Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Клиент не всегда прав
19.05.2022 Best-practice

Клиент не всегда прав

Потребительский экстремизм ⎯ неновое явление на финансовом рынке, однако до сих пор нет ясности в правовом регулировании этого вопроса. Рассмотрим злоупотребления клиентов в сфере кредитования и как на законодательном уровне восстановить баланс прав и обязанностей сторон




Что такое потребительский экстремизм


Определение потребительского экстремизма в законодательстве РФ не закреплено, следовательно, суждения о нем могут оказаться оценочными. 

Канонический пример из зарубежной практики ⎯ дело Стеллы Либек против McDonald’s, также известное как «Кофейное дело McDonald’s». Госпожа Либек купила в кофейном автомате чашку кофе за 49 центов и, сев на сидение автомобиля, зажала стакан между коленями, потянула крышку и разлила кофе на себя. Женщина понесла серьезные расходы на двухлетнее лечение от ожогов, приблизительно соответствующее полученной в качестве компенсации сумме ⎯ около 600 тыс. долларов. 

Есть и другие примеры. В частности, 57-летний судья из Вашингтона пытался взыскать 65 462 500 долларов с прачечной за свои потерянные штаны. Последний случай дает представление о потребительском экстремизме как о попытке клиента извлечь необоснованные и несоразмерные выгоды из своих взаимоотношений с продавцом и за его счет. Но это определение неполное, поскольку бывают случаи, когда потребитель действует без выгоды для себя и его целью является причинение ущерба продавцу. Подобное поведение может быть квалифицировано как злоупотребление правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).  



Потребительский экстремизм на финансовом рынке

Большинство клиентов, практикующих потребительский экстремизм, не склонны предпринимать серьезные действия или идти на правовые риски. Как следствие злоупотребления наиболее распространены там, где права покупателей...






Новости Новости Релизы