Финансовая сфера

Банковское обозрение


25.12.2020 FinCorpFinRetailFinTechАналитика
Наша задача — помочь малому и среднему агробизнесу

Россельхозбанк взял на себя миссию по созданию экосистемы для фермеров — и платформа уже доступна. О том, что из себя представляет экосистема «Свое. Фермерство» и как ей пользоваться, рассказала Елена Батурова, директор Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка


Елена Батурова, директор Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка— Елена Анатольевна, в чем основная задача экосистемы?

— Это первая в мире цифровая экосистема для предприятий АПК, где собраны все товары, услуги и сервисы агросектора, позволяющие автоматизировать сельскохозяйственные процессы, экономить ресурсы и вывести бизнес на новый уровень. При проектировании экосистемы проанализирован опыт развития цифрового сельского хозяйства в странах Северной Америки — бесспорных лидеров в этом направлении, а также Китая — на уровне государства и крупных компаний.

В первую очередь она помогает субъектам микро-, малого и среднего бизнеса  сосредоточиться на производстве продукции. Фермеры производят около 14% продукции АПК в стоимостном выражении, и мы ожидаем, что эта доля будет расти: по нашим оценкам, в будущем она должна составить более 20%. Основными драйверами станут производство зерна, семечек, молочного сырья. В производстве отдельных овощей доля фермеров достигает 40%, причем именно фермеры обеспечивают разнообразие предложения. Еще это модно — растет интерес к фермерским продуктам у людей, которые хотят вести здоровый образ жизни. Многим приятно поддерживать местных производителей, поэтому на полках супермаркетов будет появляться больше продуктов от небольших хозяйств. Наша задача — помочь малому и среднему агробизнесу повысить свою эффективность и занять еще более достойные позиции на отечественном рынке. 

Сервисы экосистемы разделены на три группы. Основной блок информационных сервисов экосистемы — агротехнологические решения, помогающие фермеру сокращать издержки и повышать производительность. Это биотехнологии, робототехника, технологии точного земледелия на основе данных со спутниковых снимков, а также новые технологии управления сельским хозяйством для контроля состояния посевов, прогнозирования, планирования и учета операций в сельском хозяйстве. Экосистема позволяет фермерам получить квалифицированную ветеринарную помощь в онлайн-формате.

Сервисы экосистемы помогают и в продвижении товаров и услуг фермеров. Так, аграрии с использованием платформы могут самостоятельно предлагать свои товары широкому кругу поставщиков. Для повышения рентабельности бизнеса экосистема РСХБ предоставляет сервис, позволяющий аграриям стать специалистами агротуриндустрии, платформа также позволяет решить кадровый вопрос с помощью агрегатора резюме и вакансий в агросекторе.

Третий блок экосистемы — это облегченная версия продуктового ряда РСХБ. Здесь представлены все финансовые сервисы, в том числе возможность удаленной подачи заявок на получение льготного кредитования. Основными задачами перевода фермеров на работу через дистанционные каналы являются упрощение процедуры получения заемных средств, а также повышение качества банковского обслуживания. Сегодня в экосистеме представлены тысячи товаров от сотен российских производителей в категориях «Семена», «Удобрения», «Средства защиты растений», «Сельхозтехника», «Агрохимия», «Корма» и т.д. 

Поиск и подбор персонала входят в топ-3 проблем, с которыми сталкиваются фермеры. Сложность заключается в отсутствии единого цифрового ресурса для поиска специалистов в области сельского хозяйства. Найти работу фермерам на порталах трудно, из-за отсутствия возможности поиска специалистов в отрасли АПК, а пакетная тарификация платных сервисов недоступна предприятиям малого бизнеса из-за ее высокой стоимости. Из других проблем — отсутствие сервисов для привлечения в отрасль молодых специалистов и поиска сезонных рабочих, потребность в которых составляет 1,2 млн человек ежегодно.

Для решения этой проблемы Россельхозбанк в составе экосистемы цифровых сервисов для фермеров запустил бесплатный для компаний и соискателей портал по поиску и подбору персонала, который агрегирует электронные резюме и вакансии в отрасли. Мы уже начали сотрудничество с Рострудом для сбора отраслевых вакансий, а также ведем активную работу с профильными вузами, приглашая студентов размещать свое резюме на сайте. Сегодня на сайте опубликованы более 8 тыс. вакансий. Основная аудитория — студенты и молодые специалисты, желающие связать свою профессиональную жизнь с сельским хозяйством. На базе портала планируется также создать базу стажировок и экскурсий на фермерско-крестьянские хозяйства, которые помогут студентам и начинающим специалистам выбрать интересующую их сферу деятельности.

В рамках экосистемы запущена онлайн-площадка для продажи натуральных продуктов и услуг в сфере агротуризма «Свое. Родное», объединяющая фермеров и покупателей. Здесь любой фермер России может зарегистрироваться, создать свой каталог продукции, продавать товары собственного производства и продвигать услуги агротуризма. Для фермерских хозяйств это возможность реализовывать свои товары напрямую, без дополнительных наценок, делиться опытом сельских развлечений, предлагая клиентам экскурсии, дегустации и участие в ремесленных мастер-классах. Покупатели могут выбирать из широкого ассортимента доступных товаров и заказывать фермерскую продукцию в цифровом приложении. Сервис предназначен как для жителей России, так и для ее гостей. При создании платформы учитывался опыт пользователей в сегменте электронной коммерции, чтобы каждый посетитель нашел «своего фермера» и обеспечил себя и свою семью здоровыми натуральными продуктами.

Агротуризм — практически неразвитое в нашей стране направление. В Евросоюзе этот бизнес приносит треть совокупного дохода сельхозпроизводителей, прямо и косвенно генерирует около 1 млн рабочих мест. В России это направление тоже набирает популярность и может стать новым драйвером развития сельских территорий. По нашим оценкам, развитие агротуризма на базе фермерских хозяйств может дополнительно увеличить оборот российской туристической отрасли до 55 млрд рублей ежегодно. 

Один из сервисов по продвижению услуг агротуризма — цифровая платформа «Свое. Родное». На ее основе планируется создать интерактивный туристический атлас, где любой желающий может выбрать один из готовых вариантов или создать собственный маршрут по фермерским хозяйствам и сельским территориям в различных регионах России. Платформа «Свое. Родное» позволяет фермерам самостоятельно продавать услуги агротуризма, на ней клиент сможет выбрать или инициировать тур.

— Какие ваши дальнейшие планы по развитию экосистемы?

— Мы продолжаем расширять ее функционал и удобство. Недавно в ее рамках мы запустили маркетплейс сельхозтехники для аграриев. Сейчас в нем представлено более 2 тыс. единиц сельхозтехники. Пользователи маркетплейса могут выбрать подходящие товары от лидеров машиностроения и приобрести их также в кредит или лизинг. 

До конца года количество сервисов и услуг на платформе «Свое. Фермерство» возрастет до 40. Мы рассчитываем привлечь к сотрудничеству около 50 НИИ и вузов, а также десятки агротехстартапов. Кроме того, мы планируем, что участниками платформы «Свое. Родное» станут более 50 тыс. крестьянских хозяйств.

— Какие еще цифровые сервисы вы создаете?

— Недавно был запущен сервис «Свое жилье», с помощью которого посетители портала смогут выбрать недвижимость, рассчитать стоимость кредита, подать заявку и получить ответ в режиме онлайн. Уже сейчас в экосистеме можно оформить заявку на ипотечный кредит и выбрать недвижимость из более чем 1,2 млн вариантов. В экосистеме уже представлено более 4 тыс. новых жилых комплексов, а также вторичное жилье — за счет интеграции с сервисом по поиску недвижимости «ЦИАН». В перспективе на портале «Свое жилье» появится возможность приобрести различную недвижимость. Кредит через сервис можно взять в том числе по программе льготной сельской ипотеки со ставкой 2,7% годовых. Дистанционно такая возможность уже запущена в нескольких регионах России. 

Справка «Б.О»

Сельское хозяйство — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей России. При этом АПК обладает колоссальным потенциалом по внедрению цифровых решений. По оценке Министерства сельского хозяйства, в 2019 году объем российского рынка информационно-компьютерных технологий в агропромышленном комплексе достиг 360 млрд рублей, а к 2026 году может увеличиться в пять раз. Цифровые технологии востребованы и среди фермеров, чья доля в производстве сельскохозяйственной продукции уже выросла до 14%. 

За прошедшие десятилетия российский агропромышленный комплекс сделал большой шаг вперед, практически заместив импорт внутренним производством. Для интенсивного развития в Россельхозбанке видят два основных пути помимо развития экспорта: инвестиции в новые технологии производства, а также снижение затрат и повышение эффективности за счет внедрения современных цифровых решений. Разработка новых технологий и продуктов позволяет компаниям снизить себестоимость производства, цену готового продукта и выйти на новые рынки с низкой конкуренцией. Дальновидные игроки ищут такие «голубые океаны» и готовы инвестировать, чтобы зайти в эти ниши. 

Сегодня «цифру» используют около 5% российских агрокомпаний. Самые перспективные для внедрения — агробиотехнологии, технологии управления фермами, технологии переработки и логистики. Первые из них помогают повысить урожайность на 20–30% и сократить затраты на 30–40% за счет использования современных высокотехнологичных удобрений, кормовых добавок и средств защиты растений. Технологии управления фермами оптимизируют затраты ресурсов и снижают расходы на посевную и уборочную компании благодаря автоматизации ручного труда. Эффект — снижение себестоимости продукции на 25–40% и увеличение урожайности на 10–15%. Технологии переработки и логистика позволяют оптимизировать расход горюче-смазочных материалов, использовать новые, более эффективные способы хранения и упаковки продукции, а также снижать потери при транспортировке и хранении. Внедрение подобных технологий дает эффект от 10 до 40%. В РСХБ прогнозируют, что внедрение каждой из этих технологий может увеличить финансовый результат АПК в целом более чем на 500 млрд рублей в перспективе пяти лет.

 

 

Важный фактор внедрения новых технологий небольшими предприятиями — государственная поддержка. Имеют значение как инструменты субсидирования, тарифные и нетарифные меры защиты отечественного рынка, так и нефинансовая поддержка. При этом, если крупные производители обладают ресурсами для внедрения цифровых технологий, то небольшим крестьянско-фермерским хозяйствам в этом отношении сложнее. Вендоры создают масштабные и многофункциональные продукты, использование которых требует значительных финансовых инвестиций. Трудности, с которыми чаще всего сталкиваются сельхозпроизводители, — сложности с поиском кадров, внедрением современных цифровых технологий, получением квалифицированной ветеринарной помощи и поиском каналов сбыта сельхозпродукции. 

На технологическом рынке ряд базовых сервисов необходимо адаптировать к прикладному применению. И вряд ли сегодня какая-то другая отрасль привлекательнее и перспективнее в части внедрения цифровых технологий, чем сельское хозяйство. Это активно растущий сектор, но многие технологии, применяемые в других отраслях, пока практически не адаптированы к сельскому хозяйству. Все управляют предприятиями, банками, но мало кто управляет фермерами с точки зрения использования готовых технологических решений. При этом на рынке есть биотехнологии, робототехника, информационные системы управления фермами (IoT, сенсоры, технологии машинного обучения и работа с большими данными), сельскохозяйственные маркетплейсы и новые технологии поддержки ведения сельского хозяйства (технологии хранения, перевозки, переработки). Россельхозбанк сегодня становится проводником таких цифровых продуктов от IT-компаний к сельхозпроизводителям и помогает адаптировать их для АПК

Россельхозбанк для своих клиентов становится больше, чем просто банк. Его продуктовая линейка финансовых услуг дополняется специализированными нефинансовыми сервисами и направлениями деятельности для ключевых групп клиентов, в первую очередь сельскохозяйственных предприятий МСБ, фермеров, экспортеров продукции АПК, сельских жителей. Так появляется комфортная среда для любого клиента Россельхозбанка. Она включает в себя конкурентные банковские продукты, доступные в онлайн- и офлайн-каналах, а также страхование, лизинг, факторинг, управление активами. Это инструменты поддержки МСБ, обучения фермеров, продвижения продукции на внутренние и внешние рынки, доступ к современным агротехнологиям и помощь в развитии кооперации между компаниями АПК. Банк рассчитывает, что экосистема «Свое.Фермерство» станет платформой для комплексной поддержки клиентов из всех целевых групп.