Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
На рынке платежных терминалов существует два прямо противоположных мнения: первое — автоматы должны быть дешевыми, второе — автоматы должны быть дорогими. В компании SEAprint придерживаются второй точки зрения. Руководитель проекта SEAprint Александр Федотов объяснил преимущество такой позиции.
— Достаточно спорное утверждение. В чем же именно заключается это преимущество?
— Для ответа на этот вопрос нужно углубиться в специфику рынка платежных терминалов. Что есть низкая цена? Низкая цена — это низкое качество терминала, потому что удешевление терминала сегодня принципиально невозможно без удешевления комплектующих. Дешевые комплектующие, как правило, сделаны с более высоким уровнем брака, имеют высокий процент выхода из строя и обладают непродолжительным сроком эксплуатации. Так, киоск, сделанный на базе дешевых комплектующих, живет в среднем от 1,5 до 2,5 лет. А киоск из комплектующих качественного типа живет от 2 до 5 лет, некоторые даже от 10 до 15. То есть дорогой терминал живет в 2–2,5 раза дольше.
Уровень надежности дешевого терминала ниже, а значит, он будет чаще нуждаться в ремонте. В результате средства, затраченные на обеспечение «жизнедеятельности» киоска, могут превысить стоимость его закупки от 2 до 20 раз.
Также из-за низкой надежности возможны инциденты с клиентами. Например, ситуация, когда клиент внес платеж, а услугу не получил, или были замяты деньги при выдаче наличных. В данном случае возникает целая цепочка последствий: заказ деталей, выезд сервисного инженера, проведение замены и, главное, потеря доверия клиента. Более того, из-за регулярных поломок и простоев теряется выручка, возникает неполученный доход, который в итоге является затратной статьей.
К тому же терминал, укомплектованный некачественными комплектующими, стоит около 2700 долларов, а качественными — 3300 долларов. Таким образом, разница в цене составляет порядка 10–20 %. Эта сумма несравнима с тем экономическим эффектом, который получит предприниматель в ходе эксплуатации.
Экономика упрощенно выглядит так: комиссия с одной точки — 800 долларов в месяц; затраты на содержание точки — 500 долларов в месяц; стоимость терминала, приходящаяся на один месяц, — 92 доллара (из расчета 3300 долларов/36 месяцев), стоимость дешевого терминала — 75 долларов на один месяц.
Терминал является самой низкозатратной статьей. Поможет ли экономия на нем? Нет, даже если он будет в два раза дешевле. Зато значимые статьи пострадают. В наших реалиях можно сэкономить при покупке дешевого киоска 20%, размер экономии — 17 долларов на каждый месяц работы. Удешевление приводит к появлению узких мест в исполнительном оборудовании и в итоге — к снижению стабильности системы, что, в свою очередь приводит к увеличению затрат на содержание, 20% от 500 долларов — 100 долларов, и к потере комиссии: 20% от 800 долларов — 160 долларов. В итоге экономия 17 долларов оборачивается убытком в 260 долларов, не считая синергетических потерь.
А это не только потерянная прибыль, но и неполученные инвестиции на развитие рынка.
— Получается, что покупать дешевые киоски невыгодно, но, тем не менее, это происходит. Почему?
— Всех предпринимателей в результате градации по их инвестиционным способностям можно условно разделить на две категории. Одна категория предпринимателей может себе позволить значительные инвестиции на длительный срок, а другая нет. Ко второй, как правило, относятся частные предприниматели, которые держат от 10 до 100 киосков. Эта группа предпринимателей быстро реагирует на новые тенденции и успевает заработать в новых нишах до прихода крупных игроков. Это очень рискованный бизнес, потому что владелец не защищен административным ресурсом, который бы гарантировал долгосрочные перспективы работы. И скорее всего, придет сильный конкурент и вытеснит его достаточно быстро. Для таких предпринимателей важно расставить как можно больше киосков при малом бюджете, быстро окупить и получить прибыль, и идти искать новую нишу. При этом сверхприбыль новых ниш покрывает сверхзатраты и обеспечивает доход. Для такого «временного» бизнеса как раз очень важно, чтобы киоск был дешевым и необязательно экономным в эксплуатации.
Но сейчас мы подошли к этапу, когда терминалы установлены во всех публичных местах и на смену эпохи быстрого освоения рынка пришла эпоха рационализации. На этом этапе больше заработает тот, кто сможет построить стабильную и рациональную в долгосрочной перспективе систему. Иными словами, рынок достиг своего стабильного развития, и пришла эпоха крупных предпринимателей, готовых вливать «длинные» деньги в этот бизнес. И как раз именно этой категории выгодно устанавливать дорогие рациональные киоски.
Еще один нюанс — регулирование рынка государством. Если на рынке преобладают дешевые терминалы — это значит, что на нем работает множество агентов. Агенты — это непрозрачная, плохо контролируемая структура. Напротив, рынок, представленный несколькими крупными операторами с большим количеством дорогих киосков, удобен и прозрачен.
— Возможно ли за счет использования дорогих терминалов повысить доходность этого бизнеса?
— Вероятно, это путь дальнейшего развития рынка.
Старый путь исчерпан. Рост числа терминалов снижает их выручку и увеличивает стоимость аренды. Нужны кардинальные меры для выживания, причем удешевление киоска не помогает, потому что даже если удается выстрадать экономию, то она настолько мала, что одним махом исчезает из-за удорожания аренды и снижения доходности, например при установке по соседству конкурирующего терминала.
Кардинальный путь — это повышение выручки. Нужно повышать объем принимаемых платежей. Но, например, как повысить объем платежей за связь? Существует ряд объективных причин (демографическая ситуация, тарифная политика и т.д.), по которым невозможно это сделать. Поэтому единственный способ повысить доходность — это увеличить число полезных функций терминала, чтобы потребители оставляли больше денег. В частности, можно предоставлять банковские услуги, продавать билеты и т.д.
Для этого, в свою очередь, потребуется наращивание технологических возможностей терминала, понадобятся устройства для работы с пластиковыми карточками, устройства для продажи билетов, устройства для выдачи монет и др.
Рынок находится в стадии, когда удешевление будет мешать развитию терминалов в РФ. Повышение же уровня цен и технологий поможет развитию рынка.
— А существует ли проблема с обеспечением технологичными комплектующими?
— Сегодня наша компания поставляет комплектующие двадцати ведущих мировых производителей, в том числе технологичные компоненты: Star, Sagem, Fujitsu, Diebold. Пока проблем не возникало.
— А какие сегодня прослеживаются тенденции на этом рынке? Что выбирают предприниматели?
— Сначала рынок разделился на две категории: дешевых и дорогих. Те, кто пришел раньше, успел обжечься о дешевые технологии и перешел на более качественное оборудование. Те, кто пришел позже, скопировали чужой опыт и натиражировали ошибок. Зато процент уходящих с качественного оборудования на дешевое практически равен нулю. Это вполне закономерный процесс, потому что от повышения качества киоска выигрывают все участники рынка — и производители, и предприниматели, и потребители, и государство.
На новом витке рынка мы надеемся увидеть крупных игроков, заинтересованных в технологичных терминалах нового поколения.
Информационное пространство заполонил контент о колоссальных перспективах и пользе искусственного интеллекта, в том числе в финансовой сфере. Впечатляющие прогнозы, необходимость изменения стратегий и бизнес-моделей, перспективные области использования и прочие общие слова, зачастую этим же искусственным интеллектом и сгенерированные