Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Нам важно дать инструмент долгосрочному инвестору
10.02.2022 FinRetailFinTechАналитика

Нам важно дать инструмент долгосрочному инвестору

Об особенностях менталитета российских частных инвесторов, преимуществах долгосрочных инвестиций и инструменте, позволяющем сохранять доходность портфеля в период нестабильности на фондовых рынках, рассказал Максим Дьяконов, основатель платформы BeatMarket.one


Максим Дьяконов, основатель платформы BeatMarket.one

— Максим, когда и в связи с чем у вас появился интерес к инвестициям? 

— Я родился в небольшом поселке, и мои родители не имели отношения к финансовым рынкам: мама — военнослужащая, папа — водитель. Они не рассказывали мне про акции, но много читая, я понял, что инвестирование — это один из главных путей приумножения капитала, которым пользуются многие успешные люди. 

При этом меня всегда интересовали технологии. Уже на втором курсе института я изучал веб-разработку — собирал первые сайты. В то время появился торговый терминал MеtaTradеr, в котором я писал первые скрипты для его исторического тестирования, пробовал разрабатывать программы-советники. От сайтов и советников я перешел к созданию интернет-магазинов и автоматизированных систем управления ими. Позднее мы разработали систему управления рекламой и дистрибуцией контента, и этот проект сегодня активно развивается во многом благодаря своей технологической составляющей.

Подняв за 15 лет разработку до необходимого уровня, я вернулся в сферу инвестиций и с высоты накопленного опыта решил ее автоматизировать и структурировать. 

— Вы смотрите на рынок частных инвестиций как на глобальный или с пониманием, что надо учитывать национальную специфику?

— Рынок частных инвестиций во всем мире огромный. Так, в США примерно 55% экономически активного населения инвестирует в акции. В Японии и Европе — около 40%, в Китае — примерно 10%. Это миллиарды людей. 

Российский рынок частных инвесторов благодаря популяризации институциональными игроками и поддержке государства развивается стремительно. Но есть и региональные нюансы. В нашей стране в силу менталитета, стремления получить много и сразу, здесь и сейчас у начинающих инвесторов очень популярны дей-трейдинг, короткие продажи, торговля с плечом, опционы и производные инструменты. Помимо того в этот сегмент пришли те, кто не собирается задерживаться, но имеет свое мнение на завтрашний день, усиленно аккумулируя сверхприбыльные сигналы за небольшую или большую плату.

— Каким вы представляли пользователя платформы BeatMarket на этапе разработки и тестирования? 

— Есть сегмент людей, которые будут пользоваться платформой долгое время — это частные инвесторы, самостоятельно отбирающие акции и инвестирующие в них. Возможно, они могут совмещать свой выбор с ETF-фондами, но в приоритете у них самостоятельный подбор долевых ценных бумаг. По мере развития методов акционной торговли в России таких инвесторов будет больше. Мы недавно проходили акселерацию в Канаде и в ходе исследования увидели, что рынок частных инвесторов в США и в Канаде растет, как и доля тех, кто работает на рынке самостоятельно. Этот рост обеспечивают представители поколения Z и миллениалы. Мы нацелены на сегмент долгосрочных инвесторов в возрасте от 20 до 40 лет, имеющих возможность регулярно откладывать какую-то сумму денег и понимающих ценность аналитики.

Жизнеспособность позиционирования нашей платформы подтверждает модель инвестиционной компании Motley Fool. На протяжении многих лет она ежегодно генерирует выручку в сотни миллионов долларов по модели платной подписки на аналитику. У нас похожая модель, и мы стремимся к тому же.

— Как вы оцениваете долю вашей целевой аудитории в общем количестве активных частных инвесторов в России?

— Я думаю, что это половина и даже больше. В силу менталитета почти каждый начинающий частный инвестор считает себя лучше, умнее других и уверен, что быстро и много заработает. При этом он больше готов верить неофициальным источникам информации, чем аналитическим сервисам. То есть самостоятельно инвестирующих людей у нас много, а тех, кому интересна аналитика, — мало. По мере того как люди будут обжигаться, терять деньги, ситуация начнет меняться, и количество частных инвесторов, понимающих ценность сервисов аналитики, увеличится. 

— В чем состоят идея и основные принципы работы платформы BеatMarkеt? 

— Главная идея BeatMarket — это рейтинги акций, построенные на глубоком фундаментальном анализе бизнеса, но в технологической оболочке. Мы разбираем каждую строчку отчетности компании: продажи и динамика, операционная прибыль, чистый доход, маржинальность, дивидендные выплаты, денежный поток, оценка мультипликаторов в сравнении с отраслью и конкурентами, долговая нагрузка на длительном промежутке времени. И это далеко не полный перечень показателей, на которые мы обращаем внимание, стремясь к главной цели — сохранить активы инвесторов.

Результаты анализа отчетности мы упаковали в понятные рейтинги с оценкой от 1 до 100, где 100 — это наивысший балл, а 1 — самый низкий. Этот рейтинг отображает любые проблемы с отчетностью компании, реагируя на них понижением. И, наоборот, когда дела идут на лад, рейтинг растет.

Наши фавориты: Microsoft, Visa, Mastercard, Intel, Texas Instruments и так далее. В России это «Лукойл», «Транснефть», Сбербанк, «Роснефть», «Русгидро», «АЛРОСА». Это бизнесы с отличной историей и прекрасными показателями. Прошлое не определяет будущего, но лучше во время очередного падения рынка я буду с акциями Nike и Microsoft.

— Трудно ожидать других мест в рейтинге от крупнейших международных корпораций, вы не находите? 

— С одной стороны, вы правы. С другой — все эти компании выбраны нами после анализа финансовых показателей их деятельности за последние 10–15 лет. Можно взять топ-10 компаний по капитализации во всем мире и сказать, что они лучшие, но это не значит, что они будут таковыми. Мы выбираем лучших, базируясь на проверенных фактах, потому что наша задача — защитить капитал инвестора. И если уж так получается, что Microsoft по результатам анализа выглядит как лучшая компания, мы не будем от этого отказываться. Есть компании менее известные (например Texas Instruments), но имеющие хорошие показатели. Их мы тоже рекомендуем.

— Мне кажется, здесь на первый план выходит вопрос о доверии пользователя, частного инвестора к аналитическому сервису и его поставщику. Платформа BeatMarket его завоевывает?

— Мы начали эту работу еще в 2019 году, когда завели Telegram-канал с онлайн-экспериментом по инвестированию в акции по модели BеatMarkеt — выбор акций с наиболее высокой позицией в рейтинге, открытыми результатами. Там же мы начали рассказывать о своем понимании, как нужно выбирать ценные бумаги. В этом же ключе, с упором на долгосрочное инвестирование, на выбор в пользу компаний с прозрачными экономическими результатами, мы коммуницируем с пользователями, проводим для них вебинары. 

Такая просветительская работа важна, поскольку культура долгосрочных инвестиций на российском рынке только формируется и часть инвесторов пока даже не понимает, что такое брокер. Мы пытаемся выявить этих людей на ранней стадии, увести от спекуляции и донести до них важность выбора компании с высоким рейтингом BеatMarkеt. 

— Как частному инвестору стать пользователем вашего сервиса? Какие возможности ему станут по умолчанию доступны?

— Зарегистрироваться на платформе BeatMarket.one, на сайте или через приложение. Затем ему нужно получить у своего брокера отчет по операциям, импортировать его в платформу, подождать минут 20–30. Платформа рассчитает все основные показатели, выведет основные метрики, покажет доходность портфеля за весь период инвестирования. Ее можно будет сравнить с индексами. Если у инвестора несколько стратегий, то можно сравнить стратегии между собой, посмотреть дивидендные выплаты, эффективность, основные показатели, а при определенных условиях еще и рейтинги BеatMarkеt, о которых мы говорим. Здесь же можно посмотреть общий рейтинг своего портфеля и рейтинг по отдельным акциям, увидеть, какие из них представляют опасность, какие требуют внимания, а какие, по оценке BеatMarkеt, достаточно безопасны. И на основе этого принимать инвестиционные решения самостоятельно. 

— Как вы собираетесь монетизировать вашу платформу? 

— Основной функционал у нас бесплатный. Сервисы-конкуренты на западном рынке предоставляют схожие инструменты платно. В этом мы выигрываем и активно привлекаем новую аудиторию. Модель монетизации — подписка на рейтинги ценных бумаг. Дополнительно к ним мы готовим ежемесячные отчеты по топ-10 акций по регионам: США, Европа и Россия. Этот интеллектуальный продукт нашего аналитического отдела познакомит инвесторов с новыми компаниями, поможет оценивать компании из своего портфеля и на основе этих данных принимать дополнительные инвестиционные решения. Все это вложено в ценообразование, которое позволяет видеть ценность сервиса, не замечая его стоимости. 

Нам важно дать инструмент долгосрочному инвестору. Для него важны отсутствие комиссии, низкая оборачиваемость, низкая расходная часть на портфель и небольшое время, которое он потратит на анализ, если собирает портфель сам. Исходя из этого, мы и формировали цену подписки.

— Сколько у платформы BеatMarkеt сегодня пользователей? 

— Платформа разрабатывалась нами с августа 2019 года, а первую рекламу мы разместили в ноябре 2021-го. За прошедшие несколько месяцев у нас зарегистрировалось больше 2500 пользователей, и их количество растет. Каждый день на платформе регистрируется примерно от 10 до 50 человек, причем мы никакой рекламы сейчас не даем. Рост трафика и отзывы говорят о том, что людям нравятся платформа и ее интерфейс.

— Регистрироваться на вашей платформе могут только частные неквалифицированные инвесторы или другие участники фондового рынка тоже? 

— Сейчас мы в первую очередь ориентируемся на частный сектор. У нас в планах на ближайшие два-три года есть функционал — доступ к данным по API. Скорее всего, он будет интересен именно институциональным инвесторам, таким, как «Финам», с которыми мы обсуждаем возможность передачи части данных с платформы BеatMarkеt в запускаемую ими платформу Limex. Но сейчас наши пользователи — это в основном частные инвесторы, квалифицированные и неквалифицированные. У них часто более одного брокерского счета в разных брокерских организациях. Они загружают данные в личный кабинет BeatMarket и отслеживают доходность со всех своих источников в удобном интерфейсе. Не исключаем возможность сотрудничества с финансовыми организациями, юридическими лицами, институциональными инвесторами, но скорее на позднем этапе. 

— Инвестиционные консультанты — это ваши конкуренты? 

— Я бы сказал, что своей платформой мы хотим дополнить их услуги, а не составить им конкуренцию. Налицо общее стремление сделать рынок лучше. Если оценки этих консультантов и их результаты лучше результатов BеatMarkеt, то рынок от этого только выиграет. Если же их оценки, дополненные рейтингами нашей платформы, станут еще лучше, то выиграют все: консультанты, BеatMarkеt, рынок. Наша задача — стать инструментом помощи и для инвестиционных консультантов в том числе, если они допускают возможность принятия в свою экосистему чего-то нового. У некоторых из них есть сложившаяся парадигма, которую они не хотят менять. А если организации или консультанты находятся в поиске способов улучшения своих результатов и идей, то как минимум им стоит познакомиться с предложением BеatMarkеt.

— Каковы ваши планы развития платформы в кратко- и среднесрочной перспективе? 

— Сейчас наша задача — вывести рейтинг и отчетность в платформу. Есть некоторые нюансы, которые мы дорабатываем. У нас есть план разработки новых функций и возможностей BеatMarkеt на семь-восемь месяцев. С точки зрения набора базы пользователей платформы будет здорово, если мы в этом году перешагнем показатель в 100 тыс. частных инвесторов, и это реально. Пока нас интересует рост числа зарегистрированных пользователей, а монетизация — это второй вопрос. Важно, чтобы люди пользовались платформой и ее возможностями, чтобы им это нравилось и чтобы они делились результатами. 

В планах на пять лет — масштабирование. У нас почти готова англоязычная версия платформы BеatMarkеt. Мы выведем ее на сайт и будем пробовать выходить на рынок Северной Америки. Сначала сформируем фокус-группы, чтобы понять, как правильно подготовить продукт к масштабной работе на новом рынке. В США сложившийся рынок, там больше всего частных инвесторов, поэтому нам важно на нем закрепиться. Скорее всего, для этого потребуется полтора-два года. Затем будем готовиться к выходу на рынки Центральной и Восточной Европы и потом — Латинской Америки. 

— Почему вы верите в успех платформы BеatMarkеt?

— Я бы выделил несколько факторов. Во-первых, инвестиционный рынок огромный, и при правильном подходе к нему все сложится. А понимание, что делать, у нас есть. Во-вторых, в команде платформы и среди менторов сильные математики и успешные управляющие фондами и капиталом. В-третьих, наша уверенность в качестве оценки, основана на результатах десятков тысяч тестов. Важно, что мы даем частному инвестору удобный интерфейс для ведения своего портфеля, прозрачную аналитику, объективный расчет доходности, возможность сравнения гипотез и рейтинг акций, то есть понятый, прозрачный и полезный инструмент.

Также мы бросили вызов индексу S&P500: завели на платформе публичный портфель, доступный каждому, чтобы популяризировать классические основы инвестирования в простых терминах и легкой форме. За прошедшие 2,5 года с момента старта мы опережаем индекс и прогнозируем, что через 7,5 лет публичный портфель BeatMarket даст бо´льшую доходность с меньшим риском.







Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ