Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Обзор регулирования финансовых рынков
- 24 июля комитетом Ассоциации российских банков по управлению рисками был проведен второй из серии вебинаров по внедрению и совершенствованию Внутренних Процедур Оценки Достаточности капитала (далее в тексте – «ВПОДК») в банках Российской Федерации.
В течение вебинара были рассмотрены процедура идентификации рисков, система управления рисками (включая кибер.риск) и процедуры управления капиталом (включая стандарты качества данных, используемых при расчете капитала).
- Ассоциация российских банков направила письмо министру промышленности и торговли Денису Мантурову о порядке предоставления кредитным организациям из федерального бюджета субсидий на возмещение выпадающих доходов по выданным в 2018 году кредитам физическим лицам на приобретение автомобилей.
АРБ напомнила, что банки-кредиторы, принявшие участие в Госпрограммах, по состоянию на текущий момент не получили возмещение затрат на уплату первоначального взноса в размере 10 процентов стоимости приобретенных автомобилей по договорам, заключенным в 2018 году.
- АРБ обратилась в Госдуму и РСПП с просьбой не допустить значительного повышения штрафов для банков.
Ассоциация совместно с банками – членами АРБ рассмотрела законопроект, в соответствии с которым предлагается значительно увеличить размер штрафов, предусмотренных частью первой и пунктами первыми части второй и части четвертой статьи 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В соответствии с законопроектом предельный размер штрафа, взыскиваемого с кредитной организации на основании части первой статьи 74 Закон № 86-ФЗ, предлагается увеличить с 0,1 % минимального размера уставного капитала до 0,1 % размера собственных средств (капитала). Таким образом, размер штрафа обусловливается именно размером собственных средств (капитала) кредитной организации, который у действующей кредитной организации значительно превосходит минимальный размер уставного капитала. Так, например, согласно статистическим данным Банка России на 1 марта 2018 года у кредитной организации, занимающей 5 место по величине собственных средств, можно будет взыскивать штрафы в размере до 357 млн рублей, 30 место — до 36,5 млн рублей, 100 место — до 6,8 млн рублей, 200 место — до 1,7 млн рублей.
-Ассоциация российских банков написала письмо председателю ЦБ РФ «О допустимом формате внесения изменений в договор потребительского кредита», в части, условий о размере лимита кредитования и нового значения полной стоимости потребительского кредита (ПСК).
- 4 июля в Ассоциации банков России состоялась встреча членов Комитета по финансовым технологиям с представителями Банка России и Сбербанка, на которой обсуждались существующие концепции регулирования Цифрового профиля.
- 26 июля состоялось заседание Комитета Ассоциации банков России по инвестиционным банковским продуктам, на котором был рассмотрен законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части стимулирования жилищных сбережений.
- 27 июля состоялось заседание Комитета Ассоциации банков России по информационной безопасности, на которым обсуждалась вопросы стандартизации и взаимодействия крупных корпоративных, государственных и сервисных центров киберзащиты (Security Operation Center).
- Росфинмониторинг ответил на обращение Ассоциации «Россия» об открытии финансовым управляющим счета должнику-физическому лицу при наличии у должника, не действующего документа, удостоверяющего личность.
- Распоряжением Правительства от 23 июля 2018 года №1510-р, в новой редакции Меморандума о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» определены основные направления и показатели инвестиционной, внешнеэкономической, финансовой деятельности, деятельности по поддержке экспорта при реализации проектов в России и за рубежом. Это позволит оптимизировать работу Внешэкономбанка за счет развития нормативной базы, будет способствовать повышению эффективности деятельности госкорпорации как национального института развития.
- В Госдуму внесен законопроект о либерализации административной ответственности за нарушение валютного законодательства.
Законопроектом предусматривается снижение административных штрафов за невыполнение резидентом в течение 30 календарных дней после окончания срока, установленного внешнеторговым договором, обязанности по получению денежных средств на свои банковские счета в уполномоченных банках в соответствии с условиями такого договора, а также за невыполнение резидентом обязанности по получению денежных средств на свои банковские счета в уполномоченных банках в соответствии с условиями договора займа, в установленный таким договором срок. Цель законопроекта – смягчить административную нагрузку на российских экспортёров и импортёров при внешнеторговой деятельности.
- Госдума в третьем чтении приняла законопроект № 489169-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (об изменении налоговой ставки налога на добавленную стоимость и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).
- Госдума в третьем чтении приняла законопроект № 194162-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части распространения системы страхования вкладов на микропредприятия и малые предприятия).
- Госдума в третьем чтении приняла законопроект № 427003-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях"» (в части совершенствования порядка формирования, получения и хранения кредитных историй).
- Госдума в третьем чтении приняла законопроект № 488838-7 «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».
- Госдума в третьем чтении приняла законопроект № 488870-7 «О внесении изменений в статьи 1 и 10 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в связи с принятием Федерального закона "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края" и Федерального закона "О международных компаниях"» (в части предоставления международным компаниям возможности производить расчеты при осуществлении валютных операций без использования счетов в уполномоченных банках).
- Банк Росии опубликовал Указание Банка России от 20.07.2018 № 4871-У «Об обязательных резервных требованиях».
- Банк России разработал проект указания Банка России «О форме и порядке формирования реестра обязательств банка перед вкладчиками».
Целью Проекта является изменение структуры данных реестра обязательств банка перед вкладчиками, необходимых для обеспечения процедуры выплат возмещения по счетам (вкладам) субъектов малого предпринимательства в соответствии с социально значимым законопроектом № 194162-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также по счетам с несколькими бенефициарами (совместные счета) и счетам эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилья в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, которым с 1 июня 2018 года введен новый вид счета — совместный счет, и Федеральным законом № 177-ФЗ, распространяющим с 1 июля 2018 года страховую защиту на банковские счета эскроу дольщиков.
Действие Проекта будет распространяться на банки, включенные государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» в реестр банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов.
Предполагается вступление в силу Проекта с 1 января 2019 года.
- Банк России разработал проект указания «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 28.06.2017 № 180-И «Об обязательных нормативах банков» в связи со вступлением в силу Федерального закона от 7 марта 2018 года № 53-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и разработкой проекта указания Банка России «О видах активов и характеристиках видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска», определяющего перечень активов, в отношении которых Банк России на основании решения Совета директоров будет устанавливать надбавки к коэффициентам риска, которые учитываются при расчете нормативов достаточности капитала.
Проект предусматривает следующие нормы.
1. Исключение применения в рамках Инструкции № 180-И повышенных коэффициентов риска по активам, по которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска, а именно, потребительским кредитам (займам), кредитам на приобретение жилого помещения, обеспеченным залогом жилого и нежилого помещения (ипотекой), кредитам в иностранной валюте юридическим и физическим лицам, кредитам физическим лицам в рублях на финансирование по договору долевого участия в строительстве, кредитам юридическим лицам в рублях на финансирование операций с недвижимым имуществом.
Для указанных видов активов, к которым могут быть применены надбавки к коэффициентам риска в рамках нового механизма регулирования, коэффициенты риска в Инструкции Банка России № 180-И будут приведены к стандартному значению (100%, за исключением активов с пониженными коэффициентами риска).
В состав знаменателя при расчете нормативов достаточности капитала будет включаться итоговый результат применения надбавок к коэффициентам риска, рассчитанный в соответствии с проектом указания Банка России «О видах активов и характеристиках видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска» (код 8769).
2. Отмену норматива максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам) (Н9.1).
3. Отмену льготы при расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) в части не включения в показатель Крз требований к банкам – членам банковской группы, являющимся нерезидентами.
4. Увеличение максимальной суммы требований к одному заемщику (группе связанных заемщиков) до 65 млн. рублей при применении пониженного коэффициента риска 75% по требованиям к МСП (в настоящее время - 60 млн. рублей).
5. Распространение применения при расчете нормативов пониженного коэффициента риска 20% на номинированные и фондированные в рублях требования, обеспеченные номинированными в рублях гарантиями (поручительствами) единого института развития в жилищной сфере.
6. Увеличение порога неприменения повышенного коэффициента риска 150% к нетранспарентным сделкам в связи с несущественностью суммы сделки с 5 млн. рублей до 10 млн. рублей (код 8813) в целях приведения в соответствие с нормами Положения Банка России от 28.06.2017 № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности».
Дополнительно отмечаем, что Проект содержит ссылки на коды 8795 – 8799 приложения 1 к Инструкции № 180-И (повышенные коэффициенты риска по кредитам на потребительские цели в рублях, предоставленным после 1 сентября 2018 года заемщикам – физическим лицам), которые не вступили в силу и вводятся Указанием Банка России «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 28 июня 2017 года № 180-И «Об обязательных нормативах банков», утвержденным Советом директоров Банка России 20 июля 2018 года.
- Банк России опубликовал Указание Банка России от 21.06.2018 № 4826-У «О внесении изменений в пункты 1.3 и 1.6 Положения Банка России от 2 октября 2017 года № 604-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета кредитными организациями операций по привлечению денежных средств по договорам банковского вклада (депозита), кредитным договорам, операций по выпуску и погашению (оплате) облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов».
- Банк России опубликовал Указание Банка России от 21.06.2018 № 4827-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 октября 2017 года №605-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета кредитными организациями операций по размещению денежных средств по кредитным договорам, операций связанных с осуществлением сделок по приобретению права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме, операций по обязательствам по выданным банковским гарантиям и предоставлению денежных средств».
- Банк России опубликовал Указание Банка России от 21.06.2018 № 4828-У «О внесении изменений в положение Банка России от 2 октября 2017 года № 606-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета кредитными организациями операций с ценными бумагами».
Для противостояния киберугрозам в России не хватает примерно 50 тыс. специалистов по информационной безопасности. Предлагаем присмотреться к явлению — найти его причины, уточнить, в каких ИБ-специалистах есть потребность и глазами экспертов взглянуть на готовность вузовских выпускников
2 октября 2024 года ОТП собрал на своем вечернем приеме журналистов в Музее русского импрессионизма. Здесь в неформальной атмосфере топ-менеджеры банка рассказали о том, почему для банка важно общаться со СМИ и что они по-прежнему остаются «четвертой властью»
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В рамках акции банк перечисляет один рубль за каждую покупку еды в супермаркетах, кафе и ресторанах в период с 30 сентября по 30 октября 2024 года в благотворительный фонд «Дари еду» на развитие проекта «Социальные кухни»