Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Ольга Красногор (ВЕЛЬД-21): У каждого напитка своя судьба
17.11.2014

Ольга Красногор (ВЕЛЬД-21): У каждого напитка своя судьба

Почему одни напитки — например, французский коньяк или мексиканская текила, известны во всем мире, а японское сакэ или немецкий киршвассер популярны лишь в Японии и Германии? Об этом «Б.О» рассказала координатор отдела маркетинга компании «ВЕЛЬД-21» Ольга Красногор


— Ольга, можно ли утверждать, что жители России стали жертвами рекламы. Им внушили, что нужно употреблять исключительно французское вино, шотландский виски, доминиканский ром и т.п., а, например, не итальянскую граппу?

— Безусловно, реклама и навязывание стиля жизни крупнейшими производителями алкоголя может приводить к концентрации спроса на конкретном продукте или бренде. Но в современных условиях, когда реклама алкоголя в России фактически запрещена, проблемой является как раз слабая информированность потребителей о марках и типах продуктов. Поскольку население в большинстве своем не разбирается в алкоголе, то, на мой взгляд, это приводит к тому, что потребители боятся экспериментировать и покупают то, что на слуху…Зачем пить что-то неизвестное — при отсутствии водки (как антидота), если есть опробованные приличные напитки?

— А может, причина низкого интереса к экзотическому алкоголю в том, что только лет двадцать назад потребители получили к нему доступ?

— В какой-то мере вы правы. Например, в прейскурантах виноторговых компаний Российской Империи в начале XX века из крепких напитков присутствовали водка, коньяк (отечественный и «буржуйский»), джин, ликер, ром (отечественный и «индийский»). Виски был, но только в качестве редкости и в основном продавался в ресторанах.

В советские годы ассортимент по вполне понятным причинам ужался еще больше. Возглавляла список водка, сопровождением были коньяк, настойки, наливки, ликеры. После исчезновения с политической карты СССР ситуация изменилась.

Индустрия ширилась вслед за ростом доходов населения. Увеличилось потребление и, как ни странно, производство коньяков. Заняли на полках изрядное место арманьяки, кальвадосы, марки, граппы, бренди из фруктов и пр. При их распространении решающую роль играл авторитет страны-производителя. Французский коньяк — это звучит убедительно, почти как шведская сталь или немецкие машины.

В то же время необходимо признать, что в массе своей россияне пьют водку. Хотя могли бы пить, например, сётю [японский спиртной напиток, «жженое вино» — прим. «Б.О»], шнапс или промышленный ирландский самогон Poitin (читается не «Путин», а «почин»), который гораздо лучше нашей среднестатистической водки. И крепостью, и вкусом, и гонят его «братья по пьянству» из зерна и ячменного солода. Чего еще надо?

Основное потребление алкоголя за границей у большинства наших соотечественников приходится на duty free: бюджетно и безопасно

Экзотика занимает мало места везде! Ракия для Балканского полуострова это норма, и в магазинах ее полно, а в Саудовской Аравии за торговлю таким напитком просто отрежут голову… Везде своя экзотика. У каждого напитка, даже качественного, своя судьба. Разве можно сказать, что арманьяк хуже коньяка?

— Путешествуя за границей, большинство россиян не ставят перед собой задачу во время ужина в ресторане заниматься дегустацией местных национальных спиртных напитков. За исключением разве что вина.

— Вполне естественно, что люди отдают предпочтение проверенным вещам. Когда появляется что-то новое, оно должно вызывать какие-то здоровые ассоциации: грузинская чача, армянская тутовая водка, кизлярка. А вот что-нибудь вроде Milaffo из Конго или Palm wine из Нубии, даже при отсутствии там лихорадки Эбола, никаких положительных эмоций вызвать не может. Основное потребление алкоголя за границей у большинства наших соотечественников приходится на duty free: бюджетно и безопасно. Хотя в последнее время появляются группы единомышленников, которые целенаправленно путешествуют, чтобы дегустировать местные продукты, и в том числе алкоголь. Туристические фирмы начинают разрабатывать и предлагать эногастрономические туры, а в Великом Новгороде в этом году прошел Первый международный форум-фестиваль «Перспективы развития гастрономического туризма в РФ» под эгидой UNWTO.

— Можно ли сравнить ситуацию на рынке элитного и коллекционного алкоголя с миром шоу-бизнеса или моды?

— Не совсем так. Если говорить о коллекционном и элитном алкоголе, он предназначен для людей богатых и понимающих. Кроме того, этим винодельням и виноградникам не одна сотня лет. И если посмотреть топовые вина XIX века — сплошная Франция: Бургундия, Бордо и Эрмитаж [винодельческий регион Hermitage — прим. «Б.О»]. Вне всякого сомнения, есть винодельни, где качество вина на достаточно высоком уровне, но они не являются мировыми топами. Причин может быть масса. Главное — виноделие очень консервативная отрасль, и чтобы вылезти на поверхность, надо иметь элитный виноградник, на котором будет вырастать элитный виноград, к которому подберут элитную технологию переработки. Все это вместе требует опытов не одну сотню лет. Удачи могут быть у многих, но постоянно выпускать достойные вина — удел великих.

Самые известные и популярные сегодня напитки поэтому и стали такими, что отвечали усредненным вкусам усредненных людей по большинству параметров искусственного отбора. Тот же коньяк — в силу разных причин, стал лучшей французской виноградной водкой лет 250 назад. И все это время «коньякоделы» не жаловались на трудности жизни или на притеснение со стороны виски. И не говорили, что у потребителей отсутствует культура потребления.

— По вашему мнению, в ближайшие годы отношение к экзотическому алкоголю в России изменится?

— Конечно, нет. Устойчиво известные напитки постоянно расширяют диапазон: производители виски регулярно предлагают новые релизы и финиши в различных типах бочек, на рынке появляются новые имена производителей арманьяка, кальвадоса и граппы. Доверие покупателей вполне устойчиво. Мало того, привычные вкусы еще дальше отодвигают от экзотики.

Когда-то почти весь алкоголь и еда были экзотикой. У кочевников был вяленый соленый сыр курут, у китайцев — пельмени. Почему пельмени распространились по миру во многих видах: позы, манты, вареники, хинкали, равиоли, а сыр остался только в виде экзотики? Судьба...

В процессе контактов из национальных кухонь соседи выбирают для собственного употребления не экзотику, а более или менее соответствующее собственным привычкам и вкусам. То же и с алкоголем…. История алкоголя — это история человечества.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ