Банковское обозрение

Финансовая сфера


  • Независимый процессинг не зависит от обстоятельств
12.10.2020
Независимый процессинг не зависит от обстоятельств

Директор процессингового центра «КартСтандарт» Майя Глотова рассказала о том, как работала компания в период карантинных мер весной-летом 2020 года


Майя Глотова, «Картстандарт» / Фото: ЦФТ— Майя, наша предыдущая беседа состоялась в апреле, когда пандемия только разгоралась, даже ближайшее будущее казалось неопределенным. Что происходило с бизнесом «КартСтандарта» все это время?

— Все это время мы работали. Круглосуточная доступность клиентских сервисов — прямая обязанность процессинга. И никого не волнует, в каких условиях и какой ценой обеспечивается эта доступность. Таковы реалии и такова миссия процессинга — он должен функционировать при любых обстоятельствах. Поэтому у нас просто не было иного выбора, кроме как быстро, четко и качественно адаптироваться к новым реалиям. Могу сказать со стопроцентной уверенностью, что у нас это получилось.

Безусловно, это был вызов — тотальный перевод сотрудников на удаленную работу. Конечно, у части сотрудников ПЦ «КартСтандарт» опыт дистанционной работы был и до пандемии, этот опыт был использован и масштабирован. Но ведь необходимо также было выстраивать взаимодействие по внешним проектам с распределенными командами банков и платежных систем, которые тоже работали в удаленном формате. Это новый опыт, и он, конечно, обогатил нашу экспертизу. Ситуация для нас уже давно перестала быть экстремальной или стрессовой. Скажу больше — у нас в развитии бизнеса вообще не было никакого затишья или паузы.

— Кстати, каковы данные «КартСтандарта» по динамике безналичных расчетов? Ведь прогнозы о том, что изоляция и карантин вызовут взрывной рост количества и объемов безналичных платежей не оправдались…

— Они оправдались, но частично. В марте, первом месяце изоляции, рост карточных транзакций по сравнению с докарантинным февралем составил 20%. При этом мы видим, что активизация безналичных расчетов сопровождается небольшим снижением среднего чека. Но уже в апреле-мае число операций сократилось на 23% по сравнению с мартом и даже в сравнении с февралем — на 8%. Правда, с началом лета, после отмены ограничений, количество платежей вновь сравнялось с «пиковыми» показателями марта и даже превзошли их, а по сравнению с данными прошлого года увеличились более чем на 30%. Поэтому очевидно, что динамика безналичных платежей в большей степени связана не с возможностью или невозможностью свободно передвигаться, а с уровнем доходов и деловой активностью, а также с общим ростом популярности безнала.

Другой аспект заключается в том, что пандемия актуализировала вопрос максимального масштабирования не просто безналичной среды, а среды Сard not present. Токенизация, pay-сервисы становятся не просто удобными инструментами, но и частью стратегии заботы о своем здоровье.

— С активностью людей в период пандемии мы разобрались. А что с активностью «КартСтандарта»?

— Как я уже говорила, это время не было для нас периодом выжидательного затишья. Мы реализовали множество проектов разной степени сложности и масштабности. На процессинг «КартСтандарта» за прошедшие полгода мигрировали четыре новых банка, заключен еще ряд контрактов на миграцию. Вместе с другими подразделениями ЦФТ мы активно участвуем в подключении кредитных организаций к Системе быстрых платежей. «КартСтандарт» обеспечил банкам-партнерам проведение аутентификации по российскому трафику онлайн-транзакций через НСПК и первым в России поддержал новейший протокол безопасности EMV 3-D Secure. Запустили бесконтактный эквайринг в АТМ.

Важным инфраструктурным проектом стал запуск в эксплуатацию дополнительных каналов связи с Visa и Masterсard, включающих оптоволоконные линии связи до двух наших дата-центров, сервера и маршрутизаторы, а также соответствующую сетевую архитектуру.

Репутация «КартСтандарта» как одного из лидеров рынка накладывает на нас соответствующие обязательства по обеспечению надежности и отказоустойчивости. Поэтому реализация проектов по созданию резервных каналов связи с МПС — это важный шаг для упрочения бесперебойности нашей работы. Независимый процессинг должен быть независимым от обстоятельств.

— В этот же период был реализован один из самых заметных проектов последнего времени — объединение карт «Совесть» и «Халва».

— Да, и этим кейсом мы по праву гордимся. Объединенная проектная команда «КартСтандарта», Совкомбанка, QIWI Банка и Visa в режиме удаленной работы реализовала уникальный для банковского рынка проект.

Полтора миллиона карт «Совесть» переведены на наш процессинг всего за два месяца. Это абсолютный рекорд. Отраслевым стандартом для реализации проектов такого масштаба считаются сроки от 10 месяцев до года. Бесшовно и незаметно для пользователей были объединены клиентские базы двух крупнейших программ лояльности и осуществлен переход на общий сценарий обслуживания карт на едином процессинге.

Для «КартСтандарта» эта история важна еще и потому, что мы как технологический партнер поддерживаем проект «Халва» с самого его появления. Совкомбанку удалось создать самый успешный проект карты рассрочки с уникальным функционалом, и мы гордимся тем, что в этом есть и наша заслуга.

«КартСтандарт» продолжает развивать эту тему — наши специалисты реализовали новейший функционал по управлению обслуживанием карт со счетом, на котором размещены как собственные средства держателя, так и заемные деньги. Банк самостоятельно формирует список мерчантов, в которых можно потратить заемные средства. Получившийся «движок» — интеллектуальный инструмент оперативного создания и гибкого управления программами лояльности, рассрочки или pos-кредитования. Мы считаем, что это очень перспективное направление транзакционного бизнеса для банков, и продолжаем тиражировать это решение с нашими партнерами.

 

 

— Можно извлечь какие-то уроки из экстраординарных событий 2020 года? Что вы считаете важным на данном этапе и для «КартСтандарта» и для платежной индустрии в целом?

— Развитие. Постоянное, непрерывное развитие. Форс-мажоры, локальные или глобальные вызовы не должны останавливать генерацию новых идей, разработку технологий, создание продуктов, расширение компетенций команды, рост партнерской базы. Развитие — многогранный процесс, поэтому важны все его аспекты.

Этот год складывается непросто для всех, и я наблюдаю, что у некоторых бизнесов возникает желание законсервироваться, переждать, срезать инвестиции. В финтехе такая стратегия равносильна смерти, потому что слово «переждать» обретает значение «ждать слишком долго, опоздать». «Переждавший» и его партнеры уже никогда не догонят рынок и просто выпадут из обоймы.

Партнерский материал