Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

19.07.2018 Best-practice
Первые на МАРСе

Опираясь на данные Московской биржи, с помощью компании «БКС Брокер» на российском фондовом рынке торгуют свыше 300 тыс. клиентов. Обладая таким объемом данных, мы поняли, что можем предложить клиентам и рынку в целом адресные, заточенные под характер инвестирования и финансовые предпочтения продукты и услуги. Тогда мы начали разработку проекта MARS



Marketing Analytics Research System (MARS) — программный комплекс, созданный инженерами и программистами «БКС Брокер» и предназначенный для управления жизненным циклом клиентов на основе анализа больших данных. Архитектурно MARS представляет собой интеллектуальную систему, состоящую из нескольких слоев работы с данными.

 

Компонентная архитектура

 

Слой обработки потоковых данных представляет собой комплекс программных компонентов, обеспечивающих бесперебойный сбор данных в режиме реального времени из всевозможных источников, как внешних (например, открытые источники в Интернете), так и внутренних (например, данные по клиентским операциям). На этом уровне данные поступают в систему и проходят предварительную обработку, в результате которой частично агрегируются, выявляются значимые бизнес-события и обогащается клиентский вектор, формирующийся и хранящийся на следующем слое — аналитическом. Также все данные со слоя потоковой обработки (как предобработанные, так и сырые) передаются в слой хранения неструктурированных данных (так называемый Data Lake).

Аналитический слой представляет собой хранилище данных с ограниченной историей, из которых формируется и обогащается актуальный клиентский вектор. На основе данных, хранящихся в этом слое, система сегментирует и кластеризует клиентов, вычисляет вероятности наступления различных событий (например, вероятность покупки или оттока), а также определяет склонность к тому или иному продукту. Данный слой является базовым в системе и позволяет получать доступ к актуальному клиентскому вектору по каждому клиенту.

В слое хранения неструктурированных данных концентрируются доступные данные из всех источников в их первоначальном необработанном виде. Данный слой предназначен для долгосрочного хранения всей истории по клиентам и пользователям и предоставления возможности дата-сайнтистам с использованием специального инструментария получать доступ ко всем этим данным и строить на их основе предиктивные и рекомендательные модели.

Также система включает в себя коммуникационный модуль, состоящий из ряда компонентов для campaign- и real-time-коммуникаций. Данный модуль интегрирован с различными каналами, такими как e-mail, телефония, СМС, мессенджеры, пуши в мобильных приложениях, сайты и посадочные страницы. В зависимости от того, какой канал коммуникации наиболее эффективен для данного конкретного клиента и наиболее удачного времени для связи с ним (что также вычисляется на основе предиктивных моделей), назначается коммуникация на основе коммуникационной политики, сформированных продуктовых предложений, прогнозируемой ценности, приоритетов и ряда других факторов, влияющих на конечную эффективность коммуникации.

Таким образом, благодаря постоянному обогащению клиентского вектора данными из различных источников и построению предиктивной аналитики на основе этих данных нам удается значительно повысить эффективность взаимодействия с нашими действующими и потенциальными клиентами, а также их удовлетворенность от работы с нашей компанией. Это позволяет нам фактически управлять жизненным циклом клиентов внутри компании, начиная с момента первого контакта с рекламой.

Аналитика по клиентам помогаем нам лучше понимать потребности наших пользователей, их инвестиционные профили, интересы, возможности и характер их взаимодействия с финансовой средой, что, в свою очередь, дает возможность подбирать для клиентов наиболее подходящие продуктовые предложения и торговые стратегии и зарабатывать вместе с нашими клиентами больше. Поэтому в итоге можно сказать, что MARS — это система, которая наравне с одноименной планетой позволяет воплощать мечты в жизнь, но не только для миллиардеров вроде Илона Маска, а для всех, кто так или иначе связывает свою жизнь с торговлей на фондовом рынке.