Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
БИОГРАФИЯ
*Информация актуальна на
Московский кредитный банк (МКБ) стремится к необычной для российского рынка формуле управления: совет директоров (наблюдательный совет) банка в скором времени возглавит независимый директор, а собственник банка стал председателем правления. Роман Авдеев, основной бенефициарный владелец МКБ, рассказывает «Банковскому обозрению», почему он решил перейти от стратегического управления банком к оперативному, какие перемены ожидают банк в связи с этим, и как складываются отношения между собственником банка и наемным менеджментом.
Изменение бизнес-стратегии банка — освоение новых рынков, новых территорий, наращивание клиентской базы — требует адекватных изменений IT-стратегии. Эта тема сегодня особенно актуальна, потому что владельцы многих небольших банков понимают: время поджимает. Или они сегодня-завтра выводят банк на новый уровень развития, или послезавтра их выдавят с рынка более динамичные конкуренты, которые окажутся более привлекательными как для клиентов, так и для инвесторов. Каких изменений в IT-стратегии банка требует новая конкурентная ситуация? На вопросы «БО» отвечает директор департамента информационных технологий Первого республиканского банка (ПРБ) Роман Жеребцов.
Банковский ритейл переходит от массового маркетинга к целевому, и в этом смысле являет классический пример развития потребительского рынка. В идеале, шутят банкиры, каждый клиент должен получить банковский продукт, «сшитый» по индивидуальной мерке. К достижению такого сверкающего идеала банки не очень спешат — слишком велики расходы на формирование продуктов и ведение дел. Однако наиболее динамичные кредитные организации уже нарезают клиентскую базу на узкие ломтики и делают адресные предложения клиентам с учетом общих интересов сегмента.
Выбирая формат банковской группы в качестве инструмента региональной экспансии, инвесторы несут на новые для себя рынки свое представление о культуре бизнеса, свои технологии и свои деньги. Очевидно, что следующий шаг на пути консолидации банковского бизнеса — интеграция приобретенных банков в единую, хорошо управляемую многофилиальную организацию. Но на этот шаг решаются далеко не все банковские группы.
Цена банка — величина не постоянная. И дело даже не в том, что меняется состояние банка. Меняются рынки, спрос инвесторов, меняется «мода» на специализацию, характер приобретаемых банков. Какие банки в России ценятся сегодня дороже всего и как меняются предпочтения инвесторов в связи с ресурсным кризисом, «Банковскому обозрению» рассказывает Максим Филиппов, директор инвестиционно-банковского управления компании «Тройка-Диалог».
Стремительное укрупнение бизнеса банка, выход на новые рынки, региональное развитие требуют адекватного развития информационных систем. Как увязать бизнес-задачи и модернизацию IT-структуры банка, как нарастить мощность, производительность систем без риска для сложившихся взаимосвязей? На вопросы «Банковского обозрения» отвечает вице-президент Конверсбанка Владимир Петров.
В ипотечной сделке на первичном рынке недвижимости и банк, и заемщик, и его наследники защищены страхованием почти полностью — кроме тех случаев, в которых застройщик окажется мошенником, продаст квартиру три раза или вовсе бросит строительство. Банк защищается от такой опасности, дотошно изучая компанию-застройщика, документацию на строительство, а на всякий случай повышает процентную ставку по кредиту на период строительства. Заемщику же приходится только ждать и надеяться.
Для руководителя Middle & Back Office Private Banking Промсвязьбанка Алексея Мартынова должность операциониста была первой записью в трудовой книжке. Нынешний топ-менеджер не желал засиживаться за терминалом операциониста, но считает этот стартовый эпизод чрезвычайно полезным этапом своей карьеры.
Как Ильф и Петров усомнились в способности статистического ведомства посчитать все стулья в послереволюционной России, так и журнал «Банковское обозрение» не возьмется посчитать всех операционистов на банковском рынке труда. Свой новый проект презентации банковских профессий «БО» начинает именно с банковского операциониста, потому что это самая многочисленная армия банковских сотрудников, «рабочий класс» кредитного рынка, а для кого-то — и краеугольный камень карьерной пирамиды. Словом, операционист — это звучит гордо.
Для рынка труда банковских специалистов в 2007 году были характерны довольно-таки противоречивые тенденции. Сохраняется дефицит кадров по наиболее востребованным направлениям, и потому можно говорить о формировании рынка специалиста, соискателя, а не работодателя. Но банки теперь готовы платить «бешеные деньги» только действительно лучшим в своей профессии.
Восточно-Европейская финансовая корпорация началась с трех банков в 2003 году. Эта банковская группа считала приоритетным полем деятельности Северо-Запад России. Но, наверное, аппетит приходит во время еды — за четыре года число банков в группе выросло в три раза, а приоритетными территориями также стали Урал, Сибирь, Юг России. О том, как происходит построение банковской группы и какими намерениями руководствуются ее акционеры, «БО» рассказывает генеральный директор ОАО «Восточно-Европейская финансовая корпорация» Александр Могучев.
Эпоха ценовых войн, «неэффективных» ставок и агрессивных захватов-переделов рынка банковских услуг подходит к концу. Принцип организации бизнеса «клиентская пирамида», когда рост показателей обеспечивается притоком все большего количества клиентов, пусть случайных, никак не мотивированных, нецелевых, становится неэффективным. Новая маркетинговая задача российского банка — воспитание и удержание качественного целевого клиента. Задача, не имеющая однозначного решения.
По традиции в конце года «Банковское обозрение» провело опрос банкиров с целью выяснить, какие события, сюжеты, люди были самыми заметными и значимыми в уходящем году. «БО» опросил более 20 банков. Вряд ли выборка репрезентативна в социологическом смысле, но срез мнений и оценок банкиров, безусловно, дает. Тем более что среди опрошенных — многие именитые банкиры. В целом банкиры прошедшим годом довольны и в будущее смотрят с оптимизмом.
Дефицит, как известно, порождает коррупцию, спекуляцию и прочие искривления честного рынка. Бешеный спрос на новые автомобили иностранного производства — спрос, в немалой степени подогретый банками и их автокредитами, — привел к образованию многомесячных очередей из клиентов, желающих приобрести популярную иномарку. А там, где очередь, — там и невинные шалости вроде продажи места в очереди и продажи права кредитовать стоящих в этой очереди. Конечно, автодилеры называют такой заработок комиссионными, но суть основной тенденции современного рынка автокредитования от этого не меняется: автодилеры все напористее требуют свою часть доходов от автокредитования.
Российский финансовый рынок в уходящем, 2007 году жил чрезвычайно насыщенной жизнью. «БО» попросил ведущих экспертов рынка, регуляторов, лоббистов и смежников перечислить тенденции, которые определяли развитие финансовой отрасли в уходящем году, назвать самые яркие события и сюжеты, которые получат развитие в новом, 2008 году.
«Банковские дни в Москве», организованные Ассоциацией российских банков (АРБ), показали российским финансистам путь к новым вершинам. Москва — уже не развивающийся финансовый рынок, а финансовый центр мирового значения. Президеннт АРБ Гарегин Тосунян уверен, что за пять лет рынок справится с этой задачей.
Полтора месяца, до середины ноября, банки и небанковские организации активно делили рынок платежей за услуги связи. Пирог, что и говорить, чрезвычайно аппетитный — более13 млрд долларов по итогам прошлого года, более 16 млрд —по прогнозам на конец года текущего. Конечно, платежной системе, будь то банковской или небанковской, достанутся лишь проценты, комиссионные с оборота, но 3–6% от полутора десятков миллиардов долларов — это очень достойные суммы. И потому в качестве «арбитров» лоббисты привлеклии Генпрокуратуру, и Госдуму, и Центробанк, и Минфин…
Как поставить на поток оценку рисков при кредитовании малого бизнеса? Как сократить время, требующееся на принятие решения о кредитовании, но не допустить ухудшения качества портфеля? Этими вопросами задаются многие банки, активно осваивающие сегмент малого и среднего бизнеса. Анатолий Хвостиков, директор департамента малого бизнеса Росбанка, предлагает свой «рецепт» — три базовые программы, которые позволят любому банку выстроить оптимальную продуктовую линейку для малых и средних предпринимателей.