Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Казначейства в банке может и не быть…
01.06.2006

Казначейства в банке может и не быть…

Банк России не требует от своих поднадзорных обязательного выделения казначейства банка как отдельного подразделения. В то же время западные эксперты отсутствие казначействво многих российских банках отмечаютс удивлением. Могут ли функции казначейства распределяться между сотрудниками банка, работающимив других подразделениях? Начинаяс какого объема операций, активов, оборота банку требуется казначейство как самостоятельное подразделение? На вопросы «БО» отвечают эксперты банков.


Сергей Блудов, заместитель председателя правления Русславбанка:

 — Многие выделяют казначейство банка в отдельное подразделение. В крупных банках, с большим количеством операций в различных секторах рынка, казначейство в банке имеет узкие функции: формирует структуру распределения ресурсов, устанавливает и контролирует процентные ставки, портфели активов и пассивов, трансфертные цены, следит за процентным риском, риском ликвидности и т.д. С фронт-офисом (подразделением, совершающим сделки и управляющим портфелями) в таких банках казначейство, как правило, непосредственно не связано.

В банках поменьше фронт-офис зачастую включается в состав казначейства и трейдеры подчиняются непосредственно начальнику казначейства банка. Такая структура позволяет более оперативно принимать решения по тактическим вопросам и корректировать действия в зависимости от ситуации на рынке. С другой стороны, в таких банках уделяется меньше внимания глобальным портфелям, они пользуются меньшим набором финансовых инструментов, у них упрощен процесс фондирования и бюджетирования. Бэк-офис (подразделение, ведущее учет и оформление операций) в этом случае в структуру казначейства банка не входит.

Совсем не выделять казначейство можно, если набор операций, осуществляемых банком, минимален как по ассортименту, так и по объемам. В таких банках подразделение, совершающее операцию, само же ее и оформляет. Своих открытых позиций эти банки или не имеют вовсе, или их контролирует высшее руководство. Процентная политика, а зачастую и ставки для конкретных клиентов и по ряду операций в таких банках исходят от первых лиц. Таким образом, в небольших банках функции казначейства делегируются сотрудникам по следующей примерной схеме:

- распределение ресурсов, процентная политика, объекты инвестирования и т.д. — руководству банка;

- операции на валютном рынке — отделу, обслуживающему клиентскую конверсию, обменные операции с наличными средствами. Он же, как правило, составляет отчетность по открытой валютной позиции;

- операции на фондовом и денежном рынках — отделу, работающему с депозитами банков, юридических лиц и долговыми ценными бумагами.

Выделение казначейства коммерческого банка в самостоятельное подразделение зависит от экономической целесообразности. Деятельность казначейства коммерческого банка, как самостоятельного подразделения должна способствовать совершенствованию процессов управления и контроля над рисками, а также увеличению прибыли. Принимая решение о выделении казначейства в отдельную структуру, необходимо также учитывать размер и количество операций, осуществляемых банком, и степень делегирования полномочий. В целом же выделение казначейства, разделение фронт- и бэк-офисов с различным подчинением крайне необходимо. Во-первых, с точки зрения контроля операционных рисков, во-вторых, с точки зрения пресечения злоупотреблений сотрудников.

В нашем казначействе есть самостоятельный руководитель, действующий в рамках лимитов и делегированных полномочий, которые закреплены соответствующими регламентами и положениями. Он подчиняется непосредственно заместителю председателя правления банка, курирующему деятельность казначейства. Вопросами лимитов, объемов портфелей и прочих предельных показателей ведают кредитный и ресурсный комитеты.

Сергей Зыбин, начальник управления операций на финансовых рынках Интерпромбанка:

— Термин «казначейство» в отношении к банкам не определен нормативными документами ЦБ РФ. По сути, в нем отражена идея управления денежной ликвидностью. Зачастую его употребляют, когда говорят об управлении финансовым потоком, cash flow. В нашем банке cash flow контролируется управлением операций на финансовых рынках. В это подразделение стекается вся информация о суммах, сроках расчетов и ставках всех активно-пассивных операций банка, которая и позволяет принимать решения по кратко-, средне- и долгосрочной ликвидности банка и регулировать структуру активов и пассивов. В нормативных документах ЦБ РФ и других регулирующих органов отсутствует требование по обособлению функций казначейства банка в рамках отдельного структурного подразделения. Кредитная организация сама должна определять структуру, которая наиболее адекватно соответствует целям и задачам банка. Необходимо только соблюдать меры по предупреждению конфликта интересов, изложенные в положении ЦБ РФ №242-П.

Понятно, что в любом, даже самом маленьком, банке есть сотрудники, отвечающие за управление ликвидностью. В небольшом банке это может быть дилер или позиционер. По мере роста кредитной организации эта работа требует больше времени и ответственности и, как правило, аккумулируется в подразделениях, осуществляющих операции на финансовом рынке, как это и происходит в нашем банке. Думаю, что выделять казначейство как самостоятельное подразделение имеет смысл в более крупном банке с размерами активов от 0,5 млрд долларов США.

В нашем банке функции главы казначейства возложены на заместителя председателя правления, курирующего управление операций на финансовых рынках.

Артем Шаталов, начальник управления казначейства Славинвестбанка:

— Исторически сложилось, что в большинстве банков существует подразделение, которое выполняет казначейские функции обособленно. В зависимости от специфики деятельности банка данное подразделение аккумулирует в себе несколько основных функций. Функции эти зачастую несут в себе конфликт между банковским бизнесом и управлением текущей и стратегической деятельностью банка. Две основные функции, сосредоточенные в таком подразделении, — это торговая функция (операции на денежном и фондовом рынках и конверсионные операции), а также функция управления ликвидностью. Они противоречат друг другу, поскольку поддержание ликвидности снижает объем активов для формирования прибыли.

На этапе небольшого банка, с активами до 100 млн долларов, без четкого выделения различных направлений бизнеса, эти функции выполняет, как правило, одно подразделение, которое осуществляет торговые операции на рынке МБК, а также осуществляет расчет, контроль и управление текущей платежной позицией. Данный симбиоз позволяет довольно оперативно управлять платежной позицией в текущем режиме, однако при дальнейшем увеличении объема банковской деятельности и внедрении системы управленческого учета и ее производных, а также при переходе банка на более качественный уровень управления необходимо осуществлять выделение основных функций.

Необходимость выделения функции казначейства банка в обособленную может возникать как в процессе роста банка по объемным показателям, так и по качественным. Задача казначейства — оптимизировать структуру баланса таким образом, чтобы достичь необходимого уровня рентабельности, выполняя все свои обязательства.

Как правило, выделение осуществляется по принципу консолидации бизнес-процессов: торговые и конверсионные операции — в одно подразделение, а контроль, анализ и управление ликвидностью — в другое. В нашем банке эти два подразделения обособлены, хотя работают в тесном взаимодействии. Это собственно управление казначейства и управление операций на финансовых рынках (УОФР). Они независимы и подчинены разным руководителям. Управление казначейства осуществляет контроль, анализ и прогнозирование уровня ликвидности на всех горизонтах планирования. Управление операций на финансовых рынках осуществляет торговлю на МБК, операции с ценными бумагами, валютные операции. Вместе с тем УОФР поддерживает необходимый уровень средств для финансирования текущей деятельности банка на основании данных управления казначейства.

Функционально управление казначейства подчиняется Комитету по управлению активами и пассивами (КУАП) — коллегиальному органу, одна из функций которого заключается в управлении риском ликвидности. Это означает, что все решения, связанные с средне- и долгосрочным управлением ликвидностью банка, осуществляются на основании решений КУАП, а по вопросам, связанным с текущей ситуацией, управление казначейства наделено необходимыми полномочиями. По решению КУАП определяется структура активов и пассивов, определяются направления формирования активов и пассивов с учетом структуры баланса.

Выделение казначейства в отдельную структуру оправданно при диверсификации бизнес-процессов внутри банка, при построении системы управления рисками банка или приведении ее к более качественному уровню. Полное управление ликвидностью — это управление структурой баланса банка, управление банком как единым механизмом, поскольку ликвидность является основой деятельности банка.

Руслан Щербаков, руководитель казначейства Москомприватбанка:

— Рассматривая казначейство как одну из целевых задач развития банковского бизнеса в целом, в основу которого положено проведение высокоскоростных операций с денежными средствами, направленное на получение мгновенной спекулятивной прибыли, следует отметить, что одной из функций управления технологическим процессом межбанковского бизнеса является функция управления краткосрочной ликвидностью банка. Решение такого рода управленческих функций в соответствии с миссией и целевыми установками банка возложено на позиционеров казначейства Москомприватбанка. Для предотвращения конфликтов между другими бизнесами кредитной организации казначейство, вне зависимости от объема операций, должно существовать как самостоятельное подразделение.

 

Читайте наши материалы на тему "Казначейство банка":

1. Автоматизация работы казначейства 

2. Казначейство в банке с фунциями риск-менеджмента






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ