Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Порой людей необходимо «расколдовывать»
29.01.2024 FinCorpFinRetailFinSecurityАналитика

Порой людей необходимо «расколдовывать»

О том, как и почему люди, доведенные до отчаяния мошенниками, идут на взлом банкоматов и поджоги отделений банков, «Б.О» рассказал руководитель департамента безопасности Сбера Дмитрий Сафронов


— Дмитрий,в Сбере зафиксировали 49 случаев нападения на офисы и сотрудников банка в 2023 году. Кто и для чего это делал?

Примерно к маю прошлого года у нас действительно несколько обострилась ситуация, в офисы начали приходить люди, которые совершали противоправные действия. Одни стали взрывать многозарядные петарды, другие среди белого дня, облив бензином или керосином банкоматы и мебель отделений, принялись их поджигать. Некоторые приносили зеленку и обливали ею сотрудников банка.

Как выяснилось, все эти люди находились под воздействием мошенников. Так называемые социальные инженеры, в своем большинстве находящиеся на территории Украины либо в других недружественных государствах, профессионально обманывают людей, выманивают у них все сбережения, загоняют в долги, а порой оставляют без личного автотранспорта и даже жилья.

Потом они говорят жертве, представляясь, например, сотрудниками правоохранительных органов: «Мы нашли мошенников, их необходимо задержать. Вы должны нам помочь и выступить в роли “разведчика”. Создать в отделении Сбера дымовую завесу, взорвать петарды, облить зеленкой сотрудников».

Используются и другие сценарии. Например, обобрав до нитки жертву, звонившие признаются, что они мошенники. Говорят: «Это мы украли ваши деньги. Мы с Украины и действуем по политическим соображениям, поэтому нам не нужны ваши средства. Мы вам их вернем. Для этого купите бензин и подожгите банк».

Но нас не только поджигатели посещают. Было пару случаев, когда к нам в отделения приходили женщины с ножами, с телефоном на громкой связи, из которого раздавалось: «Режь их, они все там бандиты, мошенники!». А совсем недавно в Нижневартовске произошел такой инцидент: к нам в офис ворвался мужчина и начал громить мебель. Слава богу, только мебель, а не людей. И это тоже было нападение под влиянием преступников — третьих лиц.

Дмитрий Сафронов, руководитель департамента безопасности Сбера

Что грозит этим и подобным жертвам обмана?

Во-первых, никто и никогда из числа мошенников не возвращал жертвам награбленное. Даже если бы они вдруг захотели сделать это, то не смогли бы. Все переводы из России преступники совершают в криптовалюте, а это — дорога в одну сторону.

Во-вторых, чаще всего люди привлекаются к уголовной ответственности по ст. 213 УК РФ «Хулиганство» с наказанием до восьми лет лишения свободы. Но есть категория «поджигателей», которым грозит ст. 205 УК РФ «Террористический акт». Им бы следовало подумать, хотят ли они и остаться без денег, и сесть на 25 лет (а может, и пожизненно) в тюрьму? А люди, врывающиеся в офисы, не понимают этого и считают, что отделаются легким хулиганством.

Кого социнженеры выбирают в качестве жертв?

Понятно, что их интересуют в первую очередь взрослые платеже- и кредитоспособные люди, которые легко подвергаются внешнему влиянию. Обычно людям внушают страх основное чувство, которое позволяет мошенникам манипулировать ими. Для начала жертву надо вывести из состояния равновесия и напугать. Второе чувство, на котором продолжают играть, это банальная алчность.

Но доходит и до того, что в роли жертвы используют детей. Тем или иным способом выбирают ребенка, который находится один дома, и начинают по телефону рассказывать какую-нибудь страшную историю, например о том, что его мама попала в беду и ей надо срочно помочь. Для этого необходимо поискать по всему дому деньги и другие ценности, сейчас приедет «дядя», ему надо открыть дверь и передать найденное.

Мессенджер WhatsApp (принадлежит компании Meta, запрещенной на территории России — Ред.) допускает анонимизацию владельца аккаунта и присвоение им самому себе любого титула. Например, руководителю компании некий «офицер спецслужб» присылает сообщение. Получив его, менеджер вызывает подчиненного: «Мне только что звонили из ФСБ, у тебя там какие-то проблемы. Делай что хочешь, но в течение недели все вопросы должны быть урегулированы». И такой человек идет «урегулировать» свои проблемы к мошенникам.

Что касается алчности, то в Подмосковье недавно обливала наших сотрудников зеленкой женщина, которая инвестировала по наводке из соцсетей все свои капиталы в некий мутный бизнес. Понятное дело, она прогорела. Зато другие «благожелатели» обещали ей помочь, если она совершит диверсию в офисе банка.

Может ли система фрод-мониторинга Сбера выявлять клиентов, находящихся под влиянием мошенников?

Антифрод-система Сбера умеет выявлять и останавливать значительную часть подозрительных и нетипичных для клиента операций, ее эффективность составляет сейчас уже 99,6%. После приостановки операции банк всячески предупреждает клиента о возможном мошенничестве. Это может быть СМС или пуш-уведомление в «Сбербанк Онлайн», звонок робота, который оповещает о ситуации, или звонок эксперта банка, который пытается убедить человека, что он находится под воздействием социальной инженерии. Если и это не помогает, такому клиенту предлагают лично посетить специализированный филиал банка.

Там он встречается с сотрудником безопасности, который, заранее изучив профиль направленного к нему клиента, выводит его из-под воздействия мошенников. Некоторые люди не то чтобы находятся под гипнозом, но «зомбированы» до такой степени, что не верят вообще никому, кроме голоса мошенника в телефоне.

В практике правоохранительных органов Москвы был случай, когда только на вторые сутки, сидя в камере в полиции за соучастие в мошенничестве, женщина начала с большим трудом прозревать и понимать, что все — ее уже спасать никто не придет, а она совершила реальное преступление, не ведая об этом.

Какие советы дадите нашим читателям для эффективной защиты себя и близких от телефонных мошенников?

Первое, что необходимо сделать, — не совершать каких-либо операций и действий по просьбе неизвестного абонента. Если у вас возникли сомнения в сохранности денежных средств, обратитесь в офис своего банка.

Также нужно обратиться в полицию и правдиво рассказать все как есть. Телефонное мошенничество является таким же преступлением, как и другие деяния, закрепленные в уголовном законодательстве.

Что касается действий Сбербанка в этом направлении, одно из них — обучение людей тому, как отличить мошенника, что делать надо, а что не надо. Преступникам необходимо оставить как можно меньше возможностей.

При этом в случае подозрений можно и нужно обращаться к сотрудникам банка. В июле 2023 года в 112 наших офисах запущен прием граждан сотрудниками службы безопасности. Они путем личного общения, демонстрации обучающих материалов, а иногда с привлечением родственников и полиции, как мы это называем, «расколдовывают» людей.

Какие меры предпринимает банк для предотвращения нападений на офисы или банкоматы с целью хищения денег?

Мы стараемся, в рамках разумного, практически все случаи действий мошенников широко освещать в прессе. Не сеять панику, конечно, а активно заниматься профилактикой правонарушений.

Как показывает статистика последних лет (а уж 2023 года тем более), ни разу ни одна попытка вскрыть наши банкоматы не увенчалась успехом. Добавлю к сказанному, что всех лиц, причастных к этим нападениям, мы помогли полиции установить и разыскать.

Все они были привлечены к уголовной ответственности. Мы считаем нашим приоритетом в работе делать все, чтобы каждый виновный был наказан по заслугам за содеянное преступление. С точки зрения успешности профилактики важно доказать криминалу, что наказание неотвратимо!

Что касается охраны банкоматов: для этого используются современные технологии и техника, причем установленная не только в самих устройствах, но и в местах, где они установлены. Понятно, что до конца противостоять взрывам при помощи газа мы не можем, нет смысла устанавливать повсюду бронекапсулы, а специальных бронированных банкоматов не существует. Но где бы ни размещались банкоматы, они находятся под видеонаблюдением. Главное, что камеры являются частью компьютерного зрения. IT-система помогает нашим операторам в центрах охраны и реагирования оперативно реагировать на какие-то нестандартные действия, которые происходят рядом с нашим устройствами. Оператору помогает искусственный интеллект, которого обучили понимать и сигнализировать, что человек не деньги снимает, а пытается оторвать панель банкомата, вскрыть его ломом, болгаркой или иными подручными средствами.

Что может сделать оператор? Во-первых, он нажимает кнопку вызова полиции или нашей службы безопасности. Во-вторых, он включает систему активного противодействия, например подключается к системе голосовой связи, чтобы заставить преступника прекратить его действия и убедить его дождаться полицию для его собственного блага. Это касается и тех, кто пытается учинить разбой в наших отделениях.

Все эти системы позволяют нам не только защищать банкоматы и отделения, но и обеспечивать профилактику нападений. И результаты налицо: в 2014 году было зафиксировано 739 нападений на банкоматы, а в 2023-м — только 55, и все они были безуспешными.

Удалось ли задержать и привлечь к ответственности этих людей?

Конечно. Полиция прибывает обычно через несколько минут. Если преступники пытаются ускользнуть, то исход всегда один они оказываются в руках правоохранительных органов. В этом, конечно, здорово помогают современные системы видеонаблюдения и наши уникальные разработки в области быстрой обработки больших данных.

Например, в одно из отделений Санкт-Петербурга пришел вооруженный мужчина и, угрожая оружием, потребовал деньги. Кассир, действуя по инструкции, отдала ему все, и он счастливый и довольный, ушел. Когда он доехал до дома, в один из городов в Карелии, мы уже с нарядом полиции ждали его возле подъезда. Там его, прибывшего домой с бутылкой шампанского, цветами и сумкой денег, задержали правоохранительные органы.

Дмитрий Сафронов,  руководитель департамента безопасности Сбера

Дмитрий Сафронов, руководитель департамента безопасности Сбера

Что мошенникам интересно в «работе» с юридическими лицами?

В основном происходит «тестирование на взлом» онлайн-систем, а также испытание нас на прочность путем подделки различных документов, например доверенностей на доступ к счетам наших клиентов. С этим мы успешно боремся. А вот с чем нам еще требуется поработать, так это с незаконными исполнительными листами на списание денежных средств со счета юридического или физического лица.

В банк все чаще поступают, казалось бы, легитимные исполнительные листы. Однако на практике мы неоднократно фиксировали попытки мошеннических действий, связанных с получением денежных средств по указанным документам. В частности, были случаи, когда мошенники подают в суд исковые требования по фиктивным договорам займа и тем самым вводят суд в заблуждение. В свою очередь, суды, не обладая полной информацией об обстоятельствах самого договора, принимают решения о взыскании денежных средств в отсутствие ответчиков, которые даже не подразумевали ни о заключении договора, ни о рассмотрении дела в суде.

Мы находимся в постоянном межведомственном взаимодействии и контакте с правоохранительными органами, однако с учетом выявления все новых и новых преступных методов со стороны мошенников, уровень нашего взаимодействия необходимо непрерывно повышать.

Панацеи или условной серебряной пули в борьбе с преступностью нет и никогда не будет. Это вечная борьба мошенников с защитой. Лучший вариант в этой борьбе — «думать своей головой» и взаимодействовать с правоохранительными органами, а также другими заинтересованными структурами.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ