Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Обзор событий на рынке банковского надзорного регулирования за неделю (23–27 июля 2018 года)
30.07.2018 Аналитика

Обзор событий на рынке банковского надзорного регулирования за неделю (23–27 июля 2018 года)

Обзор регулирования финансовых рынков


Отраслевые ассоциации и объединения

- 24 июля комитетом Ассоциации российских банков по управлению рисками был проведен второй из серии вебинаров по внедрению и совершенствованию Внутренних Процедур Оценки Достаточности капитала (далее в тексте – «ВПОДК») в банках Российской Федерации.

В течение вебинара были рассмотрены процедура идентификации рисков, система управления рисками (включая кибер.риск) и процедуры управления капиталом (включая стандарты качества данных, используемых при расчете капитала).

- Ассоциация российских банков направила письмо министру промышленности и торговли Денису Мантурову о порядке предоставления кредитным организациям из федерального бюджета субсидий на возмещение выпадающих доходов по выданным в 2018 году кредитам физическим лицам на приобретение автомобилей.

АРБ напомнила, что банки-кредиторы, принявшие участие в Госпрограммах, по состоянию на текущий момент не получили возмещение затрат на уплату первоначального взноса в размере 10 процентов стоимости приобретенных автомобилей по договорам, заключенным в 2018 году.

- АРБ обратилась в Госдуму и РСПП с просьбой не допустить значительного повышения штрафов для банков.

Ассоциация совместно с банками – членами АРБ рассмотрела законопроект, в соответствии с которым предлагается значительно увеличить размер штрафов, предусмотренных частью первой и пунктами первыми части второй и части четвертой статьи 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В соответствии с законопроектом предельный размер штрафа, взыскиваемого с кредитной организации на основании части первой статьи 74 Закон № 86-ФЗ, предлагается увеличить с 0,1 % минимального размера уставного капитала до 0,1 % размера собственных средств (капитала). Таким образом, размер штрафа обусловливается именно размером собственных средств (капитала) кредитной организации, который у действующей кредитной организации значительно превосходит минимальный размер уставного капитала. Так, например, согласно статистическим данным Банка России на 1 марта 2018 года у кредитной организации, занимающей 5 место по величине собственных средств, можно будет взыскивать штрафы в размере до 357 млн рублей, 30 место — до 36,5 млн рублей, 100 место — до 6,8 млн рублей, 200 место — до 1,7 млн рублей.

-Ассоциация российских банков написала письмо председателю ЦБ РФ «О допустимом формате внесения изменений в договор потребительского кредита», в части, условий о размере лимита кредитования и нового значения полной стоимости потребительского кредита (ПСК).

- 4 июля в Ассоциации банков России состоялась встреча членов Комитета по финансовым технологиям с представителями Банка России и Сбербанка, на которой обсуждались существующие концепции регулирования Цифрового профиля.

- 26 июля состоялось заседание Комитета Ассоциации банков России по инвестиционным банковским продуктам, на котором был рассмотрен законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части стимулирования жилищных сбережений.

- 27 июля состоялось заседание Комитета Ассоциации банков России по информационной безопасности, на которым обсуждалась вопросы стандартизации и взаимодействия крупных корпоративных, государственных и сервисных центров киберзащиты (Security Operation Center).

- Росфинмониторинг ответил на обращение Ассоциации «Россия» об открытии финансовым управляющим счета должнику-физическому лицу при наличии у должника, не действующего документа, удостоверяющего личность.

Законопроекты и рекомендации

- Распоряжением Правительства от 23 июля 2018 года №1510-р, в новой редакции Меморандума о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» определены основные направления и показатели инвестиционной, внешнеэкономической, финансовой деятельности, деятельности по поддержке экспорта при реализации проектов в России и за рубежом. Это позволит оптимизировать работу Внешэкономбанка за счет развития нормативной базы, будет способствовать повышению эффективности деятельности госкорпорации как национального института развития.

- В Госдуму внесен законопроект о либерализации административной ответственности за нарушение валютного законодательства.

Законопроектом предусматривается снижение административных штрафов за невыполнение резидентом в течение 30 календарных дней после окончания срока, установленного внешнеторговым договором, обязанности по получению денежных средств на свои банковские счета в уполномоченных банках в соответствии с условиями такого договора, а также за невыполнение резидентом обязанности по получению денежных средств на свои банковские счета в уполномоченных банках в соответствии с условиями договора займа, в установленный таким договором срок. Цель законопроекта – смягчить административную нагрузку на российских экспортёров и импортёров при внешнеторговой деятельности.

- Госдума в третьем чтении приняла законопроект № 489169-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (об изменении налоговой ставки налога на добавленную стоимость и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).

- Госдума в третьем чтении приняла законопроект № 194162-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части распространения системы страхования вкладов на микропредприятия и малые предприятия).

- Госдума в третьем чтении приняла законопроект № 427003-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях"» (в части совершенствования порядка формирования, получения и хранения кредитных историй).

- Госдума в третьем чтении приняла законопроект № 488838-7 «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

- Госдума в третьем чтении приняла законопроект № 488870-7 «О внесении изменений в статьи 1 и 10 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в связи с принятием Федерального закона "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края" и Федерального закона "О международных компаниях"» (в части предоставления международным компаниям возможности производить расчеты при осуществлении валютных операций без использования счетов в уполномоченных банках).

- Банк Росии опубликовал Указание Банка России от 20.07.2018 № 4871-У «Об обязательных резервных требованиях».

- Банк России разработал проект указания Банка России «О форме и порядке формирования реестра обязательств банка перед вкладчиками».
Целью Проекта является изменение структуры данных реестра обязательств банка перед вкладчиками, необходимых для обеспечения процедуры выплат возмещения по счетам (вкладам) субъектов малого предпринимательства в соответствии с социально значимым законопроектом № 194162-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также по счетам с несколькими бенефициарами (совместные счета) и счетам эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилья в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, которым с 1 июня 2018 года введен новый вид счета — совместный счет, и Федеральным законом № 177-ФЗ, распространяющим с 1 июля 2018 года страховую защиту на банковские счета эскроу дольщиков.

Действие Проекта будет распространяться на банки, включенные государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» в реестр банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов.
Предполагается вступление в силу Проекта с 1 января 2019 года.

-  Банк России разработал проект указания «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 28.06.2017 № 180-И «Об обязательных нормативах банков» в связи со вступлением в силу Федерального закона от 7 марта 2018 года № 53-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и разработкой проекта указания Банка России «О видах активов и характеристиках видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска», определяющего перечень активов, в отношении которых Банк России на основании решения Совета директоров будет устанавливать надбавки к коэффициентам риска, которые учитываются при расчете нормативов достаточности капитала.

Проект предусматривает следующие нормы.

1. Исключение применения в рамках Инструкции № 180-И повышенных коэффициентов риска по активам, по которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска, а именно, потребительским кредитам (займам), кредитам на приобретение жилого помещения, обеспеченным залогом жилого и нежилого помещения (ипотекой), кредитам в иностранной валюте юридическим и физическим лицам, кредитам физическим лицам в рублях на финансирование по договору долевого участия в строительстве, кредитам юридическим лицам в рублях на финансирование операций с недвижимым имуществом.

Для указанных видов активов, к которым могут быть применены надбавки к коэффициентам риска в рамках нового механизма регулирования, коэффициенты риска в Инструкции Банка России № 180-И будут приведены к стандартному значению (100%, за исключением активов с пониженными коэффициентами риска).

В состав знаменателя при расчете нормативов достаточности капитала будет включаться итоговый результат применения надбавок к коэффициентам риска, рассчитанный в соответствии с проектом указания Банка России «О видах активов и характеристиках видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска» (код 8769).

2. Отмену норматива максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам) (Н9.1).

3. Отмену льготы при расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) в части не включения в показатель Крз требований к банкам – членам банковской группы, являющимся нерезидентами.

4. Увеличение максимальной суммы требований к одному заемщику (группе связанных заемщиков) до 65 млн. рублей при применении пониженного коэффициента риска 75% по требованиям к МСП (в настоящее время - 60 млн. рублей).

5. Распространение применения при расчете нормативов пониженного коэффициента риска 20% на номинированные и фондированные в рублях требования, обеспеченные номинированными в рублях гарантиями (поручительствами) единого института развития в жилищной сфере.

6. Увеличение порога неприменения повышенного коэффициента риска 150% к нетранспарентным сделкам в связи с несущественностью суммы сделки с 5 млн. рублей до 10 млн. рублей (код 8813) в целях приведения в соответствие с нормами Положения Банка России от 28.06.2017 № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности».

Дополнительно отмечаем, что Проект содержит ссылки на коды 8795 – 8799 приложения 1 к Инструкции № 180-И (повышенные коэффициенты риска по кредитам на потребительские цели в рублях, предоставленным после 1 сентября 2018 года заемщикам – физическим лицам), которые не вступили в силу и вводятся Указанием Банка России «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 28 июня 2017 года № 180-И «Об обязательных нормативах банков», утвержденным Советом директоров Банка России 20 июля 2018 года.

- Банк России опубликовал Указание Банка России от 21.06.2018 № 4826-У «О внесении изменений в пункты 1.3 и 1.6 Положения Банка России от 2 октября 2017 года № 604-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета кредитными организациями операций по привлечению денежных средств по договорам банковского вклада (депозита), кредитным договорам, операций по выпуску и погашению (оплате) облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов».

- Банк России опубликовал Указание Банка России от 21.06.2018 № 4827-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 октября 2017 года №605-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета кредитными организациями операций по размещению денежных средств по кредитным договорам, операций связанных с осуществлением сделок по приобретению права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме, операций по обязательствам по выданным банковским гарантиям и предоставлению денежных средств».

- Банк России опубликовал Указание Банка России от 21.06.2018 № 4828-У «О внесении изменений в положение Банка России от 2 октября 2017 года № 606-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета кредитными организациями операций с ценными бумагами».

- Вышел «Вестник Банка России» № 56–57.

- Вышел «Вестник Банка России» № 58.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ