Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • О рейтингах. Неновогоднее
29.12.2016 Мнение

О рейтингах. Неновогоднее

ЦБ отказал в аккредитации двум российским рейтинговым агентствам – НРА и Рус-Рейтинг. Оба работают с 2001-2002 года, оба у себя в активе имеют сотни отрейтингованных эмитентов и финансовых продуктов


Первые отечественные рейтинговые агентства появились в России во второй половине 1990-х, с зарождением организованного рынка ценных бумаг. При этом даже в самые лучшие годы их количество не превышало полудюжины, всем хватало места и «поляны» были примерно поделены. Несколько лет рейтинговая деятельность в России не регулировалась вообще никак, что не мешало ей нормально развиваться, накапливать клиентскую базу, публиковать отчеты. А инвесторам это не мешало ориентироваться на рейтинги при принятии инвестиционных решений. Однако после кризиса 2008 года встал вопрос о необходимости государственного признания российских рейтингов. Рейтинги «большой международной тройки» и так всегда признавались де-факто, но они были доступны ограниченному количеству эмитентов, заинтересованных в привлечении иностранного капитала и выходе на западные рынки, а небольшие наши компании вполне себе довольствовались рейтингами отечественного производства. 

И вот Минфин вдруг решил упорядочить поведение на финансовом рынке, тогда раздробленном между несколькими ведомствами. Речь шла о большом количестве нормативных актов, регулирующих размещение страховых резервов, средств НПФ, госкорпораций, господдержку банков и т.п. Одним из критериев был принят соответствующий кредитный рейтинг от независимых рейтинговых агентств. 

Для этого в 2010 году и было принято решение о начале аккредитации этих самых РА при Минфине. Кроме собственно аккредитации, были приняты требования к отчетности, раскрытию информации и составлена таблица соответствия рейтинговых шкал — очень полезная, скажу вам, штука. Занималось всем этим хозяйством два неполных человека — один замминистра, которому вообще то было еще чем заняться, и один хороший сотрудник, который кроме этого еще строил Международный финансовый центр (помните эту идею?), обеспечивал аналитикой президентский совет по развитию финансового рынка (помните, что такой был?) и много еще чего. 

С переходом всей полноты финансовой власти к мегарегулятору дело было поставлено на фундаментальную основу. Вопросами регулирования рейтингов занимается два департамента, создан соответствующий экспертный совет, в котором членов больше чем участников рынка и написан большой профильный закон. Закон, честно говоря, очень плохой, сырой и непроработанный. А потому что особой экономической нужды в его принятии не было, а была нужда чисто политическая. С 2014 года «большая тройка» стала дружно снижать России суверенные рейтинги, стоимость наших заимствований заметно выросла, эти действия международных РА нашими властями были объявлены политически мотивированными и экономически необоснованными, было заявлено, что международные «рейтингёры» выполняют злую волю Вашингтонского обкома и прочего Госдепа, и вообще доколе и давно уже пора нам дать достойный ответ. Ответ нашелся в виде закона № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации» от 13 июля 2015 года. Закон, как потом выяснилось, вообще на деятельность собственно международных агентств не распространяется, ну да кто на такие мелочи обращает внимание. Тогда же было принято решение и о создании в рамках программы импортозамещения нашего ответа всяким S&P, «фичам» и прочим «мудисам» — нашего российского СуперАгентства. К участию были приглашены все крупнейшие финансовые институты России, собранные для этого в известном доме на Неглинной, 12. Под взором хозяйки дома все они (числом 27) естественно дружно согласились скинуться. И тогда стало понятно, что остальные отечественные РА не жильцы. Ну в самом деле, зачем нам мелкие частные, когда уже есть послушное крупное окологосударственное? Заодно, смеха ради, было принято решение, чтобы в совете директоров этого нового суперагентства — АКРА, не было ни одного российского гражданина (кроме гендиректора). Ну и в самом деле, зачем нам люди, которые что-то понимают в России? АКРА была объявлена любимым агентством еще задолго до того, как выпустила свой первый рейтинг. Крупные чиновники заранее говорили, что ориентироваться буду исключительно на рейтинги АКРА. И, естественно, именно оно первое с большим отрывом получило аккредитацию при ЦБ, не успев еще никого отрейтинговать. При этом компании, которые строили этот рынок последние более чем 15 лет, получили полный отлуп. При этом я вовсе не хочу сказать, что в АКРА собрались плохие специалисты. Вовсе нет, еще бы за такие бешеные деньги да не набрать лучших со сжимающегося рынка. (Например, главный методолог АКРА аж целых полтора года проработал в Fitch младшим аналитиком!). Я лишь хочу сказать, что раньше подобным образом продавливать экономически необоснованные решения считалось, ну не совсем правильным, что ли.

Вторым (с большим отставанием от АКРА) аккредитацию получило агентство RAEX (Эксперт РА). Это правильно, один из лидеров рынка, крупное известное агентство с большой историей. История, в частности, такая — сначала агентство было создано известным лояльным властям консервативным think-tank’ом, во время кризиса 2008-2009 годов испытывало финансовые трудности, которые были разрешены звонком из Кремля — долю в агентстве приобрела государственная группа Внешэкономбанка. Потом, в рамках программы избавления от непрофильных активов, доля ВЭБа была продана известному сырьевому олигарху. Ну и хорошо, пусть работают и процветают.

Но следует отметить, что за пару лет сама идеология регулирования кардинально поменялась. Аккредитация при Минфине означала лишь то, что государственные органы признают для своих узких регуляторных целей оценки, выданные этими аккредитованными агентствами. Инвесторы же могли использовать любые другие удобные им оценки при принятии своих решений. Теперь же аккредитация при ЦБ — это право на жизнь. Те, кто аккредитацию не получат, лишаются вообще всякой возможности давать кому либо кредитные рейтинги.

Что в итоге? Международные РА постепенно сворачивают свою деятельность в России и отзывают национальные рейтинги. При этом рейтинги нашим эмитентам все равно с ЦБ почему-то не согласовывают. Западные рынки как закрылись, так и не открылись. Аккредитацию смогли получить лишь пара тех агентств, которые имеют среди акционеров влиятельнейших лоббистов, а те, которые принадлежат не таким «крутым» частным лицам, просто много лет тихо делающим свою работу, к сожалению, мало что светит. Рынок перешел в состояние дуополии. По всем экономическим канонам, цены у крупнейшего монополиста зашкаливают (международники в изумлении выпучивают глаза, глядя на эти тарифы). Те агентства, которые еще живы или на что-то надеются, жалуются на небывалую, совершенно избыточную регуляторную нагрузку и неимоверную отчетность, убивающую бизнес. Средние и малые компании, о которых так якобы печется Правительство, лишаются доступа к независимой рейтинговой экспертизе. Зачем было такой дорогой огород городить, осталось непонятным.






Новости Новости Релизы