Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • От стадии гнева к стадии удовольствия
13.11.2023 FinCorpFinTechАналитика

От стадии гнева к стадии удовольствия

Как будет развиваться отечественная IТ-отрасль в новых экономических условиях? Сможет ли Россия укрепить свой технологический суверенитет? Какие технологии обеспечат стратегическое лидерство? Таков далеко не полный перечень ключевых вопросов, на которых в этом году был сфокусирован CNews Forum 2023


Решение вопросов стратегического развития сферы информационных технологий и импортозамещения зарубежных программных и аппаратных средств российскими находится на контроле в Минцифры. «После первого шока и последующей за ним быстрой перестройки деятельности все, что касается цифровизации и российских решений, входит в рабочую колею. В целом, на рынке наблюдается сдержанный оптимизм: российские разработчики с уверенностью смотрят в будущее, видят заинтересованность заказчиков, новые ниши. Наша отрасль информационных технологий демонстрирует органический рост, причем гигантскими темпами, и активно закрывает пробелы, образовавшиеся с уходом зарубежных вендоров», — такую оценку текущей ситуации дал Максут Шадаев, глава Минцифры.

Максут Шадаев (Минцифры). Фото: CNews

По его словам, приходит время рефлексии, оценки того, что удалось сделать. В этом смысле сокращение бюджетного финансирования национальной программы «Цифровая экономика» на 11 млрд рублей на 2024–2026 годы должно помочь отрасли выйти на новое качество: переиспользовать IТ-решения, перейти на общую практику. Признаками такого качества министр назвал создание крупных национальных платформ, позволяющих уйти от частного характера развития IТ-систем.

Участников Форума волновал вопрос: можно ли ожидать перенесения срока, предусмотренного в Указе Президента РФ № 166 от 30 марта 2022 года, поскольку для многих компаний, в том числе из сферы финансов, очевидно, что не все субъекты КИИ смогут с 1 января 2025 года полностью перейти на российское программное обеспечение.

На этот вопрос Максут Шадаев ответил, что сложные случаи, к примеру в энергетике, где программное обеспечение встраивается в какое-то промышленное оборудование, будут рассматриваться отдельно. Вместе с тем при наличии в Едином реестре конкурентного программного продукта российского производства переходить на него нужно, чтобы не нарушать Указ Президента. Но, по словам министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, исключения из этого правила тоже будут.

На сегодняшний день не все зарубежное программное обеспечение имеет российские аналоги, так что до появления на рынке замещающих продуктов компании вынуждены использовать «трофейное» ПО в том или ином виде. Этот вопрос Минцифры планирует решить за счет отчислений пользователей таких продуктов на специальный счет, средства с которого будут направляться на поддержку отечественных разработчиков. «Такой законопроект готов. Сейчас он проходит согласование», — отметил министр.

Поскольку за 2022-2023 годы на рынке появилось много новых отечественных поставщиков, серьезную сложность для крупных компаний представляет отсутствие официальных рейтингов программных продуктов российской разработки. Они вынуждены тратить время и средства на изучение и тестирование нескольких платформ и принимать решения в условиях неполной определенности. Как результат профильное министерство получает огромное количество обращений от крупных компаний с просьбой объяснить, ПО каких российских вендоров лучше других подходит для импортозамещения в тех или иных случаях.

«Мы предприняли попытку создать маркетплейс и столкнулись с тем, что пока сложно договориться о единых правилах рейтингования программных продуктов, — констатировал Максут Шадаев. — Я просил коллег из АПКИТа и РУССОФТа эти правила сформулировать». По его словам, сейчас заказчикам не хватает объективного сравнения российских разработок в разных классах программного обеспечения. «Я думаю, в ближайшее время мы с ассоциациями разработаем методику, как рейтинговать российские продукты по степени зрелости и по функциональным возможностям и поймем, как через наш маркетплейс доносить результаты таких рейтингов до крупных заказчиков», — сказал Максут Шадаев.

Выход из этой ситуации предложил в своем выступлении на Форуме Олег Аксенов, директор технического департамента «ЛАНИТ-Интеграции». Он посоветовал заказчикам, которые по разным причинам затрудняются своими силами проложить маршрут к импортонезависимости, не стесняться обращаться за помощью к системным интеграторам. Объединив усилия, они смогут преодолеть ряд препятствий, среди которых — отсутствие на рынке российской альтернативы зарубежного ПО в некоторых классах, большое количество новых, малоизвестных вендоров, не до конца выстроивших свои экосистемы, несовместимость программных продуктов и аппаратных средств. По его словам, сегодня в ЦОД «ЛАНИТ-Интеграции» под тестирование софта различных производителей выделено 20 стоек и на половине из них установлены продукты в сфере информационной безопасности.

Олег Аксенов («ЛАНИТ-Интеграции»). Фото: CNews

Институты развития задают темп

Со всеми перечисленными Олегом Аксеновым барьерами в полной мере сталкиваются компании из финансового сектора, прежде всего госбанки, деятельность которых по импортозамещению оценивается по ключевым показателям эффективности, перечисленным в двух версиях Стратегии цифровой трансформации. На сегодняшний день в Россельхозбанке произведена замена импортных программных продуктов на ПО собственной разработки на 83%, рассказал участникам Форума Николай Ульянов, заместитель председателя правления РСХБ. В Институте развития сельского хозяйства перестали закупать зарубежный софт, а небольшую долю критических систем, которые на нем базируются, перевели в режим поддержки.

Николай Ульянов (РСХБ). Фото: CNews

Наращивает Россельхозбанк и долю отечественной радиоэлектронной продукции в своих закупках. Если в 2022 году она составляла всего 0,1%, то в 2024-м достигнет 71%. А в общем объеме аппаратных средств банка российские занимают 15%.

Проекты в области импортозамещения реализуются в РСХБ в рамках программы «Цифровой суверенитет» по трем направлениям: переход на российское прикладное ПО, переход на офисное и общесистемное ПО, а также переход на радиоэлектронные средства отечественного происхождения.

За год с небольшим, прошедший с момента принятия программы, у Россельхозбанка появилось несколько достижений на пути к цифровому суверенитету. Так, удалось заменить решения IBM разработанным IТ-специалистами банка на базе Open Source программным обеспечением, зарегистрированным в Едином реестре российских программных продуктов. Также в 2023 году практически завершился процесс миграции клиентов банка — юридических лиц на российскую систему ДБО, реализованную на отечественном стеке. Еще один значимый проект РСХБ в сфере импортозамещения — «Цифровой офис сотрудника». Это приложение быстро заменило в корпоративных коммуникациях банка популярные мессенджеры и в скором времени превратилось в главный канал связи корпорации с сотрудниками. Наконец, входящему в структуру РСХБ контент-сервис-провайдеру удалось полностью перейти с IBM FileNet на российскую программную платформу. «За два года мы с вендором внедрили крупное отказоустойчивое IТ-решение, которое полностью перекрывает функционал продукта IBM», — констатировал Николай Ульянов.

Группа компаний ДОМ.РФ, в которую входит одноименный банк, прокладывая маршрут импортозамещения, прошла от стадии гнева к стадии удовольствия, признал Антон Петухов, ее IТ-директор. «Стратегия цифровой трансформации» обязывала группу компаний как финансовый институт развития в жилищной сфере в числе еще 50 компаний с госучастием выполнить ключевые показатели по импортозамещению. Это:

  • увеличение доли расходов на закупку отечественной радиоэлектронной продукции и ПО;
  • увеличение вложений в отечественные решения;
  • использование программных продуктов в каждом классе на уровне 80–100%.

Антон Петухов (ДОМ.РФ). Фото: CNews

В совокупности разными компаниями Группы эксплуатируются 420 информационных систем, из них 11, включая АБС и процессинг банка ДОМ.РФ, относились к объектам критической инфраструктуры. Поскольку в обеих информационных системах используются продукты Oracle, их импортозамещение оказалась особенно сложным. «Пока мы не можем этого сделать из-за отсутствия готовых решений на рынке, — признал Антон Петухов и добавил, что сейчас работа в этом направлении активно ведется, но до конца 2024 года не будет завершена.

В поиске ответа на вопрос «Как выполнить эти ключевые показатели эффективности?» ДОМ.РФ вступил в Ассоциацию крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования (АКПО), в которую объединились «Росатом», «Роскосмос», «Ростелеком», «Газпром нефть» и некоторые другие крупные компании.

Членство в этой организации помогло Группе компаний ДОМ.РФ наладить поквартальную сдачу отчетов о выполнении ключевых показателей эффективности в Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, ЦКИТ, с которым у АКПО подписано соглашение о сотрудничестве.

Затем в ДОМ.РФ декомпозировали задачу замены импортных софта и «железа» российскими, выделив в ней три направления: работа с регулятором и госорганами, работа с вендорами по поиску и апробации решений, а также работа с пользователями.

«Недавно мы собрали на конференции более 50 отечественных вендоров. Нашим проектным офисом по импортозамещению ведется около 80 проектов. Мы создали фаст-треки закупки и внедрения российского “железа” и сейчас чувствуем себя очень уверенно: ключевые показатели эффективности на 2022 год выполнены, в этом году тоже их закроем. В 54 классах программного обеспечения доля отечественных разработок составляет более 50%, а в 28 классах ПО замещены 100% зарубежных продуктов», — констатировал Антон Петухов и добавил, что Группа компаний ДОМ.РФ готова и впредь выступать площадкой для апробации отечественных софтверных продуктов и IТ-решений.

«Цифра» помогает навести мосты

На секции, посвященной цифровизации финансового сектора, IТ-руководители коммерческих банков и других организаций из финсектора делились опытом трансформации отношений IT и бизнеса, необходимой в условиях ускорившегося развития.

По словам Федора Лежнева, руководителя департамента информационных технологий УК «Альфа-Капитал», в последнее время IТ-департамент фокусировался на привлечении новых сотрудников, для того чтобы успевать за ростом запросов со стороны внутренних заказчиков. В изменившихся условиях потребовалось посмотреть на IТ глазами бизнеса, то есть определить, какие новые продукты и сервисы можно внедрить, для того чтобы больше заработать, и как это сделать дешевле. Также на повестку встал вопрос оценки эффективности IТ-подразделения в целом.

Федор Лежнев («Альфа-Капитал»). Фото: CNews

Для совершенствования взаимодействия с бизнесом проведена реорганизация: все команды разработчиков распределены по бизнес-направлениям, внутри которых введена сквозная ответственность за результат. Принципиальным при перестройке работы было отсутствие команд и комитетов, наделенных функцией контроля. Для оценки эффективности решено использовать известный в работе с клиентами индекс NPS. Сегодня он замеряется после каждого завершенного проекта. Пока в УК «Альфа-Капитал» этот индекс довольно высок — 8 из 10.

Абсолют Банк в своей IТ-стратегии сделал ставку на гибкость. «Абсолют Банк — это банк без бумаги и с развитыми дистанционными сервисами для всех клиентов», — рассказала Елена Григорьева, управляющий директор банка. Гибкость проявляется в отношении человеческих ресурсов. На 8,5 тыс. сотрудников банка приходится всего 200 IТ-специалистов, включая тех, кто занимается техподдержкой пользователей. Стараясь максимально задействовать их потенциал, руководство активно использует для решения повседневных задач аутсорсинг и аутстаффинг.

Елена Григорьева (Абсолют Банк). Фото: CNews

В течение 2020–2022 годов в банке проводилась замена автоматизированной банковской системы собственной разработки на промышленное решение. Тактика этого процесса тоже была гибкой. По словам Елены Григорьевой, программа внедрения активно обсуждалась с членами проектной команды, неоднократно корректировалась и в итоге привела к положительному результату. На этапе миграции с одной системы на другую на роли руководителей команд были взяты представители бизнеса, которые восприняли ее с воодушевлением.

«Успех этого проекта заключается в том, что мы были не зашорены, думали, не боялись признавать свои ошибки и менять направление, а также вовлекли в проект наших заказчиков и пользователей», — заключила Елена Григорьева.

Об опыте реструктуризации IТ в Группе «Синара» рассказал Илья Батай, IТ-директор банка «Синара». Здесь за последние годы было выстроено четкое взаимодействие IТ и бизнеса, разработаны продукты, занявшие верхние строчки в рейтингах, созданы кросс-команды. Пойти на реструктуризацию Группу вынудил неуклонный рост бизнеса, в условиях которого фокус внутренних заказчиков сместился на скорость разработки новых продуктов, прозрачность и финансовый результат.

Илья Батай (банк «Синара»). Фото: CNews

В результате перед IТ была поставлена цель — перейти на продуктовый подход. Однако при ее достижении возникли проблемы: отсутствие полноценных «владельцев продукта», а также необходимость изменить менталитет IТ-специалистов, долгое время выступавших в этой роли. Пока, по словам Ильи Батая, решено совмещать практики конвейера, сохраняя гибкость и кросс-командный способ работы. «Над тем, как это оформить, в каких ролях и документах, чтобы бизнесу было комфортно, мы сейчас думаем, — заключил эксперт.

В целом, из докладов, сделанных на секции «Цифровая трансформация финансового сектора», можно сделать вывод, что IТ-руководители банковской сферы активно занимаются укреплением мостов с бизнес- и операционными подразделениями и оттачивают взаимодействие.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ