Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Рынку невозможно обойтись без мультибанковских процессинговых платформ
28.04.2020 Аналитика

Рынку невозможно обойтись без мультибанковских процессинговых платформ

Майя Глотова, директор процессингового центра «КартСтандарт», рассказала «Б.О» о том, как меняется регулирование процессинга и почему банкиры отдают на аутсорсинг «святое»


Майя Глотова, директор процессингового центра «КартСтандарт»— Майя, Несколько лет назад в отношении процессинга достаточно остро стояла дилемма «аутсорсинг vs инхаус», шли горячие дискуссии. Не считаете ли вы, что сейчас острота вопроса спала, поскольку большинство игроков выбор уже сделали?

— C одной стороны, такое ощущение действительно есть, поскольку рынок в целом поделен, а новые банки появляются крайне редко. Также нечасто кредитные организации открывают карточный бизнес как новое направление своей деятельности, хотя и такое встречается. Но все-таки это единичные кейсы, в основном банки, конечно, определили свое место в системе координат «аутсорсинг или инхаус».

С другой стороны, рынок подвижен, он все время меняется. Появляются новые существенные факторы, которые влияют в том числе на процессинг. Регулятор предъявляет новые, более жесткие требования к непрерывности работы процессингов, к системам фрод-мониторинга. Новые инициативы того же регулятора переформатируют платежный рынок — я, конечно, имею в виду, прежде всего Систему быстрых платежей. Мандатные, то есть «обязательные к исполнению», нововведения регулятора и платежных систем требуют от банков помимо организационных мер также и IT-решений. Программно-аппаратные комплексы, используемые сегодня банками, настолько сложны, что стоимость их модификации весьма существенна и болезненна для бюджета. Причем эти инвестиции практически не приносят дохода — они нужны только для того, чтобы соответствовать рыночным реалиям.

И вот в этих новых реалиях аутсорсинговая модель вновь становится актуальной. Поэтому говорить, что ниша аутсорсинговых процессинговых центров (ПЦ) — это мелкие и средние банки, неправильно. Если три-четыре года назад в основном средние банки закрывали свои ПЦ и переходили с инхауса на аутсорсинг, то сегодня эта тенденция актуальна и для банков из топ-50. Важно сказать, что банкам интересна не просто передача на обслуживание технологическому партнеру карточной эмиссии, они рассматривают комплексные аутсорсинговые проекты, подразумевающие перенос в облако сразу нескольких направлений. Банки все более критично оценивают стоимость поддержания и развития собственных систем, и данный тренд начинает затрагивать все более крупных игроков — это специфика данного этапа развития рынка.

— Каковы сегодня место и роль независимого процессинга на российском рынке?

— Так случилось, что долгое время мы были на периферии внимания и регулятора, и платежных систем. Фокус был только на банках, а вопрос, какая технологическая платформа используется банками для процессинга платежных операций, оставался за скобками. При этом очевидно, что процессинг является неотъемлемой частью платежного рынка, а независимые процессинговые центры не просто заняли на нем устойчивую нишу, но и уже давно выполняют важную системную функцию. Скорость эволюции рынка настолько стремительна, параметр time-2-market настолько важен и настолько сильно влияет на клиентский опыт, что рынку невозможно обойтись без мультибанковских процессинговых платформ.

Независимые процессинговые провайдеры не просто обеспечивают стабильность рынка, но и во многом определяют его развитие — разумеется, в тесной связке с банками-партнерами. Приведу конкретный пример. Если посмотреть на развитие карточного бизнеса последних двух-трех лет и задаться вопросом, какие действительно революционные продукты появились на рынке за это время, то лично у меня в голове возникает только один кейс — карта «Халва» Совкомбанка. Это первый масштабный, успешный, функционально не превзойденный пока никем проект карты рассрочки. «Халва» — хороший пример того, как банк занимается бизнесом, а технологическую составляющую отдает аутсорсеру. В рамках этого проекта был реализован достаточно сложный и специфичный функционал, и команда «КартСтандарта» работала с командой банка как единое целое. В результате появился продукт, который задал новые стандарты для рынка.

Или вспоминаются кейсы, когда запускались инновационные продукты: в позапрошлом году это были pay-сервисы, в прошлом — новый протокол безопасности EMV 3-D Secure и т.д., а мы первыми внедряли их в промышленную эксплуатацию. Первыми не просто среди независимых ПЦ, а первыми на рынке. Я считаю это совершенно естественным — специализированный технологический провайдер и должен быть лидером в технологической сфере, в том числе в отношении крупных банков с собственными инхаусами.

Банки, сотрудничая с аутсорсинговым провайдером процессинговых услуг, получают и используют сервисы в числе первых и с минимальными затратами со своей стороны. Мы работаем по принципу: сделал раз — доступно всем. В результате создается ровное технологическое распространение платежных сервисов на рынке, нивелируется технологический перекос в сторону крупных игроков и рынок развивается более сбалансированно.

При этом, конечно, никто не отменял такую базовую функцию провайдера, как обеспечение непрерывности деятельности при любых условиях. Стабильность, надежность, отказоустойчивость — это критически важные для работы любого банка вопросы. И они требуют постоянного внимания к IT-платформе, к режиму администрирования, т.е. к достаточно специализированной сфере. При больших объемах это выходит за рамки собственно банковского бизнеса, требует специфических компетенций от сотрудников, повышенных требований к программно-аппаратному комплексу. Но все это находится в рамках профильной деятельности процессор-провайдера.

— На рынке процессинга работают несколько игроков. На что нужно обращать внимание банку при выборе партнера?

— Важнейшие критерии — опыт, экспертиза, технологическая оснащенность, диапазон функциональной линейки. И, пожалуй, главное: процессинг для этой компании должен являться core business. Если оказание процессинговых услуг для провайдера — лишь одно из направлений бизнеса, и не самое важное, то в случае какого-либо кризиса этим направлением будут заниматься с наименьшим приоритетом. Даже вне кризисных ситуаций в такой «побочный» бизнес инвестируется по остаточному принципу, что замедляет технологическое развитие. А для процессинга это коллапс. Здесь есть и еще один маркер — масштаб бизнеса. Если у провайдера меньше, скажем, 20 партнеров (речь о мелких и средних игроках), то в случае критических ситуаций абсолютно реально может встать вопрос о целесообразности продолжения деятельности. Если «за тобой» десятки банков-партнеров, а процессинг — это core business, то у тебя нет шансов этот бизнес остановить.

— Что помимо чисто финансового ресурса необходимо сегодня для работы и развития процессинга?

— Безусловно, нужны специалисты высокой квалификации, причем в самых разных сферах. Для быстрого внедрения актуальных сервисов, создания эксклюзивных продуктов, оперативной реакции на изменения рыночной конъюнктуры и инициативы регулятора, для эффективного решения вопросов с платежными системами и банками-партнерами, для поддержания доступности сервиса на уровне 99,99% и так далее нужны люди с соответствующими навыками и знаниями. Сформировать и развивать такую команду — самое важное, что может быть.

Вообще, можно говорить о «трех китах», на которых стоит профессиональный процессинг. Во-первых, высококлассная команда с разносторонними компетенциями от разработки до юриспруденции. Во-вторых, современный программно-аппаратный комплекс. В-третьих, прозрачная и понятная многоуровневая и многоканальная коммуникация с банками-партнерами.

— Сколько сейчас банков на процессинге у «КартСтандарта»?

— Более 100. Ежегодно к процессингу «КартСтандарта» подключается 10–15 банков. И каждое новое подключение дает нам новый опыт, поскольку в каждом проекте есть свои особенности и свои нюансы, которые обогащают нашу экспертизу.

— Помимо собственно процессирования операций по платежным картам какую еще поддержку вы оказываете своим банкам-партнерам?

— Мы изначально выстраивали свою деятельность по принципу единого окна, что подразумевает оказание кроме процессинговых услуг также спонсорской поддержки в платежных системах, фрод-мониторинг, помощь в претензионной работе и т.д.

Курс на mobile first рынок держит уверенно

Клиентские сценарии становятся все более сложными и разнообразными, они уже давно вышли за рамки снятия денег в банкомате и оплаты картой товара в POS-терминале. Платежи перетекают в онлайн, смартфоны становятся не только основным средством коммуникации, но и самым перспективным платежным форм-фактором. Поэтому уместно говорить еще об одном уровне поддержки банков — об уровне экосистемы ЦФТ, включающей онлайн-банкинг Faktura.ru, АБС ЦФТ-Банк, Платформу банковского самообслуживания, «ЦФТ-Лояльность» и другие экосистемные элементы. Благодаря этому мы умеем быстро и успешно внедрять сервисы, которые требуют мультиинтеграционных решений: СБП, pay-сервисы, digital cards. Банк получает все это, затрачивая минимум усилий и ресурсов.

— Вы, конечно, подвели итоги 2019 года. Какие они были для «КартСтандарта» и что показывают с точки зрения платежного рынка — какие основные тренды можно выделить, куда он движется?

— Одним из важнейших итогов прошедшего года я считаю тот позитивный фактор, что процессинги из условного регуляторного вакуума перешли наконец в законодательную среду платежного рынка. Надеюсь, что это будет способствовать как стандартизации деятельности процессингов, так и созданию стабильных условий для их работы и развития.

Если говорить непосредственно о ПЦ «КартСтандарт», то в 2019 году мы обработали более 700 млн транзакций — в два раза больше по сравнению с предыдущим годом. «КартСтандарт» одним из первых на рынке поддержал протокол 3-D Secure 2.0 для карт «Мир» и первым — для карт Visa и Mastercard. Мы продолжили внедрение pay-сервисов в банках-партнерах. Сервисы мобильной оплаты становятся все более популярными: рост их доли в общем объеме обработанных платежей в ретейле составил более чем 1,5 раза. Свыше 51% операций в ретейле в 2019 году были бесконтактными, а 31% транзакций осуществлен с помощью мобильных телефонов и гаджетов. Курс на mobile first рынок держит уверенно, и «КартСтандарт» — в его авангарде.






Новости Новости Релизы