Банковское обозрение

Финансовая сфера

23.05.2016 Аналитика
Лизинг: пережить эпоху застоя

На протяжении последнего года в лизинговой отрасли сохранялась сложная ситуация. Негативные тенденции, отмеченные по итогам 2014 года, проявились и в 2015-м



Нелегкие последствия

Сокращение объема нового бизнеса (по стоимости лизингового имущества) в 2015 году составило по сравнению с предыдущим годом около 20%, номинальный объем нового бизнеса по итогам года не превысил 550 млрд рублей. При этом сумма новых договоров (финансового и оперативного лизинга) сократилась на 17% — до 830 млрд рублей.

Основным фактором изменения рыночного спроса на лизинговые услуги остаются внутренние потребности российских предприятий, а также предпринимателей и субъектов МСБ в обновлении своей материальной базы. Второй год подряд объем получаемых лизинговыми компаниями платежей по договорам лизинга превышает объем профинансированных договоров, что стало следствием сокращения инвестиционных программ предприятий по обновлению производственных мощностей. Так, по данным Росстата инвестиции в основной капитал по итогам 2015 года были на 8,4% ниже, чем в 2014 году, а учитывая, что лизинг на сегодняшний день является одним из немногих способов средне- и долгосрочного финансирования, доступных отечественным предприятиям, лизинговые компании выступают естественным индикатором инвестиционной активности в экономике страны, реагируя снижением объемов нового бизнеса на сокращение инвестиций российских компаний в основной капитал.

Крупным игрокам легче

Для лизинговых компаний сокращение совокупного портфеля и объемов нового бизнеса — не единственное последствие экономического кризиса и снижения деловой активности в стране. К примеру, одним из результатов кризиса стало существенное перераспределение долей рынка в разрезе направлений деятельности: доля железнодорожного сегмента снизилась на фоне роста сегмента лизинга автотранспорта, при этом также возросла доля авиализинга. Другим неизбежным последствием стало увеличение показателей концентрации рынка на крупных игроках. Часть компаний, проводивших рискованную политику при заключении лизинговых сделок или осуществлявших агрессивную экспансию за счет дорогих заемных средств, была вынуждена уйти с рынка либо из определенных его сегментов. В этой связи в более выигрышном положении оказались крупные лизинговые компании, связанные с государственными банками и крупными госкомпаниями («ВЭБ-лизинг», «ВТБ Лизинг», «Сбербанк Лизинг», «Государственная транспортная лизинговая компания», «Газпромбанк Лизинг», «ТрансФин-М»), сохранившие возможность привлечения финансирования по приемлемой стоимости. Тем не менее даже лидеры рынка испытывали сложности в 2015 году и будут ощущать давление в 2016-м. Низкий спрос на лизинговые услуги из-за опасения клиентов планировать свою деятельность на длительный срок — не единственный фактор, влияющий на состояние отрасли. Ухудшение кредитного качества потенциальных клиентов вынуждает лизинговые компании отказываться от осуществления сделок, а дефицит финансирования и низкая обеспеченность лизинговых компаний собственным капиталом не позволяют наращивать бизнес даже при наличии потенциально надежных заемщиков. Сильное удорожание услуг для потенциальных лизингополучателей, выраженное в росте конечной стоимости лизингового финансирования с учетом процентных ставок банков и маржи лизингодателя, приводит к финансовым проблемам у большинства заемщиков, что оборачивается для лизинговых компаний снижением качества дебиторской задолженности и ростом количества расторгнутых договоров лизинга.

По мнению НРА, влияние кредитных рисков, особенно риска обесценения и снижения ликвидности предмета лизинга и риска дефолта контрагентов, на деятельность лизинговых компаний оценивается в текущей ситуации как высокое. Поэтому, учитывая результаты 2015 года и сохранившиеся риски в экономике, Агентство прогнозирует дальнейшее, хоть и в меньшей степени (не более 15%), сокращение рынка лизинга в 2016 году. При этом в силу отмеченных выше факторов и рыночных тенденций в среднесрочной перспективе мы ожидаем продолжения усиления позиций крупнейших лизинговых компаний, имеющих налаженные связи с банками и возможности реализации крупных лизинговых проектов.

Импортозамещение в помощь

Несмотря на сложности, с которыми рынок лизинга столкнулся в 2015 году, существуют объективные факторы, в том числе решения руководства страны, которые в прошлом году способствовали замедлению темпов снижения рынка, а в 2016-2017 годах могут стать точками его роста.

Потребность российских промышленных предприятий в масштабном обновлении основных средств продолжает оставаться существенным долгосрочным фактором, влияющим на рост объема лизинговых услуг. Экономика страны взяла курс на импортозамещение, чему в полной мере способствует сложившаяся макроэкономическая среда. Эксперты лизингового рынка отмечают, что за прошедший год заметно увеличилась доля лизинга отечественной продукции, что обусловлено ослаблением курса рубля и удорожанием импортной техники. Одной из причин данной тенденции является программа Минпромторга по субсидированию авансового платежа при финансировании транспортных средств отечественных производителей. По данным НРА, доля импортной техники продолжает преобладать в совокупном портфеле, но за год ее номинальный объем снизился примерно на 12% (в основном за счет роста доли отечественной сельхозтехники и продукции авиационной промышленности). Наиболее существенные факторы, стимулирующие развитие лизинга в России: снижение стоимости фондирования сделок вслед за ключевой ставкой, наличие налоговых льгот для лизингополучателей; реализация программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также отдельных отраслей (судостроение, авиастроение, автомобильная промышленность, железнодорожное машиностроение), в том числе и посредством субсидирования лизинга.

Государство нам поможет

В апреле 2015 года Министерство промышленности и торговли РФ запустило две программы государственной поддержки отечественного автопрома — льготное автокредитование и льготный лизинг. В октябре 2015 года Банк России объявил о поддержке малого и среднего бизнеса путем рефинансирования по льготной ставке 6,5% кредитов, выданных лизинговым компаниям, которые ориентированы на работу с МСБ. В декабре 2015 года президент России Владимир Путин поручил правительству РФ совместно с Банком России рассмотреть вопрос о разработке программы по льготному лизингу российского технологического оборудования. Фонд развития промышленности в настоящее время предлагает льготные условия финансирования проектов в сфере промышленности (займы по ставке 5% годовых сроком до семи лет в объеме от 50 до 700 млн рублей) в целях развития новых производств. Объем фонда на 2015 год составлял около 20 млрд рублей, на 2016 год правительству РФ было поручено обеспечить докапитализацию Фонда еще на 20 млрд рублей. Таким образом, можно сделать вывод, что пакет антикризисных мер по субсидированию лизинга будет играть определяющую роль в развитии рынка лизинга в 2016 году и может стать локомотивом его развития в долгосрочном периоде (2017-2018 годы).

Без резких движений

В текущем году никто из крупных игроков не планирует рекордного увеличения показателей, основной задачей является удержание результатов 2015 года. Таким образом, тенденции 2015 года сохранятся и в 2016 году: лизинговые компании будут более консервативно подходить к оценке контрагентов; число заключаемых договоров будет снижаться; компаниям предстоит серьезная работа по улучшению качества дебиторской задолженности. Среди положительных тенденций можно отметить изменение структуры портфелей лизинговых компаний в сторону снижения продуктовой концентрации, расширение территориального присутствия бизнеса, рост доли розничных направлений лизинга (в основном за счет роста автолизинга), а также эффективность государственных мер поддержки рынка лизинга.



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм

Присоединяйся к нам в телеграмм