Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Объем нового бизнеса по итогам 2021 года покажет рост более 40%
15.10.2021 FinCorpFinRetailАналитика

Объем нового бизнеса по итогам 2021 года покажет рост более 40%

О состоянии российского рынка лизинга, потенциально новых драйверах его развития и факторах успеха Группы «Газпромбанк Лизинг» в интервью «БО» рассказал генеральный директор Группы Максим Калинкин


Максим Калинкин, генеральный директор Группы «Газпромбанк Лизинг»— Максим Юрьевич, Группа «Газпромбанк Лизинг» в этом году впервые возглавила рынок лизинга в России, по оценкам агентства «Эксперт РА». Как вам это удалось? 

— Это не было целью, хотя наши амбиции порой опережают сам рынок лизинга. Динамичный рост Группы по объему нового бизнеса в 2021 году основан на сильной команде и поддержке нашего акционера — Газпромбанка. Это фундамент, на котором мы развиваем бизнес, используем высококлассную систему по управлению рисками и активами. 

Как итог объем нового бизнеса Группы «Газпромбанк Лизинг», включая розничные компании «Газпромбанк Автолизинг» и Carcade, показал рост в 170% за первое полугодие 2021-го и достиг 105,6 млрд рублей (с НДС).

Также мы впервые возглавили рынок лизинга в легковом автосегменте. Объем нового бизнеса достиг 34 млрд рублей в первом полугодии 2021-го, что на 184% превышает результат того же периода прошлого года.

Несмотря на все проблемы на авторынке (дефицит автомобилей, нехватка комплектующих), мы смогли нарастить бизнес. Ключевыми факторами, которые оказали влияние на рост, стали: активная работа по всем ключевым госпрограммам льготного лизинга Минпромторга РФ, разработка выгодных для клиентов партнерских программ, грамотная работа с повторными продажами и прочее. 

— Ваш прогноз по итогам года — останетесь ли вы в лидерах рынка? 

— У нас нет задачи достичь лидерства на рынке лизинга. Для нас приоритет — быть стабильными и надежными для клиентов, а также оправдывать ожидания нашего акционера, в том числе по качеству и прибыли. 

Важно качественно работать с клиентами, договариваться для них о выгодных условиях с поставщиками и производителями, а также не демпинговать, так как в будущем это только кратно снизит качество обслуживания клиентов компании. В нашей практике есть кейсы, когда мы не можем снизиться по финансовым условиям, но зато готовы предоставить высококачественный индивидуальный сервис, который перекрывает все прочие неудобства. 

— Что важного удалось сделать за почти год вашего руководства Группой? 

— С гордостью отмечу, что мы наконец подошли к тому, когда продукты и услуги Группы «Газпром» и Газпромбанка постепенно становятся доступными для наших клиентов на выгодных условиях. К примеру, «Газпромбанк Автолизинг» предлагает скидки на топливо в сети заправок «Газпромнефть». Эта программа сейчас дорабатывается для клиентов всей Группы, включая Carcade. В работе еще много отличных совместных проектов, о результатах будем рассказывать. 

Также мы увеличили свои возможности в сегменте лизинга морских и речных судов, как результат — второе место по объему бизнеса за первое полугодие 2021-го. Сейчас в портфеле компании 27 судов различного класса общей стоимостью более 40 млрд рублей. 

В настоящее время мы работаем над усилением позиций Группы в регионах в целях еще большей популяризации лизинга и проникновения в те отрасли и проекты, которые ранее нам были недоступны.

Сегодня мы занимаем первое место на рынке лизинга в Санкт-Петербурге, второе место на Урале, третье место в Северно-Западном ФО (за исключением Санкт-Петербурга), четвертое и пятое места в Сибири и Приволжье соответственно.

В региональном разрезе нашим приоритетом является финансирование социально направленных объектов, инфраструктурных и прочих.

Подчеркну, что я уже более 20 лет работаю в лизинговой отрасли. Имею опыт как в розничном, так и в корпоративном направлениях лизинга. Благодаря этому, а также поддержке акционера удалось качественно сплотить команду Группы «Газпромбанк Лизинг», настроенную на общий результат. 

— Как оцениваете итоги рынка лизинга за первое полугодие 2021 года? 

— Достигнутые результаты рынка по итогам полугодия впечатляют. Объем нового бизнеса показал рост в 66% по сравнению с тем же периодом прошлого года и достиг 945 млрд рублей, лизинговый портфель рынка превысил 5,6 трлн рублей (+7% к началу года), по данным рейтингового агентства «Эксперт РА».

Конечно, сравнивать результаты рынка с прошлым годом не совсем корректно. Однако экономические и социальные условия работы в прошлом году, особенно во втором квартале, были беспрецедентными. Поэтому то, что рынок лизинга показывает положительную динамику, оцениваю позитивно. 

Также по итогам первого полугодия 2021 года проникновение лизинга в ВВП страны достигло своих рекордных значений: 2%. Доля лизинга в инвестициях выросла с 7% в 2020 году до 12% в 2021-м, что говорит о значительном повышении спроса на лизинг как инструмент финансирования.

— Автолизинг — драйвер рынка лизинга уже много лет. Когда закончится его эпоха? 

— В будущем автолизинг по-прежнему будет драйвером рынка лизинга в России. Для этого есть все условия. Это и появление новых сервисов и продуктов, например подписки на автомобили, и популяризация лизинга автомобилей для физических лиц, который постепенно, уверен, преодолеет менталитет населения по владению активом, как это было в свое время с каршерингом. Растущий спрос на газомоторную технику и намечающиеся тенденции в развитии электротранспорта также окажут поддержку дальнейшим темпам роста автолизинга в России.

Но вне зависимости от этих ключевых трендов стареющий автопарк России сам по себе подпитывает рынок лизинга. По данным «Автостата», средний возраст легковых автомобилей на начало 2021 года — почти 14 лет, средний возраст грузового транспорта  приближается к 22 годам. Соответственно останется необходимость обновлять парки, которые в том числе должны соответствовать более высоким экологическим стандартам Евро-5 и выше.

— Какие сегменты в ближайшее время могут «выстрелить»? 

— Совершенно точно можно говорить о позитивном характере роста сегментов лизинга фитинговых платформ и морских судов, поскольку наблюдается повышенный спрос на контейнерные перевозки и по железнодорожным сетям, и по воде. Также, можно сказать, уже восстановился спрос на авиализинг. По данным Росавиации, российские авиаперевозчики практически вернулись к допандемийным значениям. В августе текущего года объем перевозок был всего на 3,67% меньше, чем в 2019 году, но в 1,5 раза больше, чем в августе 2020-го. Наша страна наравне с США, Бразилией и Китаем лидирует в восстановлении перелетов по причине наличия внутреннего спроса на авиауслуги. Сегодня мы получаем много интересных запросов на лизинг как крупной пассажирской, так и малой авиации.

— Какой сегмент сильно недооценен на рынке лизинга?

— Есть сегменты, которые не то чтобы недооценены, но требуют более глубокой популяризации со стороны игроков. К примеру, реализация лизинговых проектов в рамках госзакупок по Закону № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Субъекты Российской Федерации по большей части достаточно осторожно относятся к лизингу. Общая сумма размещенных контрактов и договоров в 2021 году составляет на текущий период 22 трлн рублей. Доля лизинга в этом объеме — всего 0,5%. Поэтому лизинговым компаниям предстоит еще многое сделать, чтобы поменять отношение к нашему продукту. 

— Ваш прогноз по рынку лизинга по итогам 2021 года?

— По прогнозам наших аналитиков, объем нового бизнеса российского рынка лизинга по итогам 2021 года покажет рост более 40% и достигнет 2 трлн рублей. Основное влияние на это окажут сегменты лизинга автотранспорта, строительной и строительно-дорожной техники, а также восстановление сегментов лизинга корпоративного направления. Со своей стороны, мы продолжим наращивать объемы бизнеса во всех ключевых направлениях, в том числе в новых нишах.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ