Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

28.12.2018 Best-practice
Офис банка на ладони

Тенденции и ритм жизни таковы, что все должно быть «здесь и сейчас» Мобильный банк — не исключение



Главной целью внедрения нашего мобильного банка было предоставить клиентам полноценное дистанционное обслуживание, ничем не уступающее обслуживанию в офисе Банка. Главные требования, которых мы придерживались в течение всего цикла разработки и внедрения технологических решений, — программное обеспечение должно оперативно работать, быть интуитивно понятным в использовании, учитывать все тенденции развития дистанционных финансовых сервисов.

Функционал нашего мобильного приложения позволяет получить основные банковские продукты и услуги в режиме реального времени. Наиболее востребованные услуги реализованы через стандартные операции. К ним, в частности, относятся:

• открытие и закрытие счетов в рублях и иностранной валюте;

• блокировка платежной карты в процессинге;

• открытие и обслуживание вкладов.

В рамках работы с модулем депозитов как достаточно сложного продукта, обладающего множеством существенных параметров, было важно реализовать полный цикл заключения и обслуживания договора — от подбора наиболее подходящего вклада из всей линейки Банка по параметрам, задаваемым клиентом, до открытия вклада из мобильного приложения и реализации полного цикла операций по обслуживанию вклада (пополнение, частичное изъятие, закрытие) с онлайн-интеграцией информации из мобильного приложения с учетной системой Банка. В мобильном приложении реализовано отображение подробной информации по каждому вкладу, включая характеристики вклада и историю операций.

Переводы и платежи со счетов и платежных карт. Составляет максимальную долю операций, осуществляемых через мобильный банк. Традиционно самые популярные среди клиентов опции — это перевод между своими счетами; перевод другому клиенту Банка, который можно сделать, используя номер телефона, в том числе из своей книги контактов; перевод в другой банк. В мобильном банке реализован обширный блок по оплате услуг, включающий оплату сотовой связи, Интернета, жилищно-коммунальных услуг, налогов и штрафов, «ВКонтакте» и прочего. При оплате бюджетных платежей реализован поиск платежных документов по УИН и ИНН плательщика.

Безналичный обмен валюты. Востребованная операция, особенно привлекательная за счет специального курса, который обеспечивается отсутствием издержек на затраты по операционным работникам. К тому же клиент осуществляет операцию одним кликом, делая выбор из представленного списка курсов валют — выгодное отличие от операции в офисе, которое требует оформления дополнительного заявления.

Обслуживание кредитов. Как и в случае с депозитами, в данном модуле реализован полный цикл — от подачи заявки на кредит до погашения задолженности и закрытия кредита. Очень удобно осуществлять досрочное погашение, как полное, так и частичное, — без дополнительных заявлений, с возможностью выбора по изменению графика платежей, с уменьшением срока платежей или с уменьшением суммы платежа. Также можно оставить заявку на перенос даты платежа. Здесь еще более, чем в модуле депозитов, востребовано получение всей актуальной информации по текущему состоянию кредита и его детализации, включая выведение графика плановых платежей на экран мобильного телефона и возможность формирования и направления графика на электронную почту.

Помимо перечисленного интерфейс предлагает пользователю удобное сохранение реквизитов переводов и платежей в списках в разделах «Избранное» и «Мои получатели», Например, при проведении операции оплаты услуг с множественными реквизитами можно добавить проведенные операции в «Избранное» и присвоить им понятные (возможно, только пользователю) названия. Используя эту функцию, регулярные операции можно выполнять по заранее указанным реквизитам, корректируя только суммы. Если вы часто делаете переводы определенным людям или организациям, то в момент перевода можно добавлять их реквизиты в список «Мои получатели», благодаря которому перевод избранному лицу можно сделать в пару кликов, без повторного заведения реквизитов.

Поддерживать и развивать достойное мобильное приложение под силу даже небольшой, но заинтересованной в этом проекте команде

Несмотря на то что функционалы разделов «Избранное» и «Мои получатели» отчасти схожи в том, что позволяют ввести реквизиты один раз и далее использовать их без повторного ввода, они разделены логически и для удобства клиентов. Как было сказано, в «Избранное» обычно добавляются регулярные операции оплаты услуг, такие как оплаты за телефон, Интернет, коммунальные платежи. В списке «Мои получатели» хранятся платежные реквизиты конкретных лиц.

Помимо стандартного (хотя и очень обширного) функционала по осуществлению банковских операций мобильное приложение является важным каналом обратной связи и консультирования клиентов. Учитывая, что при совершении любой операции у пользователя может возникнуть вопрос или ему может понадобиться консультация, мы реализовали чат, посредством которого можно общаться с сотрудниками Банка напрямую, не выходя из приложения. Отдельно был реализован канал приема заявок клиентов в свободной форме с верификацией с помощью СМС-кодов, что позволило предоставлять услуги и запросы с условиями, отклоняющимися от стандартных, через мобильное приложение без личного визита клиента в Банк.

Разумеется, реализация приложения, функционал которого фактически предоставляет собой офис Банка в одном смартфоне, изначально требовал как значительных затрат времени на разработку, так и внушительного бюджета и привлечения ресурсов вендора. Однако в рамках концепции развития Банка с преимущественным применением lean-технологий, постоянного поиска нестандартных решений после принятия в тестовую эксплуатацию первоначальной, базовой версии мобильного приложения, разработанного Банком совместно с вендором, мы приняли решение взять на себя все дальнейшие доработки. Наши ожидания от использования собственных ресурсов по разработке, тестированию и внедрению обновлений превзошли ожидания — всего за пару месяцев была разработана, протестирована и предоставлена пользователям версия приложения, включающая авторизацию пользователя при входе в приложение с использованием трендовых UX/UI-функций — по отпечатку пальца, по короткому коду, использование push-кодов в нефинансовых операциях, автоматическое распознавание push-кодов и СМС-кодов, которые сами проставляются в нужные поля, что избавляет клиента от необходимости переключаться между различными окнами, искать нужные СМС-коды для подтверждения операций: приложение все делает самостоятельно, достаточно немного настроить смартфон.

Важной новой доработкой мобильного банка, которую мы осуществили своими силами, стала реализация возможности автоматического заполнения реквизитов платежа посредством наведения мобильного устройства на QR-код платежного документа. Благодаря внедрению данного технологического решения клиенту стало проще осуществлять платежи и переводы при оплате налогов, штрафов, ЖКХ и других квитанций, имеющих QR-код.

Вдохновленные достигнутыми результатами, мы поставили себе цель реализовать перечисленные ниже кейсы для доработки мобильного приложения, которые мы планируем выпустить в ближайших сборках приложения.

1. Внедрение функционала передачи документов посредством мобильного приложения, с помощью которого пользователь сможет заполнять различные формуляры заявлений в любом удобном для себя месте, затем снимать с них изображение (фото или сканированную копию) и отправлять посредством приложения без необходимости их доставки в офис Банка. Аналогичное решение планируется использовать для предоставления клиенту через мобильное приложение необходимых банковских подтверждающих документов (графика платежей, справок и пр.). Данное технологическое решение в настоящее время находится на этапе бета-тестирования.

2. Реализация работы с долгосрочными поручениями по платежам и переводам.

3. Предоставление возможности работы с пакетами банковских услуг (ПБУ) в части таких операций, как подключение/закрытие ПБУ, управление любимой категорией cashback, управление опциями ПБУ.

4. Формирование запроса на получение своей кредитной истории пользователем мобильного приложения.

5. И последнее, но не по значимости. Банк принял решение ввести в приложение возможности, основанные на функционале дополненной реальности (англ. аugmented reality, AR). Это амбициозная задача и новая для Банка сфера разработок, и на данном этапе нельзя говорить о том, каким именно будет функционал приложения с использованием AR, но первые шаги к внедрению технологии разработчики преподнесли в качестве подарка Банку и коллегам к Новому году — эта технология будет реализована в корпоративном календаре компании на 2019 год. Разумеется, Банк с радостью поделится релизом по факту запуска данного проекта.

Напоследок хочется отметить, что, несмотря на стремительное развитие технологий и конкуренции, поддерживать и развивать достойное по графике и дизайну, современное с точки зрения IT-тенденций, релевантное запросам и полное с точки зрения банковских функций мобильное приложение под силу даже небольшой, но заинтересованной в этом проекте команде. Люди, болеющие своим делом, постоянно ищущие новые решения, обогащающие имеющиеся разработки, свободные от навязанных шаблонов и умеющие посмотреть на ситуацию с разных сторон, не боящиеся выйти за рамки стандартного решения, составляют достойную конкуренцию проектам с миллиардными бюджетами и огромным штатом разработчиков и способны предложить клиентам сервис высокого уровня, облаченный в актуальную с технологической точки зрения форму.



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм

Сейчас на главной