Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Марианна Данилина, руководитель управления стратегии, исследований и аналитики Ассоциации ФинТех (АФТ), рассказала «Б.О» о создании исследовательского центра Ассоциации, результатах последних исследований и планах на будущее
— Марианна, каковы результаты и цель исследований, проводимых АФТ?
— Мы не просто постоянно мониторим финансовые и технологические тренды, а изучаем мировой опыт и лучшие российские практики. Как говорится, держим руку на пульсе современных технологий, чтобы в курсе дел были не только участники Ассоциации, но и все финтех-сообщество.
Например, мы проводим наше флагманское исследование «3х10 трендов года» ежегодно по трем направлениям — бизнес, технологии и финтех. Мы ищем международные источники и выявляем 30 ключевых трендов, значимых для развития мирового рынка, а также следим за трансформацией трендов по сравнению с предыдущими годами. Зачем так много трендов? Во-первых, в современном мире бизнес, технологии и финансовые услуги очень тесно переплетены. Быстрое развитие технологий приводит к появлению новых бизнес-моделей и финтех-трендов, которые заметно влияют на изменение среды и моделей работы лидеров рынка. И тут, если следить только за изменением тенденций в финтехе, можно упустить что-то очень важное в мире технологий. Поэтому мы много времени уделяем изучению тенденций развития информационных технологий в целом.
Так, первая часть исследования «3х10 трендов 2024 года» включает в себя обзор ключевых показателей: проникновение интернета, мобильного банкинга, количество пользователей, подключенных к открытым API или Fast Payment Systems (системам быстрых платежей). На базе этих данных можно сравнить Россию с другими странами. Помимо этого, мы следим за токенизацией и развитием регулирования, для того чтобы помогать российским компаниям эффективно выходить на зарубежные рынки.
По итогам изучения азиатского опыта исследовательская команда АФТ выпустила сборник с описанием ситуации в трех странах этого региона (Индонезии, ОАЭ, Индии), и со временем мы планируем расширить список стран, за которыми будем следить. Так, согласно опросу в телеграм-канале Ассоциации ФинТех, подписчикам было бы особенно интересно познакомиться с рынками Китая, Узбекистана, Казахстана, Беларуси, Сингапура. И результатом этой масштабной работы, по моей идее, должно стать определение текущего места и изменившейся роли России в мировом финтехе.
Почему мы это делаем? Нашу страну исключили из всех мировых исследований, проводимых, например, компаниями McKinsey, BCG, Gartner, Forrester и т.д. Это касается не только финтеха, но и IT-рынка. Если ранее российский рынок мог почерпнуть немало полезных данных, касающихся тенденций развития информационных технологий и места России в этом процессе, например, у Gartner, то сейчас этого сделать нельзя.
Однако, зная методологию, по которой работают такие компании, как Gartner и Forrester, АФТ провела собственное исследование и бенчмаркинг российского IT-рынка. В этом нам помогли IT-директора (CIO) крупнейших банков России и других финансовых компаний. В фокусе нашего исследования были оценка эффективности расходов на IT, а также исполнение IT-бюджетов на отечественном рынке. В итоге наши участники имеют доступ к базе бенчмарков и ключевых метрик эффективности IT-отрасли, численности IT-специалистов, расходам на функции и направления внутри компаний. Эти же данные мы можем сравнить с международными показателями тех же Gartner и Forrester. Тем самым Ассоциация ФинТех фактически импортозаместила те исследования, которые предоставляли эти международные аналитические агентства.
Конечно, пока до аналогов «магических квадрантов» Gartner (графического отображения ситуации на рынке, позволяющего оценить возможности продуктов и самих производителей. — Ред.) в силу ограниченности наших аналитических ресурсов мы не дошли, но в будущем при наличии запроса рынка — почему бы и нет? В области IT подобный интерес рынка точно есть, и мы стараемся предоставить аналитику нашим технологическим участникам в первую очередь.
Могу сказать, что наша страна выглядит достойно, особенно в области развития суверенизации IT и искусственного интеллекта. Но быть «впереди планеты всей» отечественным разработчикам порой не позволяет довольно сильная ориентация на ПО с открытым исходным кодом, доступное всем. Российским компаниям требуется больше инвестиций в собственную разработку.
— Участвует ли Банк России в разработке планов исследований?
— Ассоциация ФинТех — это равноудаленная площадка: все ее члены участвуют в наших исследованиях. Конечно, так как Банк России входит в состав членов Ассоциации, безусловно, он принимает участие во всех ключевых инициативах наравне со всеми остальными участниками АФТ.
Марианна Данилина (АФТ). Фото: АФТ
Отмечу, что наши исследования носят довольно практический и иногда «научно-популярный» формат. Мы независимо от других участников рынка следим за изменениями в мире финтеха и технологий и стараемся популяризировать нашу площадку среди участников российского рынка, причем делать это простым языком.
— Просчитывали ли авторы исследований АФТ экономические эффекты от внедрения тех или иных технологий?
— Все наши исследования входят в дорожную карту АФТ, согласованную с членами Ассоциации, и проводятся исключительно по запросу участников финансового рынка. Естественно, результаты нашей работы учитываются ими в собственном планировании и позиционировании, что, без сомнения, сказывается на эффективности их бизнес-деятельности.
Например, проведенное нами исследование в области ИИ собрало неожиданно большое количество участников. Вместе с крупнейшими игроками рынка мы проводим его сравнительный анализ и запускаем пилотные проекты по внедрению технологий на собственных мощностях — в технологической песочнице АФТ.
Таким образом, наша исследовательская деятельность сродни «маркетинговой воронке», собирающей участников, с которым мы дальше делаем пилотные проекты и реальные внедрения. На этапе пилотных проектов оцениваются гипотезы. Сами же экономические эффекты оцениваются в рамках наших бенчмаркинговых исследований и доступны участникам, принимающим в них участие.
— АФТ провела исследование в области автокредитования. Какова его цель?
— Мы уже разработали на площадке АФТ бесшовный клиентский цифровой путь в ипотеке. Интерес к этой теме, что ожидаемо, оказался очень высоким. Поэтому мы обратились к теме автокредитования, так как бесшовный клиентский путь и продажа через маркетплейсы актуальны для российского рынка. В этом исследовании мы определили текущие вызовы и перспективы развития автокредитования в России. В частности, мы отметили, что повышению цифровизации автокредитования в значительной мере способствуют взаимодействие между банками и маркетплейсами, на площадках которых заемщики ищут автомобили и оставляют кредитные заявки.
Для развития автокредитования важно активнее внедрять государственные цифровые сервисы, в частности «цифровой профиль» для идентификации заемщиков, и переводить бумажный документооборот в «цифру».
— Совсем недавно АФТ выпустила новое исследование «Открытые API. Мировой опыт и практики на российском рынке». Расскажите о нем.
— Да, действительно, мы опубликовали новое масштабное исследование, посвященное формированию среды открытых API в мире. Российскому рынку, который уже начал движение в сторону «открытия данных», очень важно сохранить и повысить доверие клиентов к безопасности обмена данными. В рамках исследований мы определили наиболее перспективные для России подходы к организации среды открытых API, в частности: как организовать клиентский путь и удобство предоставления согласий клиентов по хранению их персональных данных и обмену ими.
Марианна Данилина (АФТ). Фото: АФТ
Мы выяснили, что универсального подхода к созданию инфраструктуры взаимодействия по открытым API в мировой практике не существует, тем не менее нам удалось найти успешные кейсы и предложения по адаптации их к российской действительности — это важный шаг для эффективного формирования безопасной среды обмена данными. При этом один из ключевых стимулов развития открытых данных — активное участие регулятора, которому под силу выстроить регуляторную основу для формирования доверенной среды обмена данными в России.
— На форуме Kazan Digital Week 2024 прозвучало мнение о том, что финтех созрел до того, чтобы обсуждать категорию «данные как актив». Согласны ли вы с этим тезисом?
— Давайте разберемся, что подразумевается под термином «данные как актив»? Технологические лидеры (кстати, не только из сферы финансов) накопили очень большое количество информации о клиентах. Я имею в виду, например, маркетплейсы, е-com или телекомы, которые сейчас уже активно развивают свои финтех-компании.
У е-com, к примеру, масса данных о покупательских предпочтениях клиентов. Банки обладают информацией о доходах, персональных финансовых потоках клиентов и обязательствах заемщиков. Данные о ЖКХ могут иметь ценность с точки зрения распределения расходов в бюджетах. Если все накопленное объединить в рамках проектов открытых API, то эти агрегированные данные станут тем самым активом, который может быть монетизирован. Например, такие дата-сеты можно продавать с разбивкой по секторам и сегментам или даже делать гиперперсонализированную клиентскую аналитику.
Сейчас рынок находится на этапе сбора и обработки данных. В следующем году нас ждет мощный технологический виток, связанный с обеспечением защиты данных, например, в областях обезличивания и безопасного обмена. Вопросы о том, какая будет тарифная политика и как именно будет проходить монетизация данных у финтех-сообщества, пока обсуждаются. Вариантов множество, все они так или иначе «встраиваются» в текущие бизнес-модели.
Почему все это происходит?
Финтех и в России, и в мире перерос свои классические границы. Многие финансовые компании уже построили собственные экосистемы и получают высокие прибыли от нефинансовых сервисов.
Наивно считать, что финтех в этих условиях не становится конкурентом для традиционных банков. Безусловно, рынок финтеха превращается в рынок бигтехов, и благодаря этой особенности мы наблюдаем формирование совершенно другого рынка, на котором традиционным игрокам приходится бежать все быстрее и быстрее!
Генеральный директор компании «Партнерство профессионалов» Муратхан Эльдаров рассказал Павлу Самиеву, генеральному директору АЦ «БизнесДром», об особенностях работы системы Claritech для аллокации расходов и ее возможностях для финансистов из любых сфер бизнеса
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты