Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Марианна Данилина, руководитель управления стратегии, исследований и аналитики Ассоциации ФинТех (АФТ), рассказала «Б.О» о создании исследовательского центра Ассоциации, результатах последних исследований и планах на будущее
— Марианна, каковы результаты и цель исследований, проводимых АФТ?
— Мы не просто постоянно мониторим финансовые и технологические тренды, а изучаем мировой опыт и лучшие российские практики. Как говорится, держим руку на пульсе современных технологий, чтобы в курсе дел были не только участники Ассоциации, но и все финтех-сообщество.
Например, мы проводим наше флагманское исследование «3х10 трендов года» ежегодно по трем направлениям — бизнес, технологии и финтех. Мы ищем международные источники и выявляем 30 ключевых трендов, значимых для развития мирового рынка, а также следим за трансформацией трендов по сравнению с предыдущими годами. Зачем так много трендов? Во-первых, в современном мире бизнес, технологии и финансовые услуги очень тесно переплетены. Быстрое развитие технологий приводит к появлению новых бизнес-моделей и финтех-трендов, которые заметно влияют на изменение среды и моделей работы лидеров рынка. И тут, если следить только за изменением тенденций в финтехе, можно упустить что-то очень важное в мире технологий. Поэтому мы много времени уделяем изучению тенденций развития информационных технологий в целом.
Так, первая часть исследования «3х10 трендов 2024 года» включает в себя обзор ключевых показателей: проникновение интернета, мобильного банкинга, количество пользователей, подключенных к открытым API или Fast Payment Systems (системам быстрых платежей). На базе этих данных можно сравнить Россию с другими странами. Помимо этого, мы следим за токенизацией и развитием регулирования, для того чтобы помогать российским компаниям эффективно выходить на зарубежные рынки.
По итогам изучения азиатского опыта исследовательская команда АФТ выпустила сборник с описанием ситуации в трех странах этого региона (Индонезии, ОАЭ, Индии), и со временем мы планируем расширить список стран, за которыми будем следить. Так, согласно опросу в телеграм-канале Ассоциации ФинТех, подписчикам было бы особенно интересно познакомиться с рынками Китая, Узбекистана, Казахстана, Беларуси, Сингапура. И результатом этой масштабной работы, по моей идее, должно стать определение текущего места и изменившейся роли России в мировом финтехе.
Почему мы это делаем? Нашу страну исключили из всех мировых исследований, проводимых, например, компаниями McKinsey, BCG, Gartner, Forrester и т.д. Это касается не только финтеха, но и IT-рынка. Если ранее российский рынок мог почерпнуть немало полезных данных, касающихся тенденций развития информационных технологий и места России в этом процессе, например, у Gartner, то сейчас этого сделать нельзя.
Однако, зная методологию, по которой работают такие компании, как Gartner и Forrester, АФТ провела собственное исследование и бенчмаркинг российского IT-рынка. В этом нам помогли IT-директора (CIO) крупнейших банков России и других финансовых компаний. В фокусе нашего исследования были оценка эффективности расходов на IT, а также исполнение IT-бюджетов на отечественном рынке. В итоге наши участники имеют доступ к базе бенчмарков и ключевых метрик эффективности IT-отрасли, численности IT-специалистов, расходам на функции и направления внутри компаний. Эти же данные мы можем сравнить с международными показателями тех же Gartner и Forrester. Тем самым Ассоциация ФинТех фактически импортозаместила те исследования, которые предоставляли эти международные аналитические агентства.
Конечно, пока до аналогов «магических квадрантов» Gartner (графического отображения ситуации на рынке, позволяющего оценить возможности продуктов и самих производителей. — Ред.) в силу ограниченности наших аналитических ресурсов мы не дошли, но в будущем при наличии запроса рынка — почему бы и нет? В области IT подобный интерес рынка точно есть, и мы стараемся предоставить аналитику нашим технологическим участникам в первую очередь.
Могу сказать, что наша страна выглядит достойно, особенно в области развития суверенизации IT и искусственного интеллекта. Но быть «впереди планеты всей» отечественным разработчикам порой не позволяет довольно сильная ориентация на ПО с открытым исходным кодом, доступное всем. Российским компаниям требуется больше инвестиций в собственную разработку.
— Участвует ли Банк России в разработке планов исследований?
— Ассоциация ФинТех — это равноудаленная площадка: все ее члены участвуют в наших исследованиях. Конечно, так как Банк России входит в состав членов Ассоциации, безусловно, он принимает участие во всех ключевых инициативах наравне со всеми остальными участниками АФТ.
Марианна Данилина (АФТ). Фото: АФТ
Отмечу, что наши исследования носят довольно практический и иногда «научно-популярный» формат. Мы независимо от других участников рынка следим за изменениями в мире финтеха и технологий и стараемся популяризировать нашу площадку среди участников российского рынка, причем делать это простым языком.
— Просчитывали ли авторы исследований АФТ экономические эффекты от внедрения тех или иных технологий?
— Все наши исследования входят в дорожную карту АФТ, согласованную с членами Ассоциации, и проводятся исключительно по запросу участников финансового рынка. Естественно, результаты нашей работы учитываются ими в собственном планировании и позиционировании, что, без сомнения, сказывается на эффективности их бизнес-деятельности.
Например, проведенное нами исследование в области ИИ собрало неожиданно большое количество участников. Вместе с крупнейшими игроками рынка мы проводим его сравнительный анализ и запускаем пилотные проекты по внедрению технологий на собственных мощностях — в технологической песочнице АФТ.
Таким образом, наша исследовательская деятельность сродни «маркетинговой воронке», собирающей участников, с которым мы дальше делаем пилотные проекты и реальные внедрения. На этапе пилотных проектов оцениваются гипотезы. Сами же экономические эффекты оцениваются в рамках наших бенчмаркинговых исследований и доступны участникам, принимающим в них участие.
— АФТ провела исследование в области автокредитования. Какова его цель?
— Мы уже разработали на площадке АФТ бесшовный клиентский цифровой путь в ипотеке. Интерес к этой теме, что ожидаемо, оказался очень высоким. Поэтому мы обратились к теме автокредитования, так как бесшовный клиентский путь и продажа через маркетплейсы актуальны для российского рынка. В этом исследовании мы определили текущие вызовы и перспективы развития автокредитования в России. В частности, мы отметили, что повышению цифровизации автокредитования в значительной мере способствуют взаимодействие между банками и маркетплейсами, на площадках которых заемщики ищут автомобили и оставляют кредитные заявки.
Для развития автокредитования важно активнее внедрять государственные цифровые сервисы, в частности «цифровой профиль» для идентификации заемщиков, и переводить бумажный документооборот в «цифру».
— Совсем недавно АФТ выпустила новое исследование «Открытые API. Мировой опыт и практики на российском рынке». Расскажите о нем.
— Да, действительно, мы опубликовали новое масштабное исследование, посвященное формированию среды открытых API в мире. Российскому рынку, который уже начал движение в сторону «открытия данных», очень важно сохранить и повысить доверие клиентов к безопасности обмена данными. В рамках исследований мы определили наиболее перспективные для России подходы к организации среды открытых API, в частности: как организовать клиентский путь и удобство предоставления согласий клиентов по хранению их персональных данных и обмену ими.
Марианна Данилина (АФТ). Фото: АФТ
Мы выяснили, что универсального подхода к созданию инфраструктуры взаимодействия по открытым API в мировой практике не существует, тем не менее нам удалось найти успешные кейсы и предложения по адаптации их к российской действительности — это важный шаг для эффективного формирования безопасной среды обмена данными. При этом один из ключевых стимулов развития открытых данных — активное участие регулятора, которому под силу выстроить регуляторную основу для формирования доверенной среды обмена данными в России.
— На форуме Kazan Digital Week 2024 прозвучало мнение о том, что финтех созрел до того, чтобы обсуждать категорию «данные как актив». Согласны ли вы с этим тезисом?
— Давайте разберемся, что подразумевается под термином «данные как актив»? Технологические лидеры (кстати, не только из сферы финансов) накопили очень большое количество информации о клиентах. Я имею в виду, например, маркетплейсы, е-com или телекомы, которые сейчас уже активно развивают свои финтех-компании.
У е-com, к примеру, масса данных о покупательских предпочтениях клиентов. Банки обладают информацией о доходах, персональных финансовых потоках клиентов и обязательствах заемщиков. Данные о ЖКХ могут иметь ценность с точки зрения распределения расходов в бюджетах. Если все накопленное объединить в рамках проектов открытых API, то эти агрегированные данные станут тем самым активом, который может быть монетизирован. Например, такие дата-сеты можно продавать с разбивкой по секторам и сегментам или даже делать гиперперсонализированную клиентскую аналитику.
Сейчас рынок находится на этапе сбора и обработки данных. В следующем году нас ждет мощный технологический виток, связанный с обеспечением защиты данных, например, в областях обезличивания и безопасного обмена. Вопросы о том, какая будет тарифная политика и как именно будет проходить монетизация данных у финтех-сообщества, пока обсуждаются. Вариантов множество, все они так или иначе «встраиваются» в текущие бизнес-модели.
Почему все это происходит?
Финтех и в России, и в мире перерос свои классические границы. Многие финансовые компании уже построили собственные экосистемы и получают высокие прибыли от нефинансовых сервисов.
Наивно считать, что финтех в этих условиях не становится конкурентом для традиционных банков. Безусловно, рынок финтеха превращается в рынок бигтехов, и благодаря этой особенности мы наблюдаем формирование совершенно другого рынка, на котором традиционным игрокам приходится бежать все быстрее и быстрее!
Информационное пространство заполонил контент о колоссальных перспективах и пользе искусственного интеллекта, в том числе в финансовой сфере. Впечатляющие прогнозы, необходимость изменения стратегий и бизнес-моделей, перспективные области использования и прочие общие слова, зачастую этим же искусственным интеллектом и сгенерированные