня высок риск коррекции. «Несомненно, риск высокий. Сегодня много зарабатывают инвесторы, которые никогда не проходили кризис. Но, боюсь, что разочарование будет очень существенным, – ответил представитель Финама».

Текущие спекуляции не сильно оправданы, считает биржевик: «Выиграют те, кто опирается в инвестициях на фундаментальные факторы».

Кабаков в числе перспективных направлений отметил 6G, облачные технологии, кибербезопасность, а также биотехнологии. В тоже время эксперт не советует ставить весь капитал на сектор big tech. «Металлургия – сильный сектор. Нефтегазовые компании – догоняющий сегмент, с хорошими дивидендами. На отскоках я бы выходил из металлургических компаний и входил бы в нефтянку», – посоветовал биржевик.

О стагфляции

Что такое стагфляция, задал вопрос спикерам Ян Арт.

«Важным критерием стагфляции является рост безработицы. Это рукотворный процесс – в нормальной экономике такого происходить не может, это результат вмешательства государства в экономику», – добавил Михаил Ханов, управляющий директор «Алго Капитал».

«Это термин из 90-х годов. В моeм понимании это и была стагфляция», – ответил Арсений Поярков.

Рустам Буркеев, управляющий активами Amir Capital, CEO Tradergram, CEO Amir Exchange, CEO Amir Rating, считает, что необходимо быть в тренде: «Основной навык человека – это его способность получать новые навыки».

Модератор предложил спикерам поговорить об эффектах байденомики. «Основная критика модели США заключается в том, что без стимулов она не растeт», – напомнил Ярослав Кабаков. По его словам, рынок труда США претерпевает самые большие изменения. Михаил Ханов, в свою очередь, заметил, что с рынков ушла неопределeнность.

Арсений Поярков считает, что байденомика – это попытка «забросать проблему деньгами»: «И ни к чему хорошему это не приведет». Говоря о рынке криптовалют, эксперт заметил, что рост активов на этом рынке превышает все мыслимые и немыслимые вершины.

«Байденомика – это курс на развитие технологии блокчейна»

Рустам Буркеев напомнил, что Байден принимал биткойны на свою избирательную кампанию ещe в 2016 году: «Байденомика – это курс на развитие технологии блокчейна в США». Он подробно рассказал об истории биткойна, а также о технологии NFT (Non Fungible Token, невзаимозаменяемый токен) и призвал потенциальных инвесторов опасаться мошенников и внимательно изучать все проекты, связанные с технологией блокчейн.

«В чeм же ценность биткойна? Почему он конкурирует с долларом? В чeм ценность биткойна как легальной валюты?», – задал спикеру вопрос Арсений Поярков. «Мир меняется – было время, когда люди платили товарами», – заметил Буркеев. По его словам, биткойн не подвержен инфляции, как подвержен инфляции доллар – как цифровое золото.

Михаил Ханов, в свою очередь, задал вопрос, какова вероятность, что какая-нибудь экономика разрешит использование криптовалюты в качестве средства оплаты? И сколько пройдет лет, чтобы все поверили в крипту? «Эксель на блокчейне никогда не будет лучше, чем эксель на Майкрософт», – заметил Арсений Поярков. Эксперт считает, что с помощью блокчейна можно организовывать взаимодействие между незнакомыми людьми. «В 16 странах биткойн разрешeн на уровне законодательства», – сообщил Буркеев.

Михаил Ханов уверен, что монополия на эмиссию денег – это незыблемая основа современных государств. Эксперт советует не вкладывать в акции, криптовалюты или алгоритмическую торговлю более, чем 20-30% от портфеля. Весь остальной капитал должен был вложен в активы fixed income: «Коронакризис – это обычный циклический кризис, которые случаются каждые 7-8-9 лет. От инфляции никуда не деться – мы увидим повышение ставок в 2022 году». По словам эксперта, инвесторам придeтся согласится с невысокой доходностью, которая их ждeт в ближайшее десятилетие.




40 тысяч клиентов форекс-дилеров

Сессия 8. Инвестиции: форекс



Сессия была посвящена инвестициям на рынке форекс. Участники сделали прогнозы по развитию инфраструктуры рынка в 2022 году, а также обсудили нынешнюю продуктовую линейку форекс-дилеров

Евгений Машаров, руководитель Ассоциации форекс-дилеров, рассказал, что количество инвесторов данного сегмента рынка превысило 40 тыс. человек (удвоение за последние 12 месяцев), а остатки на счетах превысили 2 млрд рублей. Спикер призвал регулятора как можно быстрее разрешить упрощенную идентификацию клиентов.

Руководитель АФД ответил на вопрос, с чем связано охлаждение интереса к форексу: «Хайп был связан с тем, что на рынке форекс не было никакого регулирования. А теперь есть, рынок становится зрелым».

Сергей Николюк, генеральный директор «Альфа-Форекс», затронул тему категоризации инвесторов: «Мы сделали бесшовную систему тестирования. Уже имеем определeнные отзывы, дорабатываем систему. Уже можно говорить, что у клиентов нет сложностей с тестированием».

По его словам, лишь 15% клиентов доходят до конца регистрации. Что касается заработков, то по итогам 3-го квартала 33% клиентов «Альфа-Форекса» получили прибыль

Между тем, что касается упрощeнной идентификации, эксперт заметил, что тема безопасности персональных данных – тема сложная: «Даже Наталья Касперская не рекомендует людям сдавать биометрию». ВТБ и Альфа реализуют партнeрские программы по развитию форекс-бизнеса, а также развивают партнeрства с учебными центрами.








Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ