Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
О том, почему web-банкинг становится все более удобным и продвинутым «Б.О», рассказал Владимир Китляр, руководитель дирекции платформы мобильного веб-банкинга «Альфа-Онлайн», лидер команды Alfa Digital Spb Альфа-Банка
— Владимир, можно ли считать, что мобильный веб-банкинг стал стратегическим ресурсом для всей digital-индустрии и ключевые игроки отрасли подключились к инициативе, у истоков которой Альфа-Банк был пионером и главным энтузиастом?
— Мобильные веб-технологии в последние несколько лет стали настоящим дизрапт-фактором в отрасли, по-настоящему черным лебедем в подходах к современному банкингу.
— В своих публичных выступлениях спикеры «Альфы» неоднократно заявляли, что мобильный веб-банкинг скоро не будет уступать мобильному приложению, а местами станет даже лучше него. Удалось ли добиться таких результатов?
— Нам это удалось, и результаты — не просто выдающиеся, а по-настоящему революционные. С момента запуска мобильной версии «Альфа-Онлайн» два года назад была проделана титаническая работа digital-команд по выравниванию функционала с классическим мобильным приложением «Альфы», были устранены сотни продуктовых гэпов разного масштаба, и сегодня клиенты мобильного веб-банка «Альфа-Онлайн» и нативного мобильного приложения получают идентичную функциональность, однородную дизайн-среду и единый пользовательский опыт.
Более того, digital-команда «Альфы» приняла за основу иную парадигму подхода к разработке нового функционала. Разработка стала кроссплатформенной — с одновременным запуском новых продуктов в мобильном веб-банке «Альфа-Онлайн» и нативном приложении для Android, мы исключили создание новых гэпов. Кроме того, очень многие новые функциональности нативного приложения переиспользуют функционал «Альфа-Онлайн» посредством гибридной интеграции web-view в нативные приложения мобильного банка.
Отдельное важное достижение — результаты большого технологического проекта Need for Speed, в рамках которого благодаря внедрению ряда инженерных инноваций была существенно ускорена работа ключевых разделов и сценариев, что сделало опыт пользователя мобильного банка «Альфа-Онлайн» практически неотличимым от взаимодействия с нативным мобильным приложением.
— Расскажите подробнее об экспериментальных возможностях mobile web.
— Функциональность мобильного банка Альфа-Банка постоянно развивается и расширяется. Перед создателями цифровых продуктов остро возникает важный вызов — максимально ускорить и упростить навигацию по интерфейсу, сделать взаимодействие с мобильным банком еще более удобным, простым и интуитивным.
Это заставляет нас экспериментировать с актуальными подходами к навигации, использовать систему интерфейсных жестов как альтернативу традиционным визуальным кнопкам. Жесты открывают колоссальные возможности для управления мобильными продуктами. Это позволяет избавиться от лишних элементов в интерфейсе и добавляет иммерсивности во взаимодействие с платформой.
Благодаря реализации экспериментальных возможностей мобильного веб-банкинга мы внедрили ряд улучшений, которые расширят пользовательские возможности платформы и сделают жизнь наших клиентов еще удобнее.
Например, новый экспериментальный элемент «шторка» обеспечивает быстрый доступ из блока с избранными продуктами на главном экране к полному дашборду управления продуктами клиента. Все очень похоже на тактильное взаимодействие с предметами в физическом мире. «Шторка», по сути, позволяет стереть интерфейсную грань между коротким блоком избранных продуктов на главном экране и полным дашбордом управления продуктами. «Шторка» — эффективная альтернатива традиционной навигации через визуальные кнопки, которые занимают полезное место на главном экране.
При улучшении нового главного экрана мы, конечно, не забыли о том, что живем в новой платежной реальности, в которой стремительно растет роль всех видов интерактивных QR-платежей. Кнопка ридера на новой главной страницы выведена в приоритетную часть интерфейса точно под управление пальцем в один тап.
Особого внимания заслуживает строка умного поиска — теперь это не иконка с лупой, а развернутая поисковая строка, размещенная в центральной части главного экрана, как в «Яндексе» или Google. Теперь пользоваться нашим умным поиском, работающим на продвинутом AI-движке, клиенту будет удобнее и проще.
В рамках работ над новой главной страницей был существенно оптимизирован навбар основных разделов. Обратите внимание, насколько более рационально используется место на экране в новой реализации.
— Похоже, перед командой стояла задача сделать так, чтобы мобильный веб-банкинг не уступал по своим свойствам нативному приложению. Что удалось достичь и какие планы на будущее?
— Не секрет, что в настоящее время для создателей мобильного банкинга одним из ключевых вызовов стала дистрибуция обновлений мобильного банка для доставки новых ценностей клиентам. Это сложно не только для платформы iOS, но и для Android, где для дистрибуции есть несколько альтернативных путей. Важно: мобильный веб-банкинг не требует установки обновлений — новые продукты и фичи доставляются всем клиентам автоматически! Сразу после технического релиза и сразу многомиллионной аудитории мобильного банка «Альфа-Онлайн».
Владимир Китляр, руководитель дирекции платформы мобильного веб-банкинга «Альфа-Онлайн»
Среди поистине революционных факторов, которые сделали mobile web самой перспективной и продвинутой технологией цифрового банкинга, стоит отметить несколько ключевых моментов.
Во-первых, браузерные мобильные технологии сегодня больше ни в чем не уступают классическим технологиям нативной мобильной разработки, используемым в классической разработке мобильных приложений. На месте не стоят ни разработчики мобильных браузеров, ни разработчики продуктов для mobile web. Развитие мобильных браузеров и современные инженерные подходы разработчиков обеспечили использование любых программных возможностей и операционной системы, и аппаратных средств смартфона в мобильном веб-банкинге, например доступ к контактной книге смартфона, камере и QR-ридеру для переводов, доступ к геолокации и даже к акселерометру смартфона.
Во-вторых, мобильные веб-технологии позволяет обеспечить доставку продуктовой ценности клиенту, минуя циклы сборки приложения, регрессионного тестирования, прохождения ревью глобальной платформы. Все, что сделано цифровой командой, доступно клиентам в реальном времени.
В-третьих, технологическая гибкость и независимость мобильных веб-технологий и их возможности позволили доставлять изменения в продуктах в реальном времени на всю аудиторию, без установки обновлений даже в самые старые версии мобильного приложения. В итоге это позволило банку быть подготовленным к вызовам текущего времени.
— В этой задаче не стали преградой даже такие иммерсивные возможности среды, как доступ к программно-аппаратным возможностям смартфона?
— В мае 2024 года команда «Альфа-Онлайн» запустила на всех клиентов Альфа-Банка новую версию дизайна мобильного веб-банка, переосмысливающую подходы к системе продаж банковских продуктов, навигации клиентов в мобильном банке, управлению клиентами, продуктами и системой лояльности. Перед нами стоял сложнейший инженерный вызов — большой редизайн «Альфа-Онлайн» предполагал реализацию немыслимых ранее для mobile web иммерсивных возможностей, доступных когда-то только в native mobile.
Команда мобильного банка «Альфа-Онлайн» стала отраслевым пионером в реализации ряда инновационных технологий, ранее не реализованных в мобильном веб-банкинге.
— Сегодня мы много говорим именно о мобильном веб-банкинге, а как обстоят дела с десктопным банкингом? Он окончательно устарел и от него можно отказаться?
— При изучении аудитории мобильного веб-банка выяснилось, что сотни тысяч клиентов выступают в роли гибридных пользователей, использующих и мобильный банкинг на смартфонах и браузерный банкинг на планшетах или ноутбуках, причем это наиболее осмысленные, финансово грамотные клиенты банка. В целом, это очень логичный паттерн — днем клиент «на бегу» решает своим финансовые задачи в мобильном формфакторе, а вечером в спокойной обстановке удобно располагается в кресле, надеемся, даже у камина, с горячим чаем или другим ароматным напитком и не спеша работает в десктопной версии с финансовой аналитикой. Подобные кейсы с продвинутыми гибридными пользователями подчеркивают актуальность продолжения развития десктопной браузерной версии «Альфа-Онлайн».
Мы гордимся новой десктопной платформой «Альфа-Онлайн», запущенной в 2021 году, и продолжаем ее активно развивать, подчеркивая продуктовые возможности большого экрана и ориентируясь в первую очередь на потребности пользовательского опыта гибридных клиентов.
— Сохраняет ли для вас актуальность тренд на технологичное лидерство?
— В технологическом лидерстве — суть цифровой команды «Альфы». Именно категориями лидерства мы ежедневно мыслим, это наш двигатель буквально каждый день. И одновременно это гарантированное средство против выгорания и прокрастинации наших талантов. Лидерство — один главных компонентов нашего ДНК.
Личные фонды заметно набрали популярность. Запрос на появление такой правовой конструкции в России стремительно формировался среди держателей крупного частного капитала все последнее десятилетие. Институт «прижизненных» личных фондов, т.е. создаваемых при жизни учредителей, появился в законодательстве с 1 марта 2022-го, но статистика показывает, что действительный интерес к ним резко усилился лишь во второй половине прошлого года. Тогда же они стали массовыми: на конец января 2025 года в России зарегистрировали 164 личных фонда, а за весь период с 2022 года по 2023-й — только 16
О том, что может предложить банкам разработчик современного импортонезависимого ПО для работы с рисками, внутренним аудитом и контролем, рассказал Сергей Степаненко, директор дивизиона технологического развития управления рисками и ALM компании «Т1 Иннотех»