Что такое потребительский экстремизм
Определение потребительского экстремизма в законодательстве РФ не закреплено, следовательно, суждения о нем могут оказаться оценочными.
Канонический пример из зарубежной практики ⎯ дело Стеллы Либек против McDonald’s, также известное как «Кофейное дело McDonald’s». Госпожа Либек купила в кофейном автомате чашку кофе за 49 центов и, сев на сидение автомобиля, зажала стакан между коленями, потянула крышку и разлила кофе на себя. Женщина понесла серьезные расходы на двухлетнее лечение от ожогов, приблизительно соответствующее полученной в качестве компенсации сумме ⎯ около 600 тыс. долларов.
Есть и другие примеры. В частности, 57-летний судья из Вашингтона пытался взыскать 65 462 500 долларов с прачечной за свои потерянные штаны. Последний случай дает представление о потребительском экстремизме как о попытке клиента извлечь необоснованные и несоразмерные выгоды из своих взаимоотношений с продавцом и за его счет. Но это определение неполное, поскольку бывают случаи, когда потребитель действует без выгоды для себя и его целью является причинение ущерба продавцу. Подобное поведение может быть квалифицировано как злоупотребление правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Потребительский экстремизм на финансовом рынке
Большинство клиентов, практикующих потребительский экстремизм, не склонны предпринимать серьезные действия или идти на правовые риски. Как следствие злоупотребления наиболее распространены там, где права покупателей...