Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Большинство банков обладает территориально распределенной структурой со множеством региональных филиалов, дополнительных офисов, мобильных представительств, банкоматов. Слаженная работа такой структуры обеспечивается распределенной корпоративной сетью передачи данных и достаточно сложной IT-инфраструктурой. Ключевым компонентом банковской сети являются многочисленные каналы связи, арендуемые у различных провайдеров. Необходимость передачи существенного объема трафика для обеспечения работы бизнес-сервисов приводит к высокой стоимости аренды каналов. Возникает логичный вопрос: каким образом можно минимизировать эти затраты без ущерба для бизнес-процессов?
Зачастую у банков нет точной информации о том, какие канальные ресурсы им нужны и какой бюджет действительно необходим. В этом случае, исходя из достаточно жестких требований по работе сервисов, ресурсы заказываются по избыточному принципу, со значительным запасом.
При этом существует масса примеров нецелевого и неэффективного использования каналов связи. Во-первых, причиной могут быть ошибки в настройках сетевого оборудования и приложений. Например, ко множеству региональных устройств могут применяться программные обновления из центра, вместо локального распространения, или пользователи почему-то обращаются к ресурсам центрального офиса вместо ближайшего регионального сервера. Во-вторых, всплески трафика могут быть вызваны передачей нецелевых пользовательских данных — личных фотографий или музыки. На избыточные канальные ресурсы или на передачу данных, не имеющих отношения к бизнес-деятельности, уходят значительные суммы. Подобный трафик должен автоматически выявляться и быть отнесен к «нецелевому» при планировании ресурсов.
Получить актуальную картину распределения потоков трафика в сети можно с помощью современных инструментов мониторинга сервисов и анализа сетевого трафика. Примером решения такого рода является линейка продуктов NetScout nGenius компании NetScout Systems, успешно использующаяся для оптимизации затрат и контроля корпоративных сервисов в ряде российских банков. Решение предоставляет точную и прозрачную статистику того, какой объем сетевого трафика создается каждым регионом, филиалом или подразделением, а также отображает приложения и отдельных пользователей, наиболее активно загружающих каналы.
При этом средства подобного класса позволяют выявлять случаи нецелевого использования дорогостоящих ресурсов. Посредством количественного и качественного мониторинга потоков трафика в режиме реального времени выявляются аномалии в объемах и типах трафика. Если какие-то каналы загружены в среднем не больше чем на 10–15%, и только пару раз в месяц происходят всплески, нужно разобраться в причине: возможно, эти всплески являются результатом передачи нецелевого пользовательского трафика. Также они могут быть вызваны просто неоптимальным планированием потоков сетевого трафика или конфигурационными ошибками. В любом случае, зачем ежемесячно тратить существенные средства на аренду емкостей, в несколько раз превышающих необходимые для работы в нормальной ситуации?
В результате внедрения таких решений появляется возможность выполнить анализ структуры текущих затрат на аренду канальных ресурсов, оптимизировать потоки трафика и обоснованно спланировать объем необходимых емкостей с учетом текущей загрузки каналов бизнес-данными и тенденций к увеличению потребностей.