Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Первый пошел
01.03.2019
Первый пошел

В конце прошлого года Почта Банк первым объявил о реализации удаленной биометрической идентификации физлиц в своих интернет-банке и мобильном банке. Таким образом, теперь мобильное приложение Почта Банка — это многофункциональный цифровой офис, в котором можно удаленно стать клиентом Банка и совершать любые операции. Мы попробовали разобраться, как все это работает на практике


Александр Садчиков
И.о. главного редактора, арт-директор
Банковское обозрение

При первом открытии мобильного приложения пользователю напоминают, что при совершении покупок в Интернете по карте Почта Банка на сумму от 7500 рублей все последующие покупки будут застрахованы. Эта информация ненавязчива, лаконична, не вызывает дополнительных вопросов и побуждает клиента в дальнейшем задуматься о том, какой картой лучше воспользоваться в интернет-магазине. Также следует отметить, что некоторые функции мобильного приложения можно использовать без авторизации в системе. В частности, предоставлены широкие возможности связи с Банком — как с помощью популярных соцсетей, бесплатных звонков с территории России и из-за границы, так и с помощью встроенного в приложение мессенджера, который помогает бесплатно позвонить в службу поддержки через Интернет (это может пригодиться, например, в случае неисправности сим-карты).

Кроме того, без идентификации в приложении можно найти ближайшие точки присутствия Почта Банка и банкоматы, где можно снять наличные без комиссии. В этом разделе адреса можно вывести на экран девайса списком или посмотреть на карте, где с помощью разных значков отображены разные по функциональности отделения; их также можно отфильтровать по необходимому набору услуг. Вдобавок, не будучи клиентом Банка, человек из приложения может в три шага отправить заявку на кредит наличными до 1,5 млн рублей, выбрав адрес клиентского центра, куда нужно будет подойти для подтверждения личности. Решение будет принято за одну минуту.

После подтверждения номера мобильного телефона паролем из СМС и прохождения недолгой процедуры назначения пароля, короткого кода и, при желании, подтверждения дальнейших входов в мобильный банк с помощью отпечатка пальца нам предлагают сфотографироваться, чтобы в дальнейшем подтверждать операции с помощью селфи. Вероятно, результат этой процедуры не очень понравится людям, которые трепетно относятся к своему изображению, поскольку система не дает времени на подготовку и автоматически снимает лицо, как только оно появляется в рамке. Я устанавливал приложение несколько раз на разных устройствах и в итоговом снимке мое лицо неизменно «заглядывало в кадр из-за угла», несмотря на то что я покорно позировал, пока шло сканирование. Возможности переснять нет, но будем надеяться, что эту фотографию приложение будет использовать только для своих нужд в фоновом режиме и никогда никому ее не покажет.

Далее нас встречает личный кабинет мобильного банка и в режиме обучения показывает основные элементы интерфейса. Несмотря на то что я еще не прошел процедуру идентификации, без посещения клиентского центра мне доступна онлайн-карта, а также можно подать заявку на открытие вклада или выпуск любой карты Банка. Виртуальную карту можно пополнить как с карты другого банка в самом приложении, так и путем внесения наличных денежных средств через банкоматы Почта Банка. Таким образом, без визита в Банк пользователь может совершать некоторые платежи. Чтобы совершать переводы физлицам, на другие карты и оплачивать покупки в зарубежных интернет-магазинах, потребуется пройти упрощенную идентификацию. Приложение предлагает сделать это двумя способами: в точках присутствия Банка и онлайн. Кстати, для регистрации онлайн необязательно заполнять паспортные данные вручную, система предлагает сфотографировать паспорт, после чего «сделает все остальное» сама. Хотелось бы отдельно отметить доброжелательность и простоту всех сообщений системы. В приложении нет места сухим, малопонятным среднестатистическому пользователю финансовым терминам.

Если мы не хотим ни заполнять паспортные данные самостоятельно, ни фотографировать паспорт, а хотим, чтобы все необходимые данные сами подгрузились из ЕСИА, надо пройти удаленную биометрическую идентификацию. В Почта Банке это можно осуществить через открытие сберегательного счета — базового продукта, который объединяет в себе удобство пользования текущим счетом, все возможности дебетовой карты и доходность вклада. Именно это предлагает сделать приложение клиентам, зарегистрированным в Единой биометрической системе. Эта возможность появилась в новой версии приложения Почта Банка для платформы Android, которая в магазине приложений доступна под обозначением 2.0

Для того чтобы пройти биометрическую идентификацию, на устройстве должно быть установлено приложение «Ключ Ростелеком». Именно оно обеспечивает процедуру идентификации. Важно, что переход из приложения Почта Банка осуществляется для пользователя незаметно. Ради эксперимента я решил пренебречь рекомендацией разместить лицо в экране полностью и назвал неверные контрольные цифры, думая, что раз уж «Ключ Ростелеком» меня идентифицировал ранее с помощью ЕСИА, то, может быть, и здесь подгрузит мои данные. Не вышло. Не вышло даже с подстановкой моей цветной фотографии формата А4. Не вышло настолько, что система безопасности «Ключ Ростелеком» заблокировала меня как пользователя на некоторое время. Зато при соблюдении условий освещенности и тишины в помещении процесс идентификации прошел гладко, и мой цифровой образ был проверен. Подтвердив свои намерения по передаче персональных данных в Банк, мы опять незаметно оказываемся в приложении Почта Банка. Поскольку в ЕСИА нет информации о дате регистрации по месту жительства, а эта информация требуется для открытия счета, пользователю необходимо заполнить данное поле самостоятельно. После этого приложение сообщает, что заявка принята и сберегательный счет будет открыт в течение пяти минут. Так и случилось — через пару минут пришло СМС-сообщение с кодом доступа, который необходимо сохранить, поскольку он выполняет роль персонального идентификатора. В случае если вы будете переустанавливать приложение с помощью этого кода в связке с датой рождения, Почта Банк идентифицирует вас как клиента.

Итак, сберегательный счет открыт, а значит, появились широкие возможности использования продуктов Почта Банка. Счет позволяет копить, расходовать и ежемесячно получать проценты на минимальный остаток средств, находившихся на счете в течение месяца. Помимо этого после идентификации повышаются лимиты на расходы по онлайн-карте с 15 тыс. рублей до 200 тыс. Кстати, к онлайн-карте в приложении можно привязать платежную систему с бесконтактной оплатой телефоном (в моем случае — Google Pay).

Отмечу, что в приложении хорошо налажена работа с обучением по использованию новых разделов и продуктов. Например, когда впервые заходишь на страницу сберегательной карты, система сразу показывает ключевые кнопки управления. Одна из этих кнопок позволяет не только переименовать, но и задать страничке с продуктом фоновый рисунок из предложенных системой или загрузить свой. Благодаря этим маленьким настройкам под себя у пользователя создается приятное впечатление от приложения и от бренда Почта Банка в целом.

КОММЕНТАРИЙ БАНКА

Анастасия Масленникова, Почта Банк Анастасия Масленникова, член правления, директор по развитию электронного бизнеса Почта Банка

Основным вектором развития сервисов ДБО в Почта Банке будет совершенствование платежных инструментов, которые позволят клиентам оплачивать еще больше различных услуг, причем платить станет проще и удобнее. Это и технологическое совершенствование дистанционных сервисов, и изменение тарифов. Уже сейчас все зарплатные клиенты Банка и пенсионеры могу отплачивать коммунальные услуги через Почта Банк без комиссии. В этом году мы планируем подключиться к Системе быстрых платежей ЦБ РФ, которая позволит клиентам моментально переводить деньги в другой банк, используя лишь номер телефона получателя. И конечно, мы будем развивать возможности нашего приложения, связанные с биометрическими технологиями и Единой биометрической системой.




Сейчас на главной